Государство и право в условиях кризиса социализма 531

ми объединениями, фракциями и депутатами палат Феде­рального Собрания. В июне Указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, нахо­дящемся в состоянии кризиса. К преодолению кризиса влас­ти был направлен Указ 3 октября 1994 г. «о мерах по укрепле­нию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» — акт, принятый в годовщину октябрьских собы­тий в Москве.

Весной-летом 1994 г. вносится ряд изменений в регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые право­вые институты, нормы и отрасли (в УК. ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

С весны 1992 г. Верховный Совет принимает ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных орга­нов власти. В марте принимается закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной админи­страции, в июне — закон «о местном самоуправлении в РСФСР» и «о дополнительных полномочиях местных Сове­тов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»; в июле — «об установлении переходного пе­риода по государственно-территориальному разграничению в РФ» и «о закрытом административно-территориальном об­разовании». В июле и ноябре вносятся изменения в закон о выборах народных депутатов местных Советов.

После октябрьских событий 1993 г. в Москве принимается Указ Президента «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Фе­дерации». 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государствен­ной власти в субъектах федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую об­ластную Думу. В конце месяца принимаются Указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы метного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменяются собраниями представителей, думами, муници­пальными комитетами. Возникают институты глав админи-



та.



страции, мэров, старост и т. п. Тогда же принимаются Основ­ные положения о выборах в органы местного самоуправле­ния. В марте 1994 г. создается специальное Управление Адми­нистрации Президента по работе с территориями — делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одно­временно был издан Указ «О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления».

В июле принимается Положение о Комиссии по подготов­ке договоров о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, де­лалась очередная попытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потре­бовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой полити­ке при Президенте. В июле принимается положение о прове­дении аттестации руководителей и специалистов структур­ных подразделений центральных органов федеральной ис­полнительной власти и положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджет­ной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда'. В ноябре создается Управление делами Прези­дента Российской Федерации, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе.

Тысячелетний путь развития российского права не завер­шен. Удивительно, но даже долгие периоды разрывов в наци­ональной правовой традиции не меняют общей картины — российское право, как и российская государственность, — это единый процесс со множеством нюансов, но и множеством повторений. Особенности его национального характера про­слеживаются в правовых построениях, структурах и языке права. Мы можем говорить о таких чертах, как приоритет­ность коллективных начал над индивидуальными, юридичес­кого лица над физическим, нечеткость правовых границ при определении прав собственника, большое число условностей


Наши рекомендации