Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Реорганизация является способом как прекращения, так и возникновения юридических лиц.

Формы реорганизации ЮЛ (п.1 ст.57):

1. Слияние нескольких ЮЛ в одно. А и В прекращают свою деятельность, в результате появляется новое юр.лицо – С.

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru А

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru С

В

2. Присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому. К А присоединяется В, при этом В прекращает свою деятельность.

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru А + В А

3. Разделение ЮЛ на несколько самостоятельных организаций. А разделяется на В и С и прекращает свое существование.

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru В

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru А

С

4. Выделение из состава ЮЛ (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых ЮЛ. Из А выделяется В, но при этом А продолжает свое существование.

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru В

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru А

А

5. Преобразование ЮЛ из одной организационно-правовой формы в другую. Было одно ЮЛ, и осталось одно ЮЛ.

Например:

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru ООО АО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п.2 ст.92)

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru АО ООО, хозяйственное товарищество, производственный кооператив (п.2 ст.104)

Реорганизация юридического лица. Правопреемство при реорганизации юридических лиц. - student2.ru ПК хозяйственное товарищество или общество (ст. 106.6)

Никакие другие, кроме названных форм, невозможны.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если ГК или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Основания реорганизации:

1. Добровольная:

1) по решению учредителей;

2) по решению уполномоченного органа ЮЛ.

В предусмотренных законом случаях добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования может осуществляться с предварительного согласия гос. органов (п.3 ст.57). Например, согласие от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 1. С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: 1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр; 2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр; 3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при слиянии или присоединении финансовых организаций, не поднадзорных Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации); 6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, к коммерческой организации (за исключением финансовой организации) такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации); 7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (при присоединении к финансовой организации, не поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации).  




2. Недобровольная (только выделение и разделение!!!):

1) по решению уполномоченных государственных органов;

2) по решению суда.

Если учредители (участники) ЮЛ, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию ЮЛ в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию ЮЛ. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами ЮЛ. Арбитражный управляющий выступает от имени ЮЛ в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход 1. В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц. 2. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: 1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; 2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); 3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации. 3. Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Порядок добровольной реорганизации (ст.60 + гл.5 ФЗ №129 + приказ ФНС).

1. Принятие решения о реорганизации.

· в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации ЮЛ обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более ЮЛ такое уведомление направляется ЮЛ, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

· регистрирующий орган в течение 3-х рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о состоянии реорганизации (п.1 ст.13.1 ФЗ №129).

2. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации ЮЛ дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (п.2 ст.13.1 ФЗ №129).

3.Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами (п.2 ст.13.1 ФЗ №129).

4. Инвентаризация. Составление передаточного акта.

ГК РФ Статья 59. Передаточный акт 1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. 2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

5. Регистрация (ст.15 ФЗ №129).

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.57).

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Для отдельных видов ЮЛ законодательство предусматривает особый порядок реорганизации. Так, при слиянии АО ими заключается специальный договор о слиянии, определяющий не только порядок и условия слияния, но и порядок конвертации (замены) каждого общества в акции нового общества, а при присоединении АО ими заключается аналогичный договор о присоединении, причем проводится совместное общее собрание реорганизуемых такими способами обществ (ст. 16 и 17 Закона об АО).

Наши рекомендации