Особенности развития советского права в период гражданской войны.
В обстановке начавшейся гражданской войны все социально-экономические преобразования были подчинены целям военной победы. Централизованное управление экономикой осуществляет ВСНХ, возглавивший систему «главкизма» (централизованного натурального распределения и снабжения, заготовок и сбыта).
В сфере сельского хозяйства вводилась продовольственная разверстка. Продовольственную диктатуру обеспечивали Наркомпрод и продотряды. Все население прикреплялось к распределительным продовольственным пунктам. Частная торговля запрещалась. Ее заменяло натуральное централизованное распределение. Трудовая повинность и «трудовые армии» стали формой организации производства.
Вместо отмененных старых законов источником права стало «революционное правосознание». Новые законы носили ярко выраженный классовый характер. Формировалась новая система судов и репрессивных органов (ВЧК, ревтрибуналы).
В период гражданской войны и «военного коммунизма» появилось значительное число чрезвычайных органов власти и управления, обслуживающих централизм и милитаризацию управления страной. Шел процесс национально-территориального строительства, в ходе которого возникали новые автономные и национальные территориальные образования, объединявшиеся на основе как конфедеративного, так и федеративного начал.
Земельное право. Нормативно-правовое регулирование земельных отношений осуществлялось в соответствии с программными положениями партии большевиков о социализации земли. «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» было утверждено ВЦИК 14 февраля 1919 г. и предусматривало создание единого государственного фонда земли и переход от единоличных форм землепользования к товарищеским, коллективным.
Распоряжения единым земельным государственным фондом возлагалось на наркоматы и соответствующие им отделы местных органов власти.
Основными формами сельскохозяйственного производства признавались: совхозы, коммуны, артели и товарищества по совместной обработке земли. Советская власть отдавала предпочтение совхозам и коммунам и ставила их в более выгодное положение по сравнению с остальными пользователями земли.
Совхозам отводились лучшие земли в первоочередном порядке. В штате совхозов могли находиться как постоянные, так и временные работники. Оплата их труда производилась по существующим тарифным ставкам. Работникам совхозов запрещалось иметь в личном хозяйстве скот, птицу и огороды.
Коммуна представляла собой добровольное объединение крестьян для ведения сельского хозяйства на началах коммунистического производства и распределения сельскохозяйственных продуктов и иных материальных благ. Коммунары не могли иметь в личной собственности скот, сельскохозяйственный инвентарь. Нужно было сдать «в коммуну все пожитки и деньги». Жизнь в коммуне строилась по принципу «от каждого по его силам, каждому – по его потребности». В коммуне все принадлежало всем, наемный труд не допускался. Произведенные сельскохозяйственные продукты подлежали сдаче государству. Оставленная для собственного потребления продукция распределялась между коммунарами поровну, с учетом наличного состава семьи.
Уголовное право. Правоохранительные органы, не имея исчерпывающего перечня деяний, запрещенных, признаваемых государством преступными, вершили уголовное преследование по своему усмотрению, руководствуясь «революционным правосознанием». В декабре 1919 г. Наркомюст принял Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, состоящие из введения, восьми разделов и 27 статей, закрепляющих основные принципы, нормы советского уголовного права.
Во введении содержалась классовая характеристика уголовного права, раскрывались его цели и задачи. ставшие первой попыткой обобщения практики судов и трибуналов. Задачи уголовного права были сведены только к репрессии, подавлению. Между тем данная отрасль права выполняет и другие задачи – воспитывает трудящихся, в духе сознательного и добровольного выполнения законов советской власти путем применения к нарушителям условного осуждения и иных мер морального, общественного воздействия.
Руководящие начала узаконивают репрессии, применяемые к представителям имущих классов по мотивам социального происхождения и предполагаемой социальной опасности для общества, в этих целях отрицается значение вины как необходимого условия уголовной ответственности. Преступление трактовалось как любое опасное для государственной власти действие или бездействие. При этом основание наказания видится, прежде всего, в социальной опасности личности преступника.
При определении меры воздействия суд должен оценить степень и характер опасности для общежития как самого преступника, так и совершенного деяния.
Субъектом преступления Руководящие начала признавали физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста и действующее «с разумением». К лицам, совершившим преступления в возрасте до 14 лет, а также лицам 14-18 лет, «действующим без разумения», могли применяться меры воспитательного характера.
Руководящие начала называют 15 видов наказаний: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из объединения на время или навсегда, возмещение ущерба, отстранение от должности, воспрещение занимать ту или иную должность; конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел.
В период «военного коммунизма» многие из этих мер применялись в административном и внесудебном порядке (органами ВЧК).