Тема 7. Систематизация права в первой воловине XIX века
Практическое занятие
Целью практического занятия является закрепление у курсантов целостных представлений о процессе развития основных отраслей отечественного права в первой половине XIХ в. через отработку навыка работы с текстом источников и анализа их статей. На занятиях предполагается проанализировать содержание отдельных положений Свода законов Российской империи 1835 г. и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
При подготовке к занятию необходимо изучить учебную и научную литературу по теме.
I. Теоретическая часть. При подготовке к занятию необходимо изучить по учебной и научной литературе следующие теоретические вопросы:
1. Работы по систематизации отечественного права под руководством М.М. Сперанского.
2. Развитие гражданского (вещного, обязательственного, семейного, наследственного) права по Своду Законов Российской империи 1835 года.
3. Развитие уголовного права по «Уложению о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.
4. Развитие процессуального права по Своду Законов Российской империи 1835 года.
Основные понятия: систематизация, кодификация, инкорпорация, хронологическая инкорпорация, отраслевая инкорпорация, Полное собрание законов Российской империи, Свод Законов Российской империи, право собственности, «оккупация», законное и незаконное владение, сервитут, узуфрукт, запродажа, товарищество, полное товарищество, товарищество на вере, товарищество на акциях, артель, преступление по Уложению, проступок, уголовные наказания, исправительные наказания, лишение всех прав состояния, лишение всех особенных прав.
Рекомендации для подготовки к занятию:
При рассмотрении первого вопроса сначала целесообразно охарактеризовать попытки систематизации права в России в течение XVIII в., при этом следует выяснить причины безрезультатности этой деятельности. Затем нужно назвать причины систематизации права в первой трети XIX века, указать круг государственных органов и должностных лиц, занимавшихся работами по систематизации права в России в первой четверти XIX века. Особое внимание необходимо уделить деятельности М.М. Сперанского и той роли, которую он сыграл в процессе систематизации. При характеристике этапов систематизации опишите Полное собрание законов Российской империи, Свод законов Российской империи, уясните разницу между этими сборниками. Завершая ответ, курсант должен раскрыть значение Свода Законов Российской империи и определить свое отношение к непрекращающейся в историко-правовой науке дискуссии о том, чем была работа по составлению Свода – кодификацией или инкорпорацией права.
Изучая материал второго вопроса, следует указать, что гражданское право по Своду Законов Российской империи включало в себя вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Характеризуя вещное право, необходимо остановиться на подробном анализе его институтов (право собственности, право владения, право на чужую вещь (сервитут) и залоговое право). Рассматривая обязательственное право, нужно выделить отличия обязательства из договоров от обязательства из причинения вреда, предмет и форму договора, средства обеспечения договора, основания прекращения обязательств, виды договоров.
Затем следует остановиться на семейном и наследственном праве. При подготовке важно выявить форму и условия заключения брака, препятствия к браку, основания для развода, определить статус жены и детей, имущество супругов, формы наследования имущества. В заключении нужно подумать о том, как изменилось законодательство первой половины XIX в. в области гражданского права по сравнению с законодательством XVIII века.
При подготовке на третий вопрос необходимо остановиться на определении причин разработки и принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Следует иметь в виду, прежде всего, кризис феодально-крепостнической системы, развитие капитализма в России, которые привели к обострению классовых противоречий, усилению крестьянских выступлений и выступлений посессионных работных людей. Усиление в связи с этим карательной политики самодержавия вызвало потребность в более четком определении состава государственных преступлений, преступлений против порядка управления. Эту задачу призвано было решить Уложение. Затем необходимо рассмотреть процесс принятия Уложения и структуру этого законодательного акта. Далее следует остановиться на нормах Уложения, относящихся к Общей части, прежде всего, на понятии «преступление», кратко проанализировать нормы Уложения, устанавливавшие формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчавшие или отягчавшие вину, устранявшие уголовную ответственность. Затем надо обратиться к анализу системы преступлений по Уложению. Говоря о системе наказаний, надо проанализировать ту своеобразную «лестницу наказаний», которая была предусмотрена Уложением. Следует помнить, что, несмотря на отражение в Уложении отдельных принципов буржуазного права, оно по своему содержанию было феодально-крепостническим кодексом уголовного права.
