Государство и право Российской империи в период абсолютизма 2Э9

дительным этапом к его изданию. Кроме того, для работы над каждой частью (отраслью) Свода подготавливалась своя ис­торическая справка. В Собрание вошло более 330 тысяч актов.

Для каждой статьи Свода законов составлялся коммента­рий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Свод включал только действующие законы, что про­веряли специальные ревизионные комитеты при министер­ствах и главные управления, куда направлялись составлен­ные отдельные части Свода. Ревизия окончилась в мае 1832 г.

10 января 1832 г. Государственный совет рассмотрел все подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собра­ния законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской Империи с 1 января 1835 г. Таким обра­зом, работа, начатая еще Екатериной II, была завершена.

Первое издание Свода законов было произведено в 1832 г., за ним последовали два полных (1842,1857гг.) и шесть непол­ных (1833,1876, 1885,1886,1887, 1889 гг.) изданий.

Но уже в 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного уложения: меняющаяся ситуация требовала пере­смотра старых норм. В 1845 г. было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Вместе с тем в рассматриваемый период впервые сложи­лись основные отрасли права: государственное, гражданское, административное, уголовное, процессуальное.

В ст. I. Основных законов была сформулирована идея самодержавной власти: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верхов­ной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Смертная казнь грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу и власть императора.

Царская власть закреплялась как наследственная, наслед­ником признавался старший сын императора (в случае без­детности этого наследника престол мог перейти ко второму сыну императора). Средства на содержание членов импера­торской фамилии поступали из казначейства или доходов удельного имущества. Члены императорской фамилии полу­чали титулы «высочество»и «светлость»в зависимости от сте­пени родства с царствующим императором.

Законодатель различал верховное и подчиненное управ­ление. Органами верховного управления были Государствен-

ный совет. Комитет министров, канцелярии и двор импера­тора.

Членами Государственного совета были министры и глав-ноуправляющие, председателем — император. Государствен­ный совет состоял из общего собрания и департаментов: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии, 5) наук, промышленности и тор­говли. Департаменты формировались из членов Государст­венного совета, могли проводиться соединенные заседания департаментов. Государственный совет принимал участие в обсуждении законов, бюджета и отчетов правительства.

Комитет министров, будучи совещательным органом, как и Государственный совет, некоторые дела разрешал оконча­тельно. В его компетенцию входили дела о назначении пен­сий и пособий, о разрешении православным церквам, монас­тырям и архиерейским домам приобретать недвижимость.

Законодатель разделял дела Комитета на:

1) текущие, по которым требуются общие соображения или содействие разных министров, которые превышают пре­делы власти министра или при решении которых «министр встречает сомнение»;

2) специально предоставленные Комитету: об установле­нии мер исключительной охраны, о запрещении выпуска в свет печатных изданий, о народном продовольствии, об уст­ройстве путей сообщения, об учреждении акционерных ком­паний, об охранении православия, о назначении пенсий, об утверждении штатов учреждений, об исключении из русско­го подданства, о надзоре за деятельностью губернаторов и губернских правлений.

К органам подчиненного управления относились Сенат и министерства. Сенат провозглашался высшим судебным ор­ганом, в его компетенцию входило представление мнений императору о противоречии принимаемых законов прежде изданным, надзор за деятельностью министров, получение от них объяснений.

Взаимные отношения министерств определялись следую­щим образом: «Все министерства составляют единое управле­ние, ни одно из них не может отделиться от других ни в видах управления, ни в общей его цели». Каждый министр был вправе требовать содействия других, но не вмешиваться в их дела.


Наши рекомендации