Реформы в области местного управления и самоуправления
В начале XX века в России было 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства (в том числе Петербургское), 10 генерал-губернаторств (Московское и 9 - на окраинах).
После отмены крепостного права в основе общественного устройства в сельской местности (по Положению 1861 года) стали волости. Волостное и сельское самоуправление развития не получало. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования. Органы общественного управления крестьян находились под двойным контролем: со стороны местных учреждений по крестьянским делам, основной состав которых формировался из помещиков (мировые посредники), и со стороны судебно-административных органов, представители которых одновременно замещали должности по крестьянскому управлению.
Земская реформа 1864 г.
Положением от 1 января 1864 года земства были введены лишь на уровне уездов и губерний без низшей земской единицы (так называемой всесословной волости), и тем более без общероссийского представительства, что давало основание современникам прозвать их «зданием без фундамента и крыши».
Значительное место в пореформенном местном аппарате заняли земские и городские органы «самоуправления», всесословные представительные органы, которым государство вынуждено было передать некоторые второстепенные местные административные и хозяйственные функции. По реформе 1 января 1864 года земство учреждались для руководства строительством и управлением местных больниц, школ, дворов, благотворительных заведений, для заведования продовольственным делом, организацией поземельного кредита, для пропаганды агрономических знаний, улучшения кустарной промышленности, организации земской статистики и т.п.
Выборы земских органов проводились раз в 3 года. В каждом уезде для выборов гласных в уездное земское собрание создавались 3 избирательных съезда: землевладельцев (главным образом помещиков), представителей от городского общества, сельских обществ.
Для избирателей I съезда устанавливался определенный ценз, который комбинировался в зависимости от местности (от 200 до 800 десятин минимального ценза). II съезд включал городских избирателей, располагавших гильдейским (купеческим) свидетельством или промышленным и торговым предприятием с оборотом в 6000 рублей. Городскими избирателями были и владельцы недвижимой собственности с минимальным цензом в зависимости о города (уездный – 500 рублей, а для столиц - до 3 тысяч рублей). Для III избирательного съезда устанавливалась многостепенная система выборов (сельский сход – волостной сход – уездный съезд), позволявшая отобрать в состав уездного земского собрания наиболее благонадежных крестьян. Все 3 съезда выбирали неравное число гласных в уездное земское собрание (их число определялось специальным расписанием Министра внутренних дел) с превышением гласных от землевладельцев. Цель – провести в земства наиболее “благонадежных”.
Руководящая роль в большинстве земств (до февраля 1917 года) принадлежало среднепоместному дворянству.
Крупные землевладельцы (поместная аристократия) относились к земству в целом индифферентно. Мелкие землевладельцы были в значительной мере оттеснены от земства, да и сами по себе слабо подготовлены к земской работе.
Председатели уездных и губернских собраний являлись уездными и губернскими предводителями дворянства.
Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы - Министерство внутренних дел. Помимо председателя были 2 члена управы. Гласные земских собраний созывались ежегодно на сессии для рассмотрения годовых отчетов исполнительных органов – управ, для утверждения плана земского хозяйства, сметы доходов и расходов – не получали жалованья. Земские управы действовали постоянно и получали жалованье.
Земства вводились в 34 губерниях западной части России.
Постепенно компетенция земства ограничилась.
Были созданы специальные ученические школы, выдавались стипендии на подготовку учителей. Развивалась и система внешкольного образования - народные чтения, подготовительные классы для взрослых, книжная торговля.
Не меньшим уважением пользовался врач: за 40 лет было устроено несколько тысяч земских больниц и амбулаторий с бесплатным лечением, организованы училища фельдшеров.
Земство сумело также создать разветвленную агрономическую службу. Земские агрономы консультировали крестьян, демонстрировали сельским хозяевам новые технологии, проводили сельскохозяйственные выставки, открывали лаборатории и опытные станции. Чрезвычайно плодотворна была и деятельность земских статистиков, изучавших народное хозяйство и жизнь широких масс населения. Наконец, земство способствовало организации политических сил в стране.
В его недрах зародилась группировка “Освобождение”, на базе которой возникла конституционно –демократическая партия, а так же так называемая партия мирного обновления.
Городская реформа 1870 г.
16 июня 1870 года утверждается проект «Городового положения». В 509 городах вводились новые, формально бессословные органы городского самоуправления - городские думы. Избирались на 4 года. Постоянный орган – городская управа, состоявшая из городской головы и двух и более ее членов.
Городской голова одновременно являлся председателем и городской думы и городского управления. Могли быть избраны лишь обладатели определенного имущественного ценза, плательщики городских налогов, владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости.
Было три избирательных собрания (1)крупные плательщики, 2)средние, 3)мелкие). Каждое избирательное собрание избирало равное количество членов городской думы (гласных). Неплательщики городских налогов – рабочие, служащие, жители лишались избирательных прав. Таким образом, в городском самоуправлении преобладала крупная буржуазия. Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, а не местной администрации. Городской голова в крупных городах утверждался Министерством внутренних дел, а в местных – губернатором.
Первоначально «Городовое положение» было введено в русских городах, затем в национальных окраинах.
Лучшей стороной реформы 1870 года было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решение местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях Министерством внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и городовые сметы, решались думой окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должно было обеспечивать губернское по городским делам присутствие.