Освещение четвертого вопроса следует начать с основных черт судоустройства и судопроизводства в России в начале XIX века. При характеристике судопроизводства необходимо указать на характер судебного процесса – инквизиционный. Решающая роль в разбирательстве по делу отводилась полиции, которая осуществляла следствие и исполнение приговора. Следует специально выделить то, что судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало, свидетели и эксперты в суд не вызывались, а сам обвиняемый являлся объектом процесса. Также не надо забывать, что доказательства, как и прежде (по «Краткому изображению процессов или судебных тяжб» 1715 года) делились на совершенные и несовершенные, а пытка, хотя и была запрещена (Указом 1801 года), но на практике существовала. В завершении следует кратко обрисовать состояние судов, в которых процветало взяточничество, волокита, произвол.
Рекомендуемая литература:
Сборники документов и хрестоматии:
1. История отечественного государства и права: Хрестоматия: В 3 ч. - Ч. 2 (XVIII – начало XX в.). – Т. I (XVIII – первая половина XIX в.) / сост. И.В. Брызгалова, Ю.А. Перебинос. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2012.
2. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6-и тт. / Научн. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. III. От Свода законов до судебной реформы / Отв. ред. А.В. Наумов. М., 2003.
3. Российское законодательство IX–XX вв. / Под ред. О.И. Чистякова. Т. 6. М., 1989.
4. Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание Первое: с 1649 по 12 декабря 1825 г. / Предисловие министра юстиции А. В. Коновалова. Т. 1 (с 1649 по 1675 г.). СПб.: Юридический центр-Пресс, 2010.
5. Свод законов Российской империи. В 5 кн. [Электронный ресурс]. [КонсультантПлюс], 2008.
Дополнительная литература:
1. Аверина Ю.А. Теория формальных доказательств и судебное правоприменение // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. № 5.
2. Агаев Г.А. Ответственность за преступления против порядка управления по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // История государства и права. 2005. № 5.
3. Алексеев В.И. Институт лишения прав как дополнительное наказание по Уложению о наказаниях 1845 года // Российский следователь. 2006. № 4.
4. Васильев А.В. Законодательство и правовая система дореволюционной России: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
5. Галузо В. Н. Систематизация законодательства в России 1649-1913. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Жолобова Г.А. Своду Законов Российской империи – 170 лет // Журнал российского права. 2003. № 6.
7. Захаров В.В. Судебная политика Николая I // История государства и права. 2012. № 3.
8. Майков П. М. О своде законов Российской империи / под ред. В. А. Томсинова. М.: Зерцало, 2006.
9. Мицкевич А.Ф. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским // Журнал российского права. 2001. № 5.
II. Практическая часть предполагает углубленное рассмотрение теоретического материала с привлечением источников – Свода законов Российской империи и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и решение задач на основе данных памятников права.
1. Задания для анализа текста и устного обсуждения:
1) Проанализируйте нормы т. IX Свода законов Российской империи 1835 г. и определите возраст, с достижением которого разрешалось: а) поступление на государственную службу; б) вступление в брак; в) участие в обязательственных отношениях; в) свидетельствование в суде.
2) Проанализируйте статьи раздела «О крепостном состоянии» (ст. 543 – 687) Законов о состоянии (т. IX Свода законов Российской империи 1835 г.). В чем проявлялась крепостная зависимость крестьян в личной и экономической сферах? Какие ограничения крепостного права вводил Свод законов 1835 г.? Как Вы думаете, крепостные крестьяне являлись движимой или недвижимой собственностью? Аргументируйте свою точку зрения.
3) Охарактеризуйте институт брака в Российской империи в первой половине XIX века, опираясь на нормы кн. 1-ой т. X «Законов гражданских» Свода законов Российской империи 1835 г. Подтвердите свой ответ соответствующими статьями.
4) Используя ст. 230 – 257 кн. 2-ой «О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще» т. X «Законы гражданские» Свода законов Российской империи 1835 г. определите, что относилось к движимому и недвижимому имуществу? Приведите примеры.
5) Проанализируйте ст. 272, 273, 284 кн. 2-ой «О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще» X тома «Законы гражданские» Свода законов Российской империи 1835 г. и ответьте на следующие вопросы: 1) О каких институтах вещного права идет речь? 2) Каковы права и обязанности сторон в каждом из этих институтов?
6) На основе норм кн. 3-й «О порядке приобретения и укрепления прав на имущество в собственности» т. X «Законы гражданские» Свода законов Российской империи 1835 г. охарактеризуйте две формы наследования имущества: по закону и по завещанию. Подтвердите свой ответ соответствующими статьями.
7) Определите виды гражданско-правовых договоров в: а) ст. 1083; б) ст. 1102; в) ст. 1396 кн. 4-ой «О обязательствах по договорам» т. X «Законы гражданские» Свода законов Российской империи 1835 г. Дайте характеристику данным договорам.
