Виды преступлений и наказаний по русской правде

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ ПО РУССКОЙ ПРАВДЕ

1. Понятие преступления

2. Состав преступления

3. Система наказаний

1. Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба опреде­ленному лицу или группе лиц.

2. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как поку­шение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов.

За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

^ Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не

целила ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива— повторности преступления.

3. ^ Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.

Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.

^ Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях — за убийство в разбое, поджог и конокрадство.

Вира — денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.

Головничество — денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого.

^ Урок — определенное денежное возмещение в пользу потерпевшего за причиненный ему ущерб.

Все остальные преступления наказывались продажей — штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ НОВГОРОДА И ПСКОВА XII-XVвв.

1. Общие положения

2. Особенности общественного строя

1. Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XIIв. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием го­родских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сло­жился республиканский (феодальный) строй.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

2. Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю са­мостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Городское население состояло из купцов и ремесленников «старейших» и «черных людей».

Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.

ЗАКРЕПОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН

^ КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Личная, поземельная и административная зави­симость крестьян от Землевладельцев в России. Известна с XI в., юридическое оформление по­лучила в конце XV—ХУЛ в. крепостным пра­вом, а отменена в 1861 г. крестьянской рефор­мой.

Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в. в междукняжеских договорах записыва­лось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указыва­лось на обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел оттого, находился ли двор в степной или лесной полосе и от срока проживания.

Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (оп­ределенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Состав­лявшиеся в 50—90 гг. XVI в. писцовые книги стали докумен­тальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крес­тьян (5—15 лет). Заключительным актом процесса закрепоще­ния стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон опреде­лял наказания для укрывателей беглых крестьян и распро­странял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями — внеэкономи­ческим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основные категории крестьян — старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые как вновь прибывшие не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их за­висимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Основным документом, закрепившим права землевладель­цев на беглых крестьян и бобылей (одиноких безземельных крестьян), стали переписные книги 1626 г. Закрепление крес­тьян и бобылей без права перехода было позже зафиксировано в актах: в наказе писцам 1646 г., соборном приговоре 1649 г. об отмене «урочных лет» и в гл. XI Соборного Уложе­ния. Запрещалось принимать землевладельцам не только крестьян, записанных в писцовые книги, но и членов их семей по прямой нисходящей (вплоть до четвертого колена:

правнуков) и по боковой нисходящей (до третьего колена:

детей племянников), включая жен и мужей. Крепостное со­стояние стало наследственным, а сыск беглых — бессрочным. Крестьяне были подсудны суду своих землевладельцев по ши­рокому кругу дел (кроме татьбы, разбоя и убийства), несли имущественную ответственность по долгам своих господ.

Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявля­лась в институте холопства. Последнее значительно видоиз­менилось со времен Русской Правды: ограничиваются источ­ники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учаща­ются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отли­чие от полного кабальный холоп не мог передаваться по заве­щанию, его дети не становились холопами) привело к уравни­ванию статуса холопов с крепостными.

С конца XV в. кабальное холопство вытесняет холопство полное. Одновременно расширяются юридические права этой категории крестьян: участие их в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII в. в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV в. — дворский тиун, в XVII в. такое право получают все холопы). Кабальное холопство, вместе с тем, превращалось в форму зависимости, которая стала с XVI в. распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость, при этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Реформы Петра 1

1. Положение монарха 2. Боярская дума

3. Значение сената 4. Система управления

5. Реформы в местном управлении

6. Содержание военной реформы

1. Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всеце­ло и неограничено принадлежит высшая законодательная, ис­полнительная и судебная власть. Он также является главноко­мандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществ­ляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В силу политиче­ских мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собст­венной воле назначать своего наследника. Юридическим ис­точником закона стала признаваться воля монарха. Законода­тельные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений:

присутствие монарха автоматически прекращало действие

местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения мо­нарха.

Монарх был верховным судьей и источником всей судеб­ной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отме­няли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

2. ^ Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому на­ряду с царем принадлежала вся полнота государственной влас­ти, превратилась в периодически созываемое совещание при­казных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осу­ществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Числен­ность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная па­лата.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии мини­стров.

