Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 319

Подробно разрабатывается понятие юридического лица. Последние подразделялись на публичные (казна, ведомства, учреждения, органы местного самоуправления) и частные. В качестве таковых могли быть соединения (общества, товари­щества) и учреждения. Юридические лица образовывались путем соглашения нескольких лиц, концессионным (специ­альным разрешением власти), явочным (путем регистрации) порядком.

Товарищества подразделялись на полное, на вере и акци­онерное. Впервые в юридической терминологии и в качестве субъекта хозяйственной деятельности и торгового оборота появляется «торгово-промышленное предприятие». Оно могло иметь различные конкретные виды — тресты, синдика­ты, концерны, акционерные общества. Было важно, какой правовой статус предприятие имеет в торговом обороте. В области торгово-промышленного законодательства отмеча­лись две особенности: нормативное регулирование коммер­ческой деятельности переплеталось с вмешательством власт­ных структур в оборот; демократизация, коммерциализация старых организационно-хозяйственных форм (введение в со­став торгово-промышленных органов разных групп, общест­венных организаций, советов, кооперативов и т.д.).

При учреждении Министерства торговли и промышлен­ности ему были переданы дела о купеческих обществах и ре­месленных управах, ранее находившиеся в ведении Минис­терства внутренних дел, дела о налогообложении выделялись в производство по особому департаменту (1905 г.).

В годы войны чрезвычайные меры стали применяться и в торгово-промышленной сфере; военно-промышленные ко­митеты использовали административные методы регулиро­вания, особые совещания (полугосударственные — полуобще­ственные организации) подменяли и контролировали дея­тельность государственных хозяйственно-управленческих структур. Нормирование цен, их таксировка, продовольст­венная разверстка и реквизиции стали чрезвычайными мера­ми в период войны. Ограничивались сделки с некоторыми товарами. Запрещался, например, залог хлеба, этот продукт подвергался нормированному распределению. Продажа земли была вновь разрешена только по закону о сделках по купле-продаже в июле 1917 г. Закон запрещал вывозить неко-



VI.



торые продовольственные товары за пределы района, где они производились.

Используя старые правовые акты (Свод законов), законо­датель активно дополнял и толковал их, вводя в оборот новые подзаконные нормы.

Изменения в судебном праве, происходившие в начале XX в., своими корнями уходили в постреформенный период. Законодатель после периода контрреформ вновь обратился на путь либерализации судебного процесса. Уже в 1885 г. была отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право при­сяжных в процессе — они получают возможность вновь участ­вовать в постановке вопросов (раньше это делал только ко­ронный суд). С 1899 г. в судебных палатах вводится обязатель­ное назначение защитника. В 1909 г. в русском законодатель­стве появляется институт уголовно-досрочного освобожде­ния, с 1910 г. время, проведенное арестованным в предвари­тельном заключении, стало засчитываться в срок заключе­ния. В 1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.

В годы войны процессуальное и судебное право подверга­ется изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельст­вами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществля­лось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невоз­можность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция — про­тотип арбитража, появление которой было обусловлено раз­витием административно-хозяйственных отношений и свя­зей.

VII. Государство и право в период буржуазно-демократической республики

(февраль—октябрь 1917 г.)

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917 г. Для поддержания

порядка Государственная дума сформировала в этот день Временный комитет Государственной думы, а 1 марта — Временное правительство, провозгласившее полную полити­ческую амнистию, основные права и свободы граждан, равно­правие солдат с гражданами, создание милиции (вместо по­лиции) и начало подготовки к Учредительному собранию.

2 марта депутаты Думы (Гучков и Шульгин) прибыли в Псков, чтобы убедить императора отречься от престола. Ни­колай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался при­нять престол и Манифестом 3 марта предоставил решение

вопроса о форме власти в России будущему Учредительному собранию.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию дея­тельности бывших министров. Вместе с тем сохранились осо­бые совещания (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ уп­равления новой социально-экономической системой страны.

11-607



VII.



Временное правительство возглавил председатель «Все­российского земского союза» Г.Е. Львов. Правительство вы­двинуло программу: политическая амнистия, отмена смерт­ной казни и ограничений в правах по социальным, религиоз­ным и национальным признакам, демократизация учрежде­ний земского и городского самоуправления. Правительство обещало не выводить из Петрограда войска, участвовавшие в революционном движении 23—28 февраля.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий создается Совет рабочих и солдатских депутатов, из­давший 1 марта «приказ № I», который упразднил дисцип­линарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии воен­ного командования существовала иерархия военных коми­тетов.

В Петрограде возникло двоевластие: Временное прави­тельство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имев­ший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря поддержке рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и воен­ный министр.

Временное правительство готовило выборы в Учреди­тельное собрание (назначенные на сентябрь), реформу мест­ного самоуправления, земельную реформу, создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-за­водских комитетов. Будучи временной властью, правительст­во вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы: на мес­тах оно не имело надежного административного аппарата.

В июне 1917 г. около 390 местных советов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный коми­тет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньше­вики.

Летом 1917г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредитель­ное собрание или через советы, свободно избранные населе­

нием.


Наши рекомендации