8) Используя ст. 13 – 17 отд. 3 «О участии в преступлении» гл. I разд. I Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., определите, о каком виде соучастия идет речь в ст. 308 гл. II. «Об оскорблении и явном неуважении к присутственным местам и чиновникам при отправлении должности» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
9) Проанализируйте гл. 2 «О наказаниях» разд. 1 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Перечислите наказания, которые относятся к группе уголовных и к группе исправительных. Укажите, в чем разница между такими наказаниями, как соотносятся «лишение всех прав состояния» и «лишение особенных прав»?
10) Проанализируйте ст. 401-406 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Какие формы взяточничества в них указаны? В чем их отличие друг от друга? За какую форму взятки государство наказывало суровее?
11) Используя статьи отд. 3 III Гл. I Разд. I «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, охарактеризуйте участие пособника, подстрекателя, укрывателя в преступлении, совершенном в соучастии с разделением ролей. Какое наказание предусматривалось по нормам Уложения соучастникам?
12) Опираясь на нормы отд. 2 Гл. III Раздела I «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, укажите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства при совершении преступления. Подтвердите свой ответ соответствующими статьями.
13) Проанализировав Гл.II Разд. I «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще» Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, определите, что такое «политическая смерть» и за какие преступления применялось данное наказание.
14) О каких видах преступлений идет речь в следующих статьях Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года: а) ст. 308; б) ст. 360; в) ст. 1283; г) ст. 1943; д) ст. 2094?
15) Проанализируйте Разд. X Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и назовите, какие деяния относились к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц? Подтвердите свой ответ соответствующими статьями.
2. Решите задачи, используя соответствующие нормативные правовые акты. Ответ должен быть подтвержден статьей:
Задача № 1
В 1844 г. дворянин Панов за антигосударственное преступление был лишен дворянского состояния и сослан на рудники в Сибирь. Свое намерение добровольно последовать за супругом в Сибирь высказала его жена Елена. Однако отец Елены, препятствуя отъезду дочери, грозил, что следование за мужем – преступником в Сибирь приведет к лишению дворянского звания и её. Может ли быть лишена дворянства Елена Панова вследствие того, что она последовала за супругом-преступником в Сибирь?
Задача № 2
В 1840 г. умер дворянин С.П. Хоминский. В своем завещании он указал, что имение село Хоминки он передает в городскую казну г. Калуги для обустройства там богадельни. Сыну Хоминского были завещаны все денежные сбережения в размере 200 тыс. рублей, а жене – ежегодное содержание в размере 10 тыс. рублей. Однако сын Хоминского решил опротестовать завещание отца на том основании, что Хоминки являются родовым имением их семьи. Какое решение примет суд?
Задача № 3
Кадниковский купец Ягодников имел в собственности маслодельню, состоящую из 3-х цехов: по производству масла, сыра, творога; помещений для хранения произведенной продукции; лавки для ее реализации. В 1837 г. он решил продать цех по производству творога, т.к. задолжал большую сумму денег. Однако стряпчий отказался заверить договор купли-продажи. Правомерен ли отказ? Обоснуйте свою точку зрения.
Задача № 4
В 1837 г. родовое имение дворян Ушаковых село Ушаковское было продано старшим братом Семёном вследствие его финансовых затруднений. По истечении двух с половиной лет с момента продажи имения Семён поправил свое материальное положение и решил вернуть фамильное имущество в род, выкупив его у новых владельцев. Однако суд ему отказал в этом праве. Правомерно ли поступил судья? Может ли Семён Ушаков сам осуществить право родового выкупа? Если нет, то кто может вернуть село Ушаковское в семью Ушаковых? В течение какого срока это можно сделать?
Задача № 5
В 1854 г. в суде слушалось дело по обвинению писаря уездного суда Завьялова в лихоимстве. Из материалов дела следовало, что в июле этого года суд за драку и буйство приговорил к наказанию розгами трех крестьян. Когда наступил срок исполнения, двое из крестьян обратились к писарю с просьбой об освобождении от наказания, при этом они дали ему 3 рубля деньгами, 1 пуд пшеничной муки, 10 яблок и на 80 копеек водки. Писарь «дар» принял, однако никаких мер по освобождению крестьян от наказания не предпринял, в связи с чем крестьяне и обратились с жалобой на писаря в суд. Правомерно ли обвинение писаря в лихоимстве? Свой ответ обоснуйте.
