Муниципальная собственность на землю.

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.

Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничением является установление особых условий использования участков в зонах, где запрещаются определенные виды деятельности.

Права на земельный участок иногда могут предоставляться с определенными условиями. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть выделен на определенном праве (собственность, аренда и др.) с условием совершения определенных действий. Например, освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.

18. Государственная и муниципальная формы собственности на землю.

Право муниципальной собственности на землю – правомочия владения, пользования, распоряжения ЗУ, принадлежащие муниципальному образованию. От имени мун.обр. полномочия собственника реализуют органы МСУ (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы МСУ могут предоставлять ЗУ во временное и постоянное владение и пользование физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физ. и юр. лиц и совершать сделки.

Объекты права муниц. собственности: индивидуально обособленные ЗУ, переданные РФ и субъектами РФ в муниц. собственность на основании ст. 19 ЗК РФ.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

· которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

· право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

· которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

· которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.

19. Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ граждан

Сегодня ЗУ не предоставляются в пожизненное наследуемое владение. Данная практика прекратилась с распадом СССР. Объектом пожизненного наследуемого владения (ПНВ) является государственная или муниципальная земля. Владельцем выступает только физическое лицо. Распоряжение ЗУ не допускается за исключением передачи по наследству.

Прекращение права ПНВ возможно при:

  • изъятии ЗУ для гос. и муниц. нужд
  • изъятии ЗУ по причине ненадлежащего использования
  • отказа правообладателя от владения участком
  • приобретения ЗУ в собственность

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Регулируется ст. 265-267 ГК РФ.

В настоящее время ЗУ на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляется гражданам. Однако за гражданами сохраняются на этом праве ЗУ, полученные ранее (по советскому праву).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

20. Право постоянного (бессрочного) пользования ЗУ юридических лиц.

Земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности. Частные лица передавать земельный участок на этом праве не могут (после введения в действие Земельного Кодекса земельные участки предоставляются на данном праве строго ограниченному кругу юридических лиц).

Юридические лица могут быть разделены на 3 группы по отношению к этому праву:

  • юридические лица, которым и после введения в действие Земельного Кодекса, предоставляются земельный участки на данном праве и которые могут использовать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования (органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов России, прекративших исполнение своих полномочий) – ст. 39.9 ЗК;
  • юридические лица, которые продолжают использовать земельные участки, ранее предоставленные до введения в действия Земельного Кодекса на праве постоянного (бессрочного) пользования и вправе их переоформить в собственность:
  • гаражные (потребительские) кооперативы;
  • организации, при которых до 23 апреля 1998 г. были созданы садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан;
  • юридические лица, которые имеют земельные участки, на которых расположены линии связи, электропередачи, трубопроводы, железные дороги, иные подобные линейные сооружения – они вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования до 1 января 2015 г. в соответствии с Законом “О введении в действие Земельного кодекса”;
  • все остальные юридические лица, обязанные до 1 января 2012 года переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды, либо выкупить в собственность, а религиозные организации – также могут переоформить на право безвозмездного срочное пользование.

По общему правилу переоформление права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами осуществляется за плату.

Исключения составляют:

· в соответствии с Законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” субъекты РФ вправе устанавливать случаи бесплатного переоформления данного права религиозными организациями;

· если на земельном участке находится здание, строение, сооружение, закрепленное в собственность Общероссийской организации инвалидов, либо организации, единственным учредителем которой является Общероссийская организация инвалидов до введения в действие ЗК, то такие организации оформляют данное право бесплатно

Основаниями возникновения являются:

  • административно-правовой акт, который принимается в отношении юридических лиц, предусмотренных в Земельном кодексе;
  • правопреемство при реорганизации юридического лица, которому земельный участок принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования;
  • переход права собственности на здание, строение, сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежащего собственнику здания, строения, сооружения (отчуждателю) на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст.35 ЗК).

Распоряжение возможно одним способом – путем добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования.

Также землепользователь может строить здания, строения, сооружения, если это не противоречит целям использования земельного участка, приобретать право собственности на них.

При разрушении зданий, строений, сооружений, землепользователь сохраняет право постоянного (бессрочного) пользования в течение 3х лет, если более длительный срок не предусмотрен федеральным законом. Право постоянного пользования автоматически не прекращается, а возможно изъятие земельного участка в рамках земельно-правовой ответственности.

