Основные начала гражданского права

Основные начала гражданского права

Основные начала гражданского права - это основополагающие идеи (общие принципы), которые определяют основное содержание гражданско-правового регулирования в целом, отраслевую специфику норм гражданского права и практику их применения.

Общие принципы (начала) гражданского права вырабатывались в соответствии с требованиями экономической и социальной жизни исторически, в практике гражданско-правового регулирования в течение многих столетий. Наиболее полно основные начала гражданского права в настоящее время закреплены в п. 1 ст. 1 ГК РФ.

Таких начал, закрепленных в ГК, семь. Это:

- равенство участников отношений, регулируемых гражданским законодательством;

- неприкосновенность собственности;

- свобода договора;

- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;

- обеспечение восстановления нарушенных прав;

- судебная защита гражданских прав.

Перечисленные начала гражданского права равнозначны, одинаково важны для рассматриваемой отрасли права. Они в своем единстве, в совокупности и характеризуют отраслевую специфику этой отрасли как гражданского права, его место и роль в жизни общества.

Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. В этом отношении особое значение имеет общее начало, обозначенное как свобода договора. Субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

Вопрос об основных началах гражданского права, соответствующих особенностям его предмета и метода (равенство, автономия воли, имущественная самостоятельность участников), имеет для этой отрасли определяющее значение. Как записано в ГК РФ, гражданское законодательство "основывается на признании" указанных начал.

Содержание основных начал гражданского законодательства раскрывает принципиально важную сторону значения гражданского права в историческом отношении. По своей глубинной сути начала гражданского законодательства - это основа гражданского общества. Вот почем у, как показывает исторический опыт, ныне в экономически и социально развитых странах именно отработанное гражданское законодательство, его реальное и последовательное претворение в жизнь повсеместно становилось и является в настоящее время базой для утверждения и плодотворного функционирования институтов, ценностей и идеалов гражданского общества, соответствующего требованиям демократии и передовой экономики, ее всесторонней модернизации, материального и духовного благополучия, достоинства личности.

Отсюда следует, что сам термин "гражданское право" - это не только прямой перевод с латинского языка формулировки ius civile ("права граждан" по римскому праву), но и отражение того исторического предназначения, которое выпало на долю гражданского, частного права.

В гражданском законодательстве (п. 3 ст. 1 ГК РФ) закреплен и общеправовой принцип, в соответствии с которым товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Причем ограничения этого принципа могут вводиться только федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Распоряжение и доверительное управление имуществом подопечного.

Правосубъектность юридических лиц (возникновение, прекращение, виды и способы реализации правоспособности). Представительства и филиалы юридических лиц. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

Правосубъектность и органы юридического лица. Юридическое лицо как субъект гражданского права обладает гражданской правоспособностью и дееспособностью. Однако они существенно отличаются от правоспособности и дееспособности граждан.

Если у граждан вначале появляется правоспособность, а дееспособность возникает по истечении определенного времени (достижение определенного возраста, при этом в отношении граждан могут действовать ограничения в дееспособности, связанные с состоянием здоровья), то у юридических лиц такого разрыва во времени возникновения правоспособности и дееспособности нет. Они у юридического лица возникают одновременно, с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Невозможен такой разрыв и при прекращении юридического лица - они также утрачиваются одновременно в момент завершения ликвидации юридического лица при внесении соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

способы реализации правоспособности

1. Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Несмотря на достаточно распространенное применение и значение органов юридического лица в механизме реализации его правосубъектности, при анализе гражданского законодательства становится очевидным его несовершенство в области регламентации данного института. Прежде всего, потому, что нет легального понятия органа юридического лица и не определена четко его юридическая природа. В литературе также не дается понятие органа юридического лица и остается дискуссионным вопрос о его юридической природе23.

2. Представляется, что понятие, сущность и природу органа юридического лица, а также его влияние на внутреннюю структуру самой организации корректнее и обоснованнее рассматривать через призму организационного единства юридического лица. Суть и задача организационного единства заключаются в том, чтобы в гражданском обороте участвовала не какая-либо аморфная организация, но юридическое лицо, имеющее определенную конструкцию, которая во внешнем гражданском обороте обеспечивается, как уже отмечалось, с формальной стороны наличием учредительных документов, через комплекс индивидуализирующих признаков. Обеспечивать же внутреннюю конструкцию юридического лица – задача его органов. Представляется правильным суждение В.Н. Цирульникова, который говорит, что суть организационного единства юридического лица в том, что это есть основной способ установления внутренних организационных юридически необходимых связей в системе правовых отношений, возникающих по поводу и в связи с деятельностью организации и обеспечивающих единство ее конструктивных элементов. Посредством познания такого единства можно определить механизм функционирования юридического лица и способы формирования внешних правовых связей24.