Задача № 6
В 1860-1870-е гг. в России действовало преступное сообщество под названием «Червонные валеты». Одной из их крупных афер была продажа дома князя Долгорукова. Так, на одном из балов московскому генерал-губернатору князю В.А. Долгорукову представили молодого человека по имени Павел Карлович Шпеер. Он стал часто бывать в известном всей Москве доме губернатора на Тверской. Однажды Шпеер попросил у князя разрешения показать дом знакомому английскому лорду. Не ожидавший никакого подвоха Долгоруков согласился, и на следующий же день, когда губернатора не было дома, англичанин и Шпеер приехали осматривать особняк. Их сопровождал чиновник, показавший им все помещения, включая хозяйственные постройки. Спустя еще несколько дней лорд приехал к особняку на Тверской в сопровождении секретарей и подвод со скарбом. Он распорядился заносить вещи и в ответ на возмущение княжеской челяди предъявил купчую на дом. Пришлось заявить в полицию, которая выяснила, что лорд купил дом у господина Шпеера за 100 тысяч рублей и законно оформил сделку в нотариальной конторе. Да вот беда: контора просуществовала всего несколько дней, и создал ее сам Шпеер, успевший скрыться с деньгами в неизвестном направлении. Какое преступление совершил Шпеер? Как он должен быть наказан по нормам Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.?
Задача № 7
В мае 1844 года в гостинице «Европа» в Петербурге было найдено тело молодой женщины с огнестрельной раной в голове. Прибывшие на место происшествия следственные чиновники установили, что погибшая Ольга Палем, мещанского происхождения, сама стреляла в себя. Выяснилось, что незадолго до выстрела между Палем и студентом Александром Довнаром, с которым она поддерживала интимные отношения, вспыхнула ссора из-за того, что Довнар отказался жениться на Палем. После бурных разбирательств Довнар выбежал из номера гостиницы, а затем услышал звук выстрела. Квалифицируйте деяние, совершенное О. Палем, определите его правовые последствия. Если бы О. Палем выжила, подверглась бы она наказанию? Будет ли наказан А. Довнар?
Задача № 8
В 1849 г. полиция арестовала М.В. Буташевича-Петрашевского и 35 участников его «пятниц» - вечеров, проводившимся по пятницам, на которых обсуждались разные злободневные вопросы русской жизни. Следствие показало, что начиная с 1845 г., Петрашевский «собирал у себя знакомых ему учителей, литераторов, студентов и вообще лиц разных сословий и постоянно возбуждал суждения, клонившиеся к осуждению существующего в России государственного управления». По мнению следствия, на этих «пятницах» петрашевцы рассуждали о том, «как возбуждать во всех классах народа негодование против правительства, как вооружать крестьян против помещиков, чиновников против начальников, как пользоваться фанатизмом раскольников, а в прочих сословиях подрывать и разрушать всякие религиозные чувства, как действовать на Кавказе, в Сибири, в Остзейских губерниях, в Финляндии, в Польше, в Малороссии». Кроме того, полиция установила, что в конце 1848 г. Петрашевский совещался с рядом членов его кружка «об учреждении тайного общества из людей передовых мнений, которые бы могли двинуть гражданский быт вперёд на новых началах, однако же это общество, по разномыслию членов, не состоялось». Как могут быть квалифицированы деяния Петрашевского и членов его кружка в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.? Какое наказание их ожидало?
Задача № 9
В 1860 г. в Каргопольском уезде Архангельской губернии крестьянином Иваном Петровым был совершен акт самосожжения, в результате чего он умер. Следствие установило, что побудительным мотивом стали старообрядческие религиозные убеждения Петрова, который считал, что скоро настанет конец света и день страшного суда. Квалифицируйте деяние, совершенное Петровым. К какой группе преступлений оно относится?
Задача № 10
Утром 19 апреля 1851 года обитатели дома английского промышленника Осипа Меджера, жившего и работавшего в Екатеринбурге, стали свидетелями страшной картины: хозяин лежал на полу у дверей своей гостиной с проломленной топором головой, а у окна комнаты находилось тело охранника, так же зарубленного топором. При этом полиция установила, что были похищены почти два пуда золота стоимостью более 80 тысяч рублей, принадлежащего англичанину. Расследование показало, что организатором преступления был екатеринбургский купец Петр Дмитриев,который почти три года вынашивал планы убийства преуспевающего золотопромышленника. Он тщательно продумал все детали преступления. Нашел и людей, которые были готовы совершить убийство за некоторое вознаграждение – это были крестьяне Сидор Фалалеев и Федор Костров, а также подобрал канал сбыта похищенного в лице местного мещанина Василия Верходанова. Хотя преступление удалось осуществить по задуманному сценарию, от расплаты его участники не ушли. Спустя некоторое время полиция задержала всех преступников, состоялся суд. Как будет квалифицировано совершенное Дмитриевым и его подельниками деяние? Определите степень соучастия каждого из преступников. Какое наказание назначит им суд?