21. Сервитуты на земельные участки. Особенности установления сервитута на земли в государственной и муниципальной собственности.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут является видом обременений (ограничений), под которыми понимается существующие условия, запрещения, установленные законом или уполномоченным органом в определенном законом порядке, стесняющий правообладателя земельных участков при реализации вещных прав на этот участок.

Существует 2 вида сервитутов:

1. частный сервитут;

2. публичный сервитут.

Сервитут возникает и прекращается с момента государственной регистрации. Сервитут как обременение следует за земельным участком. Сервитуты могут быть срочными и бессрочными.

Если земельный участок зарезервирован дл государственных и муниципальных нужд, то срок публичного сервитута в отношении данного участка определяется сроком резервирования.

Частный сервитут устанавливается по соглашению сторон, либо, когда такого согласия не было достигнуто, сервитут устанавливается по решению суда. По общему правилу, частный сервитут является платным (исключения могут быть установлены федеральными законами).

Соглашение об установлении сервитута заключается между собственником земельного участка и лицом, требующим установление сервитута

Лица, которые могут требовать установление сервитута:

1. собственники земельных участков зданий и строений, сооружений;

2. землевладельцы, а так же лица, которым земельные участки принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного земельного владения;

3. иные лица, указанные в федеральных законах.

Как правило, сервитут устанавливается на соседний земельный участок (но может и через 2, через 3 участка)

Публичный сервитут в соотв. с гл. V.3 ЗК РФ устанавливается нормативно-правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления по результатам общественных слушаний. Результаты общественных слушаний носят рекомендательный характер (не обязательны к использованию). Отсутствие правил проведения общественных слушаний не является основанием для отмены установления сервитута.

Публичный сервитут, как правило, является бесплатным, в отличие от частного. Собственник, землевладелец, землепользователь может потребовать соразмерную плату от органа, установившего сервитут, только если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка по целевому назначению.

Если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка по назначению, то собственник, землевладелец, землепользователь могут потребовать изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Этим лицам возмещаются соответствующие убытки.

Основания для установления публичного сервитута предусмотрены в ст.39.23 ЗК:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

22. Право безвозмездного пользования земельными участками.

Право безвозмездного пользования на земельный участок является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Отличительные черты безвозмездного пользования: предоставление этого права осуществляется всегда бесплатно, носит временный характер.

В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен. При этом право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел также сохраняется за одним из членов семьи: работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

Круг субъектов и сроки, на которые может предоставляться ЗУ на данном праве из земель гос. и муниц. собственности, регулируются ст. 39.10 ЗК РФ.

23. Основания возникновения прав на земельные участки.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е. обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия.

Основаниями возникновения прав на ЗУ являются:

1. Гражданско-правовые сделки и договоры

2. Акты гос. органов и органов МСУ

3. Судебное решение

4. Иные гражданско-правовые основания (в т.ч. приобретательная давность).

Также, согласно ст. 8 ГК РФ, которая применима и к земельным отношениям, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают гражданские права и обязанности.

Гражданские права и обязанности возникают, в частности:

– из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, не противоречащих закону;

– из актов государственных органов и органов местного самоуправления;

– из судебного решения;

– в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

– вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

– вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В силу специфики земельных отношений в большинстве случаев основанием их возникновения является не договор, а административный акт.

Права на землю как объект недвижимого имущества подлежат государственной регистрации и соответственно возникают с момента регистрации соответствующих прав на земельный участок.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юридических лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Права на земельные участки, а также сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и приобретать участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

24. Документы о правах на ЗУ

В соотв. со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Виды документов:

1. Правоустанавливающий – устанавливает право на недвижимое имущество (что, кому и на каком праве принадлежит) – договор, решение суда, административно-правовой акт и и.д.

2. Правоудостоверяющий документ – подтверждает факт принадлежности соответствующих прав конкретному лицу (выписка из ЕГРН). Согл. п. 9 ст. 3 ФЗ «О введение в действие ЗК» гос. акты, свидетельства и др. документы, выданные до введения в действие ФЗ 1997г. «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сохраняют юрид. силу.

