Статья 257 Обман потребителей
Объект данного преступления – общественные отношения, связанные с торговлей и обслуживанием населения.
C объективной стороны обман потребителей (покупателей, клиентов, заказчиков и др.) может выражаться в совершении самых различных действий, вводящих в заблуждение потребителя, например, превышении установленных цен, продаже фальсифицированного товара либо товара низшего сорта по цене высшего сорта, обсчете, обмеривании, обвешивании, завышении количества израсходованных материалов, закладке в приготавливаемые блюда меньшего количества продуктов, чем предусмотрено нормами, и т.п.
Утветственность ответственность за обман потребителей нступает, если деяние совершено в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере. Обманом потребителей в значительном размере признается обман, размер наживы от которого превышает половину размера базовой величины, установленного на день совершения преступления.
Отличительная черта обманных действий состоит в том, что они совершаются виновным, реализующим товар, выполняющим работы или оказывающим услуги в отношении конкретного потребителя, при осуществлении конкретных гражданско-правовых сделок. Если обман рассчитан на введение в заблуждение неопределенного круга потенциальных потребителей, то такие действия не содержат состава обмана потребителей. Так, например, к числу таких действий можно отнести рассчитанное на привлечение внимания потенциальных покупателей доведение до их сведения ложной информации о цене товара на выставке-продаже путем воспроизведения через средства ретрансляции рекламного ролика.
Обман потребителя – это действия, которые по определению затрагивают материальные интересы потребителя и связаны с причинением ему имущественного ущерба. Имущественные интересы потребителя страдают либо потому, что в результате обмана он передает виновному имущество в большем количестве, чем требовалось при совершении сделки (например, при обсчете покупатель платит больше, чем требуется), либо потому, что он получает от виновного имущество в меньшем количестве (более низкого качества, а значит и цены, и др.), чем он обязан был передать потерпевшему. Все иные обманные действия виновного, не отвечающие указанным признакам, связанные с введением в заблуждение потребителя, при наличии обстоятельств, указанных в уголовном законе, могут влечь ответственность по статье 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента», статье 250 «Распространение ложной информации о товарах и услугах», статье 337 «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции» или статье 338 «Выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Потерпевшим от совершения указанных действий является потребитель, т.е. физическое лицо, заказывающее, приобретающее или использующее товар.
С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что обманывает конкретного потребителя, и желает этого, преследуя цель причинения ему имущественного ущерба. Мотивы, которыми руководствуется лицо, совершая обман, как правило, являются корыстными, но они не имеют значения для квалификации.
Субъект данного преступления – работник индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющий реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, индивидуальный предприниматель, осуществляющий такую же деятельность.
Обман потребителей признается оконченным преступлением с момента совершения единичного акта такого обмана (например, обсчитан один клиент, обвешен один покупатель) при наличии любого из указанных альтернативных признаков состава преступления.
Квалифицированные признаки преступления указаны в ч.2 ст. 257 УК. По ней наступает ответственность за обман потребителей, совершенный группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за обман потребителей, либо в крупном размере
Оперделение группы лиц, действовавшей по предварительному сговору, содержится в ст.17 УК.
Ранее судимымза обман потребителей признается лицо, имеющее судимость за совершение преступления, предусмотренного частями 1 или 2 ст. 257 УК, при условии, что она не была погашена или снята в установленном законом порядке.
Повторность деяния будет иметь место в тех случаях, когда виновный совершает обман не одного, а нескольких потребителей, не в одно и то же, а в разное время, при условии, что обман каждого из них охватывается самостоятельным умыслом виновного, каждый эпизод такого обмана является самостоятельным правонарушением. В этом случае каждый последующий эпизод обмана является повторным правонарушением, подлежащим самостоятельной уголовно-правовой оценке. Если же все эпизоды обмана потребителей, совершенные при указанных выше обстоятельствах, объединены единым умыслом виновного (например, все стоявшие в очереди за товаром были обвешены, поскольку лицо использовало при взвешивании фальсифицированную гирю), то они являются лишь частями одного, единичного продолжаемогопреступления. Нажива, полученная вследствие обмана нескольких потребителей, подлежит суммированию.