Определяя понятие и природу органа юридического лица, следует прийти к выводу о том, что орган – это обязательный элемент организационного единства юридического лица, действующий в соответствии с законом, иными правовыми актами, учредительными документами, посредством которого юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности (ст. 53 ГК РФ).

Система органов в каждом конкретном виде юридического лица создает ту внутреннюю структуру организационного единства, которая позволяет ему вовне (во внешнем мире, то есть гражданском обороте) выглядеть четкой организацией со своими существенными и индивидуализирующими признаками. Так, в акционерном обществе система органов состоит из общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного (единоличного или коллегиального) органа и ревизионной комиссии (гл. 7,8 ФЗ «Об акционерных обществах»). В завершение следует заметить, что многие вопросы формирования органов юридического лица, их компетенции регламентируются императивно на законодательном уровне.

3. В случаях, предусмотренных законом, юридические лица могут приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности через своих участников. К таким юридическим лицам относятся такие коммерческие организации, как полные товарищества и товарищества на вере. В соответствии с п.1 ст. 72 и п. 2 ст. 82 ГК РФ каждый полный товарищ вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все участники (полные товарищи) ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным товарищам. Учитывая, что полные товарищи от имени товарищества ведут предпринимательскую деятельность, к ним предъявляется требование регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, в указанных юридических лицах нет органов и их гражданская правосубъектность реализуется через действия их участников – полных товарищей.

4. В соответствии с п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Изложенное правило относится к органу юридического лица. Иначе говоря, в норме сконцентрированы требования, которым должен соответствовать субъект, исполняющий обязанности органа, и условия его деятельности.

Представительства и филиалы юридических лиц

Представительства и филиалы юридических лиц. Для осуществления юридическим лицом части своих функций за пределами места нахождения оно может создать территориально обособленные структурные подразделения. Представительство осуществляет представление интересов юридического лица и обеспечивает их защиту. Филиал, помимо таких полномочий, осуществляет все иные или часть функций юридического лица (например, ведет производственную деятельность).

Филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденного им положения. Филиал (представительство) не является юридическим лицом; он составная часть юридического лица и не обладает гражданской правосубъектностью. Такое подразделение не может выступать в обороте от своего имени, а может лишь действовать от имени создавшего его юридического лица. Для этого юридическое лицо назначает руководителя филиала (представительства) и выдает ему доверенность, на основании которой руководитель соответствующего обособленного подразделения (как физическое лицо) действует от имени самого юридического лица. Сведения о филиалах и представительствах должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

. Наименование (фирменное наименование) и место нахождения юридического лица.

Средства индивидуализации юридического лица. Наиболее очевидным образом юридическое лицо индивидуализируется присвоением ему наименования. Наименование юридического лица состоит из указания на его организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, унитарное предприятие), а также собственно названия - словесного (буквенного) обозначения, которое дается ему учредителем (учредителями). В состав наименований юридических лиц, имущество которых закрепляется за ними учредителем (собственником имущества) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, включается указание на собственника имущества (например, федеральное унитарное предприятие, муниципальное учреждение). Наименования всех некоммерческих организаций, а также ряда коммерческих включают указание на характер деятельности (сельскохозяйственный потребительский кооператив, страховая компания, коммерческий банк и т.д.).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обладает фирменным наименованием. Право на использование фирменного наименования (фирмы) подлежит защите с момента государственной регистрации юридического лица под фирменным наименованием*(65).

ГК исходит из принципа истинности фирмы, согласно которому фирменное наименование юридического лица должно давать представление о его имущественном статусе, а в некоторых случаях - и о составе его участников (как, например, для хозяйственных товариществ). Это необходимо для обеспечения предсказуемости и устойчивости оборота: потенциальные контрагенты вправе иметь адекватное представление об объеме правоспособности друг друга, в том числе о пределах имущественной ответственности и возможности ее возложения на участников того или иного юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК, п. 2 ст. 8 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Место нахождения юридического лица обозначается в его учредительных документах указанием на конкретный адрес: город (иной населенный пункт), улицу, номер дома, номер офиса (комнаты). Место нахождения играет определяющую роль для установления подсудности спора с участием этого юридического лица, места заключения договоров, места исполнения гражданско-правовых обязательств, обязанности по уплате налогов.

