Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 249

В начале 1857 г. был создан Секретный комитет по крес­тьянскому делу (возглавил его шеф жандармов А. Орлов). Од­нако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преоб­разован в Главный комитет по крестьянским делам, опирав­шийся в своей работе на губернские дворянские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ. В 1858—1859 гг. образовалось около 50 губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятель­ность контролировали представители правительства (по два в каждом комитете). В комитетах были выражены различные политические убеждения, стали образовываться фракции.

Дворянство нечерноземных областей соглашалось на бы­струю и полную ликвидацию крепостного права, но при до­статочно высокой компенсации своих потерь: крестьяне должны были получать земельные наделы за значительный выкуп. Помещики черноземных губерний соглашались на безвозмездное освобождение своих крестьян, но без земли, которая для них представляла большую ценность.

В рескрипте, изданном в ноябре 1857 г., были сформули­рованы основные положения реформы: земля по-прежнему считается преимущественной собственностью помещиков;

крестьянам предоставляется право выкупа усадебной осед­лости в определенный срок; им отводились дополнительные угодья для обеспечения потребностей и отбытия повиннос­тей; на крестьян возлагалась обязанность отработки барщи­ны и выплаты оброка в определенных размерах. На весь пере­ходный период за помещиками сохранялись функции вот­чинной полиции, а крестьянам предписывалось организо­ваться в сельские и волостные общества.

К концу 1858 г. во всех губерниях действовали дворянские комитеты по крестьянским делам. К наиболее радикальным предложениям, обсуждавшимся в комитетах, относился про­ект Унковского о полном выкупе крестьян с землей при со­действии правительства: крестьяне в рассрочку уплачивают стоимость земли, а государство — вознаграждение помещи­кам за утрату ими права распоряжаться крепостной рабочей силой.

Развернувшуюся в комитетах дискуссию правительство попыталось направить в нужное русло посредством более


гяо

VI.



строгой регламентации содержания и формы их деятельнос­ти. Консерваторы проводили идею, что наделы крестьянам передаются лишь на время, а затем их следует вернуть в пол­ное распоряжение помещиков. Крестьяне же, получив свобо­ду, не получают земли. За помещиками сохранялась вотчин­ная власть в имениях.

Позиция правительства и Главного комитета колебалась между прогрессистами и реакционерами. Весной 1858 г. Глав­ный комитет склонялся к безземельному освобождению крес­тьян и введению военного управления в форме генерал-губер­наторств. Но крестьянские волнения 1858 г. в Эстляндии по­казали, что освобождение крестьян без земли не решает про­блемы. Начинает укрепляться мнение, что конечной целью реформы должно ста1ь превращение крестьян в собственни­ков своих наделов, уничтожение вотчинной власти помещи­ков и приобщение крестьян к гражданской жизни и правам. В конце 1858 г. эта точка зрения становится превалирующей. В заседаниях Главного комитета определились две позиции — одна предполагала сохранение всей земельной собственнос­ти в руках помещиков и настаивала на развитии крупного помещичьего хозяйства, вторая — передачу полевой земли в собственность крестьян за выкуп и создание в деревне двух форм землепользования: помещичьего и крестьянского.

Программа крестьянской реформы была утверждена им­ператором в конце 1858 г. — выкуп крестьянских наделов и образование класса кресчьян-собственников. Либеральное направление в реформе победило: было отдано предпочте­ние позиции НА. Милютина, а не Я.И. Ростовцева.

В Главный комитет продолжали поступать проекты гу­бернских комитетов, для обобщения и редактирования кото­рых в начале 1859 г. были созданы Редакционные комиссии, работавшие независимо от Главного комитета и Государст­венного совета. В них вошли представители министерств, ведомств и эксперты (из помещиков и специалистов) по крес­тьянскому вопросу. После смерти Я.И. Ростовцева руководи­телем комиссии стал Н.А. Милютин, непосредственно подчи­нявшийся императору. Комиссии рассматривались как пред­ставительные органы. Эти своеобразные учреждения были закрыты сразу же после составления и кодификации ими про­ектов крестьянской реформы в конце 1860 г.


Наши рекомендации