Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
Дальн. развитие гражд. права в период НЭП.
ГК РСФСР 1922 г. был принят в октябре 1922 г. на основе Декрета ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР», которым в РСФСР допускалась частная собственность, признавались имущественные права граждан и допускалось развитие гражданского оборота.
Структура гражданского кодекса 1922 г.:
1) Общая часть, содержащая основные положения и общие принципы гражданского права. В общей части регулировалось правовое положение субъектов гражданских правоотношений (все граждане республик и юридические лица), перечислялись объекты (имущество, не изъятое из гражданского оборота), давалось понятие сделок (действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений и регулировалась исковая давность (3 года). По Гражданскому кодексу 1922 г. имущественные права принадлежали всем независимо от пола, расы, национальности и вероисповедания.
Виды имущественных прав:а) свободное передвижение по территории РСФСР;
б) занятие любым не запрещенным законом видом деятельности; в) приобретение и отчуждение имущества; г) учреждение промышленных и торговых предприятий;
2) вещное право, основными институтами которого были: а) право собственности, в котором выделяли:• государственную собственность, существовавшую в муниципализированной и национализированной форме;• кооперативную собственность; • частную собственность.
Право собственности в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. определялось как право владения, пользования и распоряжения имуществом, но только в пределах, установленных законом. Ограничениями прав собственности были реквизиция и конфискация;
б) право застройки, предусматривающее заключение договора застройки, в соответствии с которым выделялись земельные участки для строительства сроком не более чем на 49 лет. По окончании указанного срока построенное сооружение переходило в собственность государства, при этом застройщику выплачивалась компенсация за произведенные им затраты;
в) залоговое право, которое определялось как право залогодержателя при невыполнении должником обеспеченного залогом обязательства получить преимущественно перед другими кредиторами удовлетворение из ценности заложенного имущества. При этом залогодатель должен был обладать правом собственности на закладываемое имущество. В залог допускалось передавать право застройки и иное имущество, не изъятое из оборота;
3) обязательственное право, регулирующее:
а) систему договорных обязательств (договоры имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, подряда, товарищества, страхования);
б) комплекс обязательств, которые возникли вследствие вреда и неосновательного обогащения;
в) порядок создания товариществ (полных товариществ, товариществ на вере, товариществ с ограниченной ответственностью);
г) порядок, условия, формы заключения договоров, их сроки и последствия договорных обязательств;
4) наследственное право, допускающее наследование по закону и завещанию на общую сумму не свыше 10 000 руб. Законными наследниками по ГК РСФСР 1922 признавались супруг, нисходящие прямые родственники, нетрудоспособные и неимущие лица, находившиеся на иждивении у умершего. Наследование по закону осуществлялось равными долями из наследственного имущества. Допускалось возложение завещанием на наследника исполнения определенных обязанностей. Срок принятия наследства устанавливался в 6 месяцев со дня его открытия. Если имущество не принималось, то оно объявлялось выморочным и переходило к государству.
20. 22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.
Кодекс состоял из введения и двух частей —Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.
Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.
Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.
Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.
Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.
Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.
Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.
В законодательстве складывается четкое деление на Общую и Особенную часть уголовного права. В УК дается общее понятие преступления. Указывается его главная характерная черта – общественная опасность9ст.6). Из нее вытекает и другая особенность – противоправность, т.е. преступными признаются только те деяния, которые запрещены уголовным законом, прежде всего самим УК. Уже нельзя было использовать в качестве непосредственного источника права революционное правосознание, что означало серьезный шаг в укреплении законности, поскольку ставились определенные рамки, в которых мог действовать суд.
Преступлениями по закону признаются только виновные действия, т.е умышленные или неосторожные. Правда, в УК делается одно небольшое исключение, ст.49 позволяет высылать сроком до 3 лет лиц, не виновных в преступлении, но лишь связанных с преступной средой, причем только по приговору суда. Следует отметить такую гуманную меру как условное осуждение.
В УК РСФСР 1926г. Перечень форм воздействия на преступника замыкала такая мера социальной защиты, как предостережение, применяемая, когда суд, вынося оправдательный приговор, в то же время усмотрит, что «поведение оправданного дает все же основания опасаться совершения им преступления в будущем».
Уголовное законодательство откровенно подчеркивает классовый подход к преступнику. Так, Основные начала требуют, чтобы суд при вынесении наказания учитывал, не относится ли преступник к лицам, эксплуатировавшим в прошлом чужой труд.