Целям индивидуализации юридического лица служит также индивидуализация его продукции, товаров, услуг посредством использования товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. Правовой режим исключительных прав на указанные объекты будет рассмотрен в томе II Учебника.

18 Образование (создание, учреждение) юридического лица: способы, порядок, государственная регистрация. Учредительные документы юридических лиц. Ответственность юридических лиц.

Истории известны следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц. В связи с этим нельзя не согласиться с высказанным в литературе мнением, «что ст. 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому, чтобы не подрывать единства гражданского законодательства, целесообразно или уточнить ст. 51 ГК, или устранить из практики факты появления юридических лиц без их государственной регистрации»27.

Разрешительный порядок ранее применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось. Не представляется возможным согласиться с мнением о том, что действующее законодательство в немногочисленных случаях сохранило разрешительный порядок создания юридического лица. Его связывают с созданием коммерческих банков, страховых компаний, а также организаций, которые могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке. Действительно, на их создание нужно получить разрешение (или согласие) соответствующего публичного органа. Однако представляется более правильным считать, что к таким организациям также применяется нормативно-явочный порядок (хотя и осложненный получением разрешения или согласия) в силу следующего. Во-первых, с получением разрешения (согласия) юридическое лицо еще не считается созданным, требуется государственная регистрация. Во-вторых, соответствующие органы не могут отказать по мотивам нецелесообразности.

В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии с действующим законодательством образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации.

Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

1. Должен быть в соответствии с требованиями закона определен состав учредителей применительно к виду создаваемого юридического лица.

Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»). Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность. Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица.

Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью, либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц. Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст.88 ГК).

2. Юридическое лицо может быть создано в организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством. При этом, как отмечалось, организационно-правовые формы коммерческих организаций исчерпывающим образом перечислены в ГК РФ. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах.

3. Как правило, решение о выборе организационно-правовой формы юридического лица законодатель оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают исключения. Так, например, согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитное учреждение может создаваться только в форме хозяйственного общества.

4. Воля учредителей на создание юридического лица должна быть выражена вовне в предусмотренной законом форме. Такой формой являются учредительные документы юридического лица. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен:

– общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (кроме случаев, когда в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав;

– хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный договор;

– акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. При создании акционерных обществ имеет место и договор о создании акционерного общества, который не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества. Он прекращается с момента регистрации акционерного общества в связи с достигнутой целью. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей).

При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее:

– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами;

– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при условии, что они не будут противоречить закону;

– учредители могут включить в учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону.

5. Завершается создание юридического лица его государственной регистрацией. «До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации. Созданное общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации в качестве завершающего юридического акта создания юридического лица»28.

6. При государственной регистрации впервые создаваемого юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, установленной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что:

– учредительные документы создаваемого юридического лица соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам данной организационно-правовой формы юридического лица;

– сведения, содержащиеся в учредительных документах и иных документах, достоверны;

– при создании юридического лица соблюдены установленный для данной организационно-правовой формы порядок его создания, в том числе и порядок формирования (оплаты) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент государственной регистрации;

– в установленных законом случаях – согласование с государственными органами или органами местного самоуправления;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы юридического лица, состав которых определяется его организационно-правовой формой;

4) для иностранного юридического лица – документы, удостоверяющие юридический статус учредителя – иностранное юридическое лицо;

5) документ об уплате государственной пошлины.

7. С принятием Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»29 урегулированы отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, установлены правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (в дальнейшем – ЕГРЮЛ), общий порядок государственной регистрации.

Специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц установлен только в отношении кредитных организаций (решение о регистрации принимается Банком России), общественных объединений, религиозных и профсоюзных организаций, политических партий (решение о регистрации принимаются Минюстом России). Взаимодействие МНС России с указанными органами осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами30.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам с 1 июля 2002 г. являлось уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. В настоящее время в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба России31.

8. Новое законодательство о регистрации юридических лиц, с одной стороны, существенно упростило процедуру регистрации. В настоящее время «достаточно прийти в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию, и подать необходимые для регистрации документы. После этого в течение пяти дней заявителю выдают свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Этих документов достаточно, чтобы открыть счет в банке и удостоверить подлинность подписи в банковской карточке. Таким образом, фактически мы смогли сократить срок, необходимый для создания субъекта хозяйственной деятельности, с двух месяцев до пяти дней»32.

