Социалистическая реконструкция народного хозяйства

На апрельском (1929 г.) пленуме ЦК Сталин высказал идею, что «аграрный сектор является главным и единственным ви­новником экономического кризиса в стране». С этим связы­валось требование радикального его преобразования. По ь проекту ВСНХ должны были быть значительно увеличены государственные капиталовложения в сельское хозяйство, по проекту Госплана (подготовившего первый пятилетний план развития народного хозяйства) в экономике должен был со­храниться преобладающий частный сектор. Более умерен­ный план преобразований, предложенный Госпланом, под­вергся радикальному корректированию. Темпы коллективи­зации сельского хозяйства были резко повышены по сравне­нию с планируемыми ранее.

В июне 1929 г. началась массовая коллективизация, цент­ральный орган управления коллективными хозяйствами (Колхозцентр) получал дополнительные полномочия. Тыся­чи рабочих направлялись в деревню, туда же были направле­ны многочисленные партийные активисты и работники ГПУ. К осени 1929 г. заготовительная кампания приняла насиль­ственный характер, рыночные механизмы были сломлены. На ноябрьском пленуме ЦК был поставлен вопрос о мини­мальных сроках коллективизации, в январе 1930 г. специаль­ная комиссия Наркомзема разработала график коллективиза-

Е&сударство и право в период государственно-партийного социализма 489

ции. К осени 1930 г. сплошная коллективизация должна была завершиться на Северном Кавказе, Нижнем и Среднем По­волжье. Другие зерновые районы планировалось коллективи­зировать годом позже. На всей территории страны преобла­дающей формой хозяйствования признавалась сельскохозяй­ственная артель (в которой земля, скот и техника обобщест­влялись).

В декабре 1930 г. другая специальная комиссия разработа­ла программу борьбы с кулачеством. В состав «кулачества» включались три категории крестьян: 1) «кулаки», занимав­шиеся «контрреволюционной деятельностью»; 2) «кулаки», не оказывающие активного сопротивления власти; 3) «кула­ки», признанные лояльными по отношению к власти. Пред­ставители первой и второй категорий подвергались аресту и высылке в Сибирь и Казахстан, а их имущество конфисковы­валось. «Кулаки» третьей категории переселялись (в преде­лах областей, где они проживали) на необработанные земли. Раскулачивание проводили специальные комиссии, состояв­шие из первого секретаря партийного комитета, председате­ля исполнительного комитета и руководителя местного отде­ла ГПУ. Списки раскулачиваемых составлялись при содейст­вии деревенских активистов и комитетов бедноты.

В марте 1930 г. принимается постановление ЦК «О борьбе против искривления партлинии в колхозном движении», после чего начался массовый выход крестьянства из колхо­зов. К концу 1931 г. снизилось поступление зерновых государ­ству и в деревню был направлен новый контингент уполномо­ченных в помощь местному аппарату. В августе 1932 г. был принят закон, сурово наказывающий даже мелкие хищения колхозной собственности. Начались аресты и чистка государ­ственного аппарата в связи с актами «саботажа хлебозагото­вительной работы». Продотряды осуществляли реквизиции и карательные экспедиции. Ситуация усугубилась массовым голодом в ряде районов страны.

Довольно длительное время взаимоотношения сельских Советов и сельских сходов (органов традиционного крес­тьянского самоуправления) не были урегулированы в право­вом порядке. В 1927 г. в РСФСР и УССР были изданы положе­ния «Об общих собраниях (сходах) граждан в сельской мест­ности». Советы наделялись правом созывать или разрешать сходы, определять повестку дня и контролировать их дея-



X.



тельность. Это положение было закреплено в Общих началах землепользования и землеустройства 1928 г. После заверше­ния сплошной коллективизации сходы перестали собираться вовсе. Их попытались заменить новыми общественными ор­ганизациями: в 1929 г. — сельскохозяйственными производст­венными совещаниями при сельсоветах, в 1930 г. — сельскими общественными судами, группами бедноты и батрачества.

Старая общинная структура подверглась сильной дефор­мации в ходе районирования (1926—1928 гг.), когда старая система административного устройства: губерния — уезд — волость — была ликвидирована. На ее месте возникла новая система: область (край) — округ — район. Ряд областей был создан на правах губерний. В 1930 г. было ликвидировано промежуточное звено — округ. В 1934—1935 гг. было проведе­но разукрупнение краев и областей. Соответственно каждая территориальная единица возглавлялась советским органом. Районирование стало административной подготовительной мерой, осуществленной накануне сплошной коллективиза­ции.

С 1927 г. стали ежегодно собираться совещания наркомов земледелия союзных республик, производственное руковод­ство сельским хозяйством осуществляли специальные орга­ны — Зернотрест, Сельхозснабжение, Колхозцентр. В декаб­ре 1929 г. образуется объединенный Наркомат земледелия СССР, принявший на себя планирование, регулирование и кредитование сельского хозяйства (в его состав вошел Кол­хозцентр). В октябре 1932 г. из Наркомзема выделился Нар­комат зерновых и животноводческих совхозов.

Для централизации работы по заготовкам разрозненные заготовительные органы были объединены в Комитет по за­готовкам (Комзаг) при СНК. В начале 1923 г. при машинно-тракторных станциях создавались политотделы, просущест­вовавшие до конца 1934 г. МТС стали центрами, осуществляв­шими контроль за сельскохозяйственным производством, принадлежность сельхозтехники государству (колхозы полу­чали ее в пользование) ставила колхозы в зависимость от этих центров. Согласно январскому постановлению СНК и ЦК ВКП(б), заготовки становились составной частью обяза­тельного налога, не подлежащего пересмотру местными влас­тями, его невыполнение грозило имущественными и уголов­ными санкциями. Государство контролировало размеры по-


Наши рекомендации