3. Документы, содержащие технические характеристики ЗУ – план межевания, кадастровый паспорт и др.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О гос. регистрации недвижимости» проведенная гос. регистрация прав удостоверяется посредством совершения специальной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

В соотв. со ст.14 ФЗ «О гос.регистрации недвижимости» основаниями для гос.регистрации являются:

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

25. Государственная регистрация прав на ЗУ

Государственная регистрация прав на ЗУ - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки. Она является единственным доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Правовая основа: 1. ГК РФ (ст. 130-132, 164);

2. ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Основания осуществления гос.регистрации прав (ст.14 ФЗ):

1) акты органов гос. власти или органами МСУ в рамках их компетенции, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки

3) свидетельства о праве на наследство;

4) вступившие в законную силу судебные акты;

5) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти;

6) иные документы, предусмотренные ФЗ, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством.

В Росреестр подаётся заявление о регистрации права. К заявлению прилагаются следующие документы (ст. 18 ФЗ):

1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);

2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3. иные документы, предусмотренные ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Сроки осуществления гос.регистрации указаны в ст.16 ФЗ.

Порядок гос.регистрации прав:

1) прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 ФЗ;

3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав;

4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, либо уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав;

5) выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственной регистрации прав, либо после прекращения государственной регистрации прав.

26. Правовое регулирование сделок с земельными участками.

Условия для оборота земельных участков определены в Конституции РФ, установлены гарантии собственности прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки и договорыявляются одним из оснований возникновения земельных правоотношений.

Сделки с земельными участками регулируются преимущественно нормами гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Например, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Имущественные отношения с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Так, устанавливаются некоторые особенности при совершении сделок купли-продажи ЗУ, дарения и мены ЗУ, ренты, наследовании ЗУ по закону или по завещанию и залоге ЗУ.

27. Особенности купли-продажи земельных участков.

К сделкам купли-продажи земельных участков применяются общие правила о договоре купли-продажи, специальные правила о договоре купли-продажи недвижимости, установленные земельным законодательством.

Форма сделки купли-продажи может быть простой или нотариальной (по желанию сторон), так как обязательного нотариального удостоверения договора купли-продажи земельного участка гражданское законодательство не предусматривает. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с земельными участками предусмотрено лишь для договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Несоблюдение установленной законом формы сделки по отчуждению земельного участка влечет ее недействительность.

Обязательная государственная регистрация именно договора по отчуждению земельного участка предусматривается только для договора дарения земельного участка и договора ренты, предусматривающего отчуждение земельного участка под выплату ренты.

Иные договоры отчуждения земельных участков сами по себе не подлежат обязательной государственной регистрации. Однако обязательной является государственная регистрация перехода права собственности от продавца к покупателю.

Также следует иметь в виду, что при нотариальном удостоверении сделок с земельными участками действует принцип исключительной территориальной компетенции, т. е. нотариальное удостоверение договора должно осуществляться в соответствующем нотариальном округе (по местонахождению земельного участка).

Объектом купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т. е. в договоре купли-продажи должен содержаться кадастровый номер и адрес (местонахождение) земельного участка. В качестве адреса земельного участка указывается, как правило, почтовый адрес или иное общепринятое описание местоположения участка, позволяющие точно определить объект (земельный участок) на территории соответствующего регистрационного округа. Площадь участка должна быть указана по правоустанавливающим документам (свидетельству, акту государственного или муниципального органа, иному документу). Кадастровый номер земельного участка включает следующие данные: номер кадастрового округа; номер кадастрового района; номер кадастрового квартала; номер земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Итоговым документом, подтверждающим проведение кадастрового учета конкретного земельного участка, является кадастровая карта (план) земельного участка, содержащая графические и текстовые формы воспроизведения сведений, содержащихся в государственном земельном кадастре.

Кадастровая карта (план) содержит: кадастровый номер земельного участка; местоположение (адрес) земельного участка; площадь участка; категория земель и разрешенное использование земельного участка; описание границ участка и их отдельных частей; экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю; качественные характеристики участка, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель; наличие на земельном участке объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений); зарегистрированные вещные права на земельный участок; ограничения (обременения) прав на земельный участок, зарегистрированные в установленном порядке.

ЗУ, находящиеся в гос. или муниц. собственности могут быть куплены только на торгах в порядке, установленном в гл. V.1 ЗК РФ.

28. Правовое регулирование аренды земельных участков.

Земельные участки могут предоставляться в аренду на основе договора. Общие положения о договоре аренды установлены ГК РФ. Особенности аренды земельных участков определяются земельным законодательством.

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество (земельный участок) за плату во временное владение и пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате и

Наши рекомендации