С другой стороны, новое законодательство о государственной регистрации юридических лиц породило ряд проблем. По мнению Е. Горбуновой, «закон реализовал концепцию «упрощенного порядка регистрации», т.е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически меняется на заявительный. Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен. Благодаря новому порядку практически полностью утрачивается контроль со стороны государства, снижается достоверность и надежность представляемых документов. Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить на государственную регистрацию учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. В прямом смысле «верят на слово», никакого контроля»33. Представляется, что переход на заявительный порядок регистрации для России в настоящее время является преждевременным.

Товарищество на вере

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Положение полных товарищей, участвующих в товариществе на вере, и их ответственность по обязательствам товарищества определяются правилами ГК РФ об участниках полного товарищества.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере. Полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова “товарищество на вере” или “коммандитное товарищество”, либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов “и компания” и слова “товарищество на вере” или “коммандитное товарищество”. Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем.

К товариществу на вере применяются правила ГК РФ о полном товариществе постольку, поскольку это не противоречит правилам ГК РФ о товариществе на вере.

Товарищество на вере создается и действует на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается всеми полными товарищами.

Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, Учредительный договор товарищества на вере должен содержать условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, их ответственности за нарушение обязанностей по внесению вкладов, о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиками.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими по правилам ГК РФ о полном товариществе. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Вкладчик товарищества на вере обязан внести вклад в складочный капитал. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.

Вкладчик товарищества на вере имеет право:

-- получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором;

-- знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества;

-- по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;

-- передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, предусмотренным в п. 2 ст. 93 ГК РФ. Передача всей доли иному лицу вкладчиком прекращает его участие в товариществе. Учредительным договором товарищества на вере могут предусматриваться и иные права вкладчика.

Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество. Товарищество на вере ликвидируется также по основаниям ликвидации полного товарищества (статья 81). Однако товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются, по крайней мере, один полный товарищ и один вкладчик.

При ликвидации товарищества на вере, в том числе в случае банкротства, вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов. Оставшееся после этого имущество товарищества распределяется между полными товарищами и вкладчиками пропорционально их долям в складочном капитале товарищества, если иной порядок не установлен учредительным договором или соглашением полных товарищей и вкладчиков.

25 Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.+ (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью")

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами). Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. После внесения существенных изменений в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, с 01 июля 2009 года единственным учредительным документом общества является его устав, в котором указываются размер уставного капитала, адрес и наименование общества, порядок перехода долей и другие обязательный условия. В настоящий момент времени, продажа доли в уставном капитале общества, в случае если в уставе уже отсутствуют сведения об участниках и их долях, не влечет необходимости регистрации изменений в уставе общества.

Количество участников ООО

От одного до пятидесяти. Участниками могут быть дееспособные российские и иностранные граждане (а также лица, не имеющие гражданства) и юридические лица.

В случае, когда участником ООО выступает одно лицо, то деятельность данного ООО полностью подконтрольна этому лицу. Если же в ООО несколько участников, то могут возникнуть некоторые разногласия. Связано это с тем, что высшим органом управления является общее собрание участников. Только оно может принимать решения по ряду вопросов, отнесенным к исключительной компетенции общего собрания участников ООО. А, как известно, сколько участников, столько может быть и мнений (такого, конечно же, не будет, если в ООО один участник).

Текущее руководство ООО осуществляет исполнительный орган (коллегиальный или единоличный). Единоличным исполнительным органом общества на практике чаще всего выступает Генеральный директор. Как правило, в обществах с одним участником, Генеральным директором общества (единоличным исполнительным органом) является этот самый участник.

Уставный капитал ООО

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества.

Минимальный размер уставного капитала ООО, установленный действующим законодательством, составляет 10 000 (десять тысяч) рублей. Уставный капитал может быть внесен как денежными средствами (открытие накопительного счета для оплаты уставного капитала в банке), так и имуществом, имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. При внесении не денежного вклада суммой более чем 20 000 (двадцать тысяч) рублей требуется заключение независимого оценщика.

Цель создания ООО

Общество с ограниченной ответственностью создается, с целью получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, за исключением запрещенной законом. При этом, для определенных видов деятельности необходимо получение специального разрешения (лицензии). Срок деятельности — не ограничен, если иное не установлено Уставом Общества.

Органы управления ООО

Высшим органом управления в ООО является Общее собрание участников общества. Исключительная компетенция Общего собрания установлена Законом (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Общее собрание участников вправе решать и любые иные вопросы, в случае отнесения их к компетенции собрания уставом Общества.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (например Генеральный директор) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (например директор и дирекция либо правление). Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.

У

Наши рекомендации