Государство и право в условиях кризиса социализма 523

владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные Со­веты.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы:

«собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственнос­ти иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность Со­ветских и иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крес­тьянского и личного подсобного хозяйства Формами коллек­тивной собственности — собственность арендного предпри­ятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общест­венной организации и фонда, религиозной организации. Го­сударственная собственность подразделяется на общесоюз­ную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориаль­ных образований (коммунальная), государственных предпри­ятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономи­ческих отношений Союза ССР, союзных и автономных рес­публик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось поня­тие «общесоюзный рынок», основой формирования и функ­ционирования которого признавалась «самостоятельность Предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равнопра­вия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоя­тельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечис­лялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или релиу



XI.



гиозным организациям. Государственные предприятия дели­лись на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных пред­приятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после упла­ты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их пол­ное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал осно­вой всех отношений, в которые вступало предприятие. Пред­приятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию не­зависимо от форм собственности равные правовые и эконо­мические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономичес­кие рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приня­ты Основы законодательства об инвестиционной деятель­ности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой дея­тельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые де­нежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллек­туальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могут быть советские и ино­странные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содер­жании новых законов «Об общественных объединениях» (ок­тябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил: поли­тические партии, массовые движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодеж­ные и детские, научные, технические, культурно-просвети­тельские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциа­ции и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущест­венные права: как юридические лица они «владеют, пользу­ются и распоряжаются принадлежащими им на праве собст-


Наши рекомендации