После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

3. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором;

Структура сената включала присутствие и канцелярию. При­сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото­ром обсуждались и принимались посредством голосования реше­ния. Вначале требовался единогласный порядок принятия реше­ний, с 1714 г решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в ре­естр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переиме­нован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ре­визора, которого позже сменил обёр-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и се­ната, учреждались должности генерал-прокурора и обер-проку­рора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами импера­тора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ве­домств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были "исключены из его состава. Сенат стано­вился надведомственным контрольным органом. Таким обра­зом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган цент­рального управления.

4. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии. •

Сенатом были определены штаты и порядок работы колле­гий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Ка­мер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирую­щая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышлен­ность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий:

Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (зани­мавшейся горным делом). Мануфактур-коллегии (занимавшей­ся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему стра­ны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским зем­левладением и городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроиз­водства в коллегиях определялись ^ Генеральным регламентом, Объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы дереждения.

В ходе создания новых органов управления появились но-уые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный со­ветники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба Остановилась профессиональной, а чиновничество — привиле­гированным сословием.

5. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в.

Главными причинами этих преобразований явились: рост антифеодального движения и необходимость в развитом и сла­женном аппарате на местах. Преобразование местных орга­нов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дво­рянскими советами. Таким образом, сфера местного управ­ления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление госу­дарства: территория России была разделена на восемь губер­ний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннад­цати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­тор, объединявший в своих руках административную, судеб­ную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям уп­равления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендан­тами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ­ления: уезд — провинция — губерния.

^ Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: тер­ритория государства разделялась на 11 губерний и 45 про­винций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726г. дист­рикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернато­ры и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воево­дами. Им были предоставлены широкие полномочия в адми­нистративной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718—1720 гг. была осуществлена реформа органов город­ского самоуправления. Создавались выборные сословные кол­легиальные органы управления, получившие название маги­стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили:

обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистра­ты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

6. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преоб­раженский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

Военные реформы Петра I решали вопросы комплектова­ния и организации армии.

В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности под­лежало все податное мужское население. Служба была пожиз­ненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы при­нимались в основном дети дворян.

До 1724г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После про­ведения подушной переписи населения в основу набора рек­рутов было положено число душ мужского пола.66

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Раз­рядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718г.

Армия делилась на полки, полки— на эскадроны и ба­тальоны, а те, в свою очередь, — на роты.

Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

Гос строй России XVIII в.

1. Верховный тайный совет

2. Кабинет министров

3. Положение сената

4. Местное управление

5. Полицейские органы

1. В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, под­бирал кандидатуры сенаторов и др.

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил за­конодательные полномочия. Законы подписывались импе­ратрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

2. Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял каби­нет министров, вначале выполнявший совещательные функ­ции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет по­лучил законодательные полномочия, подписи всех трех ми В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елиза­веты Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называе­мый ^ Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законо­творчестве, налогообложении, внешней политике, назначе­нии на должности и т. д.

3. После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось толь­ко в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:

Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судеб­ных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Лео­польдовны значение сената как органа, руководившего дея­тельностью центральных органов управления, снова снизи­лось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значи­тельно возрастает. Сенат наделяется законодательными и су­дебными полномочиями. К его компетенции стали относить­ся все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пере­смотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим ад­министративно-судебным органом, в состав которого входи­ло шесть департаментов: государственные финансы и секрет­ное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Со­вету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.

Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной| инстанцией.

4. ^ Система губернского и местного управления, сформированный при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г.была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган — Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правле­ния включал самого губернатора и двух советников, назначае­мых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение .ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

5. Вначале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов от­носились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благо­чиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглав­лявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Квар­талы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, на­блюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мел­ких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных пре­ступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, не совершившие никаких преступлений, но под­вергнутые заключению в административном порядке и обви­ненные в «непотребном и невоздержанном житии».

В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяже­лых работах в системе мануфактурных и других государствен­ных производств.

В 1718г. была образована тайная канцелярия — новый ка­рательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее конт­рольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложе­ны на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контро­лем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий бы­ли образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфис­кации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

^ 34) Табель о рангах

Воинский Артикул 1775г.