Система преступлений имела некоторое сходство с той, которая существовала в России до революции. Конечно, в ней отсутствует преступление против церкви, стоявшие раньше на первом месте, зато следующие рода преступлений располагались примерно по традиционной схеме, т.е. наиболее тяжкими считались деяния, затрагивающие государственный или общественный интерес, а преступления против личности стояли ближе к концу Кодекса. Схема родов преступлений выглядела следующим образом: государственные преступления, должностные, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против личности, имущественные воинские. Контрреволюционное преступления, оно предусматривает вооруженное восстание, шпионаж, вредительство, диверсии и др. В ст.8 говорилось об ответственности за террористический акт, под которым понималось убийство только «представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций.
КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.
24.02.1923г. ЦК РКП(б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик. Был заслушан доклад, рассмотрены спорные вопросы - (создание Конституции и принятие проекта ЦИК или усовершенствование Союзного договора, как предлагал председатель Совнаркома Украины Х.Раковский), внесены изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного гос-ва и важность принятия Конституции. 06.07.23 г. ЦИК Союза утвердил проект Конституция СССР 1924 г. была Основным Законом СССР, явившимся следствием образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик, была принята на 2 съезде Советов СССР 31 января 1924 г.- завершила оформление принципиально нового гос-ва- СССР. В союзном гос-ве сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союз. республик. К. закрепила за Союзом важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, уделялось большое внимание гарантиям прав членов Союза. Провозглашение права свободного выхода из СССр было показателем силы Сов. гос-ва, подчеркивалось право союз. республик на неизменяемость их территорий, вопрос о границах республик решался на основе принципа интернационализма. К. исходила из идей ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, так и и идеи разграничения суверенных прав, и их гармонического сочетания при максимальном сочетании интересов каждого члена союза.
По содержанию Конституция СССР 1924 г. имела следующую структуру:
1) Декларация об образовании СССР, которая была подписана Россией, Украиной, Белоруссией, Закавказской республикой, а позднее и Узбекистаном и Туркменистаном. В Декларации об образовании СССР отражались такие основные принципы объединения республик в Союз ССР, как: добровольность, равноправие, право выхода;
2) Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав;
а) о предметах ведения верховных органов власти СССР; б) о суверенных правах союзных республик и союзном гражданстве; в) о съезде Советов СССР; г) о Центральном Исполнительном Комитете СССР; д) о Президиуме ЦИК СССР; е) о Совете народных комиссаров СССР; ж) о Верховном Суде СССР; з) о народных комиссариатах СССР;
и) об объединенном государственном политическом управлении:
к) о союзных республиках; л) о гербе, флаге и столице СССР. По Конституции СССР 1924 г. в компетенцию СССР входило: 1) регулирование международных отношений и внешней политики; 2) решение вопросов развития народного хозяйства СССР;
3) утверждение единого бюджета СССР;
4) управление транспортом, связью, вооруженными силами, финансами, налогами, землей, недрами; 5) определение судоустройства и судопроизводства;
6) определение гражданских, уголовных и общих начал трудового законодательства;
7) охрана суверенных прав республик СССР; 8) прием в состав СССР новых республик;
9) изменение границ СССР либо границ республик; разрешение споров, возникаемых между республиками.
Союзные республики при осуществлении своей власти ограничивались установленными Конституцией СССР 1924 г. пределами. В компетенцию союзных республик входила организациявнутренних дел, с/ха, образования, юстиции, социального обеспечения и здравоохранения.
Система высших органов власти по Договору об образовании СССР, который являлся вторым разделом Конституции СССР 1924 г., включала в себя:
1) Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти СССР, который избирался из городских и губернских съездов;
2) Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР) — орган, созываемый в период между съездами высших органов власти и работающий в сессионном порядке. Центральный исполнительный комитет СССР состоял из;
а) союзного Совета — органа, состав которого избирался съездом Советов СССР из представителей союзных республик;
б) Совета Национальностей — органа, состоящего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей;
3) Президиум ЦИК СССР — высший и законодательный орган, работающий в перерывах между сессиями ЦИКа СССР;
4) Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР) — исполнительный и распорядительный орган ЦИКСССР, в состав которого входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов;
5) народные комиссариаты (наркоматы) — органы, образованные в структуре СНК и осуществляющие непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления;
6) Верховный Суд СССР — орган, наделенный функциями судебного контроля и конституционного надзора.