Тема: Правила оценки заключения эксперта

(Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии)

Введение в проблему:

Оценка заключения эксперта традиционно вызывает затруднение у участников процесса, что, в первую очередь, связано с необходимостью уяснения содержания понятий и сущности методик, использованных экспертом при производстве экспертизы.

Сопоставляя заключение эксперта с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, проверяя доказательства и принимая решение об их относимости, допустимости и достоверности, субъекты оценки должны учитывать, что никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Итогом оценки всех доказательств является вывод об их достаточности для разрешения уголовного дела.

При оценке заключения эксперта должны быть установлены относимость, достоверность и допустимость этого вида доказательств.

Содержание дискуссии:

Установление относимости, достоверности и допустимости заключения эксперта.

Основные обсуждаемые вопросы:

1. Установление относимости заключения эксперта

а) установление подлинности исследованных объектов:

- объекты должны быть представлены эксперту законным образом, т.е. дознавателем, следователем или судом, вместе с постановлением (определением).

б) исключение подмены объектов:

- сопоставление индивидуальных признаков объектов, содержащихся в протоколе осмотра и в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, с описанием объектов исследования в экспертном заключении.

2. Установление достоверности заключения эксперта

а) установление компетентности эксперта:

- проверка информации, содержащейся в реквизитах документа: сведения об экспертном учреждении, эксперте, месте и времени производства экспертизы, объекте исследования и т.п.

б) анализ реализации экспертом положений частной экспертной методики:

- ознакомление с частной методикой, применённой при производстве сходных судебных экспертиз;

- анализ методики исследования, выполненного экспертом;

- сопоставление рекомендации частной методики с методами и приемами, использованными экспертов;

- анализ условий и последовательности выполнения экспертом положений частной методики с оценкой степени влияния отступлений от указанных положений на результаты экспертизы.

3. Установление допустимости заключения эксперта

а) исключение существенных нарушений закона, в том числе и положений уголовно-процессуального кодекса, при производстве судебной экспертизы;

б) уяснение порядка собирания объектов исследования и их движения до передачи эксперту;

в) выяснение параметров оборудования, использованного при производстве экспертизы (метрологический контроль, сертификация, сроки годности расходного материала и т.п.).

Основу обсуждения поставленного вопроса составляют:

- положения глав 10; 27 и 37 УПК РФ;

- положения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н "Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации";

- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»;

- частные экспертные методики.

Подведение итогов дискуссии.

Список рекомендуемой литературы по теме

Нормативно-правовые акты:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 № 141-ФЗ ) // СЗ РФ 24.12.2001 № 52. Ст. 4921.

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ 04.06.2001 № 23. Ст. 2291.

Судебная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» - "Российская газета" от 30 декабря 2010 г. N 296, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2011 г., N 2.

Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 66 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» - "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г.,

№ 2.

Основная:

Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: курс общей теории / Т.В. Аверьянова. – М.: НОРМА, 2006. – С.459-477.

Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе.- М.: Норма, 2006.- С.268-278.

Криминалистика: учебник для вузов / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская ; под ред. Р.С. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2008. – С.383-435 с.

Дополнительная:

Аверьянова Т.В., Статкус В.Ф. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов / Под ред. Т.В. Аверьяновой и В.Ф. Статкуса. – М.: Юрайт, 2012. – 720 с.

Гришин А.В. Судебная медицина: правовые основы судебно-медицинской экспертизы. Учебно-методическое пособие./ А.В. Гришин. - Российская академия правосудия, Центральный филиал. – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2009. – 193 с.

Гришин А.В. Как правильно оценивать заключения эксперта по уголовному делу / А.В. Гришин // Уголовный процесс. – 2011. - № 11. – С.60-66.

Гришин А.В. Проблемы уголовно-правовой квалификации неизгладимого обезображивания лица / А.В. Гришин // Уголовный процесс. – 2012. - №1. – С. 30-35.

Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.

Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. Е.Р. Россинской - Москва: Проспект, 2012. – 544 с.

Хатуаева В.В., Гришин А.В. Использование в доказывании по уголовному делу результатов специальных исследований, полученных на начальной стадии уголовного судопроизводства / В.В. Хатуаева, А.В. Гришин // Российское правосудие. – 2012. - № 6. – С.65 – 71.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения под руководством преподавателя

Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров и завершается сдачей зачета. В ходе установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная подготовка. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекции вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить нормативно-процессуальные акты;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по вопросам, изучаемым в курсе «Судебная экспертиза», выполняется после согласования с преподавателем, ведущим курс, в ходе индивидуальных консультаций.

преподавателя.

ния аргументировать и защищать выд
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено около 60% часов от объема учебных занятий выделять на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнять конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала.

Практические занятия проводятся интерактивно в форме учебной дискуссии. Во время занятия студенты предлагают рассмотрение проблемных вопросов судебной экспертизы с позиции своего видения и решения спорных вопросов.

При подготовке к темам, на которые учебным планом не отведено аудиторных занятий, студентам необходимо проанализировать следующие вопросы:

Наши рекомендации