1. Артикул воинский

2. Виды преступлений

3. Стадии преступления

4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства

5. Соучастие

6. Классификация преступлений

7. Наказания

1. В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руко­водствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уго ловно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.

Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в ^ Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответст­венности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

2. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало ин­тересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, не­осторожные и случайные. Уголовная ответственность наступа­ла только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.

3. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев зако­ном устанавливалось наказание уже за умысел (например, го­сударственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.

4. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; слу­жебное рвение, в пылу которого совершено преступление; не­ведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отяг­чающим обстоятельствам.

Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались.

5. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.

6. Артикулы включали следующие виды преступлений:

• религиозные преступления: чародейство, идолопоклонст­во, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церков­ный мятеж;

• государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;

• должностные преступления;. взяточничество, казнокрад­ство, неплатежи налогов и др.;

• воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.;

• преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетни­чество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;

• преступления против благочиния: укрывательство пре­ступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристой­ных песен и произнесение нецензурных речей;

• преступления против личности: убийство, дуэль, нанесе­ние увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;

•имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенни­чество;

• преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоежен­ство, прелюбодеяние, занятие проституцией.

7. ^ Главными целями наказания по артикулам являлись уст­рашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация тру­да преступников.

Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные нака­зания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; ли­шение чести и достоинства; имущественные наказания (кон­фискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, за­имствованное из церковного права.

Наказания назначались в соответствии с классовой при­надлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

Земская реформа 1864г.

1. Земская реформа 1864 г.

2. Избирательные курии

3. Итоги земской реформы

1. Земская реформа 1864г. была проведена на основе По­ложения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались органы местного самоуправ­ления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; стро­ительство и содержание школ и больниц; мероприятия по бла­готворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

2. Губернские и уездные земские собрания, а также зем­ские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий иму­щественный ценз;

городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;

сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на раз­витии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политиче­ской жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократиче­ского общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной сис­темы управления. Деятельность земских органов контролиро­валась губернаторами и Министерством внутренних дел, ко­торые могли отменять любые их решения. Отсутствие доста­точных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

Судебная реформа 1864г.

1. Предпосылки проведения судебной реформы

2. Принципы судоустройства и судопроизводства

3. Мировые суды

4. Общие судебные органы

5. Сенат

6. Прокуратура

7. Адвокатура и нотариат

1. Система судоустройства России до середины XIX в. стро­илась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Су­дебные функции осуществляли как сложная система сослов­ных судов, так и административные органы. В судопроизвод­стве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было ра­венства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.

Недостатки судебной системы и судопроизводства вызы­вали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:

*Учреждения судебных установлений;

* Устав уголовного судопроизводства;

*Устав гражданского судопроизводства;

* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:

• отделение суда от администрации;

• создание четкой системы судебных инстанций;

• отделение предварительного следствия от судебного

• несменяемость судей и следователей;

• создание всесословного суда;

• равенство всех перед судом;

• введение присяжных заседателей;

• установление прокурорского надзора.

Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.

^ 3. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и во­енные суды.

К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.

Мировые судьи избирались уездными земскими собрания­ми и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому иму­щественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.

Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входя­щие в него города).

Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.

Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде яв­лялись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, про­цесс был устным и публичным.

4. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.

Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назна­чаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд тре­бований: имущественный и образовательный ценз, стаж рабо­ты, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.

Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уго­ловные дела (в том числе с участием присяжных заседателей).

Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.

Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.

^ Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).

Судебные палаты учреждались по одной на несколько гу­берний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — граждан­ского и уголовного, которые возглавляли председатели. Пред­седатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.

При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.

5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов го­сударства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступ­ления). Для рассмотрения дел о государственных преступле­ниях особой важности царским указом мог создаваться Вер­ховный уголовный суд, который состоял из председателей де­партаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.

6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и пол­номочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-проку­рор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, след­ствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения про­курорских должностей кандидат должен был отвечать ряду тре­бований (политическая благонадежность и т. д.).

7. Судебной реформой учреждали<

Наши рекомендации