Военные реформы 1861-1874 гг.

Либеральные преобразования затронули и армию, традиционно игравшую большую роль в российской общественной жизни. Занимавший в 1861 – 1881 гг. должность военного министра Дмитрий Милютин (1812 – 1912), он был братом Н.А. Милютина, активно способствовавшего освобождению крестьян, уже в 1862 году представил царю доклад, в котором содержались предложения провести серьезные преобразования в армии.

Многие из идей Милютина были осуществлены. При Милютине была создана система центрального военного управления, организованы территориальные военные округа, улучшился быт солдат, перестало употребляться варварское наказание провинившихся шпицрутенами.

Гуманизация армии сопровождалась просветительской деятельностью и вовлечением образованных офицеров (и даже солдат) в обсуждение проблем общества. Итак, было создано в 1864 году 15 военных округов, подчиненных непосредственно министру. В 1867 году в подчинение военному министру передавались артиллерийская гвардия, инженерные войска и военно-учебные заведения.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав. Три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался Главный полевой военный суд. Была проведена реформа военных учебных заведений. Создавались военные гимназии, юнкерские училища, артиллерийская, инженерная, военно-медицинская, военно-юридическая академии.

Наиболее важным элементом военной реформы стал опубликованный 1 января 1874 года Устав о воинской повинности. Старая сословная армия заменялась новой, созданной на основе всеобщей воинской повинности и бессословного призыва. Срок обязательной солдатской службы сокращался до 6 лет (на флоте до 7 лет). Система призыва (с 20 лет) отличалась гибкостью, предусматривала льготы и отсрочку призыва (а также освобождение от службы) для различных социальных и профессиональных категорий (например, для единственных сыновей). Военный министр настоял на сокращении срока службы для получивших образование призывников. Военная реформа была вполне либеральна по своему замыслу и содержанию.

Контрреформы в России 1880-1890 гг.

1) Отход от принципов судебной реформы.

Телесные наказания, отмененные указом 1863 года, на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров. В 1871 г. дознание по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей. В 1874 г. из ведения общих судов изымаются дела о «противозаконных сообществах» и участия в них; в 1878 г. – дела о противодействии или сопротивлении властям и о покушениях на должностных лиц. Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду. В августе 1881 г. было принято специальное «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведения определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», закрепившее и приведшее в систему все ранее сделанные изъятия из общего процесса судебного порядка. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным».

В 1889 г. вступает в действие «Положение о земских участковых начальниках», разрушившее идею о раздельности судебно и административной властей. Число мировых судей существенно сократилось, а затем вплоть до 1913 г. они вообще исчезают.

Параллельно с земскими начальниками в уезде стали действовать уездные члены окружного суда. Введение института земских начальников одна из наиболее реакционных контрреформ 1880-1890-х годов. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 года.

В функции земского начальника входили:

· надзор и контроль над деятельность крестьянских сельских и волостных учреждений,

· всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения, других непривилегированных сословий, живущих в сельской местности. Власть земского начальника распространялась на мещан, ремесленников, местную интеллигенцию,

· он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до 3 дней и штрафу до 6 рублей, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений.


Наши рекомендации