Об ответственности министров

S 278. В правилах об ответственности министров определя­ются: 1) предметы ее, 2) порядок, коим она производится, и 3) ее последствия.

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

/. Предметы ответственности

§ 279. Предметы ответственности министров суть двух родов: 1) когда министр, превысив пределы своей власти, постановит что-либо в отмену существующих законов, уставов или учреждений, или же собственным своим действием и мино­вав порядок, для сего установленный, предпишет к исполнению такую меру, которая требует нового закона или постановления, 2) когда министр, оставив власть, ему данную, без действия, небрежением своим попустит важное злоупотребление или государственный ущерб.

§ 280. Не считать превышением власти, когда министр особенно на какой-либо случай был верховною властию уполно­мочен.

§ 281. Не считать также превышением власти, когда министр в чрезвычайных каких-либо случаях примет решительную меру и по принятии ее окажется: 1) что она в видах общей безо­пасности была необходима, 2) что по настоятельности случая не мог он, не попустив видимой опасности, отлагать сию меру до высшего разрешения.

§ 282. Меры, приемлемые министром к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, не составляют сами собою закона нового, не превышают власти, данной министру.

§ 283. Не вменяются в ответственность министру последст­вия законов и учреждений, кои хотя и им были предложены, но быв рассмотрены в порядке, для законодательной части установленном, утверждены высочайшею властию и достав чены к его исполнению.

§ 284. Не вменяются также в ответственность министру и те распорядительные положения, кои по представлениям министра приняты будут Правительствующим сенатом или удостоены высочайшего утверждения, разве бы в обстоятельствах пред­ставления сделано было умышленное и важное упущение.

§ 285. Не вменяются сверх того в ответственность те распорядительные меры, кои по особенным высочайшим повеле­ниям, без скрепы (контросигнирования) министра, будут доставлены к его исполнению.

§ 286. Во всех прочих распорядительных и исполнительных мерах, подписанных министром или им скрепленных (контро-сигнированных) министр ответствует на точном исполнении правил, в § 279 изображенных.

II. Порядок ответственности

§ 287. Ответственность возбуждается: 1) жалобами, не­посредственно его импе раторскому величеству поданными; 2) донесениями местных начальств в тех случаях, когда предпи­саниями министров будут они понуждаемы к отмене законов существующих или ко введению новых, верховною властию не

утвержденных; 3) последствием судов, над подчиненными им лицами производимых, когда они докажут, что неправильность действия, за которое они преданы суду, произошла от точного исполнения министерских предписаний, или что закон, коего исполнение от них взыскивается, не был им предписан; 4) временными обозрениями губерний, а по военной части осмотрами войск от лиц, особенно к тому уполномоченных, когда представят они из дел явные доказательства превышения власти или ее бездействия; 5) наконец рассмотрением ежегод­ных отчетов.

§ 288. Все сии причины ответственности тогда только приемлются в уважение, когда будут они основаны на ясных доказательствах, и когда предмет их составляет какой-либо важный государственный ущерб или злоупотребление.

§ 289. Все донесения, возбуждающие ответственность ми­нистров, поступают прежде всего на высочайшее усмотрение.

§ 290. Тогда только министр подвергается ответственности, когда донесение, на него вошедшее, удостоено будет высочайше­го уважения.

§291. В сем случае донесение поступает на рассмотрение общего собрания Государственного совета.

§ 292. Государственный совет избирает из членов своих комиссию для произведения следствия и для принятия от министра надлежащих объяснений.

§ 293. Рассмотрев донесение комиссии и дополнив его, если нужно, новыми объяснениями, Государственный совет полагает заключение.

§ 294. Во время следствия министр удерживает свое в Совете место, но при заключении не присутствует.

III. Последствия ответственности

§ 295. Два могут быть главные последствия ответственности: 1 ) когда по течению следствия откроется, что министр, хотя не нанес с умыслом государственного ущерба, но образом управле­ния своего лишился высочайшего доверия. В сем случае министр лишается своего звания, 2) когда, напротив, откроются важные государственные вины, тогда дело передается Верховному уголовному суду.

§ 296. Верховный уголовный суд не производит вновь следствия, но, определив существо и степень вины по след­ствию, произведенному в Государственном совете, полагает окончательный приговор по законам.

Глава VI

Степень и пределы власти департаментов и их директоров

§ 297. Министр есть главный начальник всех департаментов, министерство составляющих. Он имеет надзор за общим их

Общее учреждение министерств

Законодательства

первой половины

XIX века

движением, не быв обязанным входить в подробности внутрен­него их производства.

§ 298. Каждый департамент производит дела, ему вве­ренные, по законам, уставам и учреждениям, собственным своим распорядком и управлением.

§ 299. Каждый департамент состоит в непосредетвенном управлении своего директора, который и ответствует за точное исполнение всего, что постановлено законами, уставами и уч­реждениями.

§ 300. В случаях, законами, уставами и учреждениями не определенных, дела представляются директором на разрешение министра установленным порядком.

§301. Власть управления, принадлежащая директору в де­партаменте, состоит в том, что он может понуждать всех чиновников, департамент составляющих и от оного зависящих, к исполнению законов и учреждений.

§ 302. Последствия, от сей власти происходящие, суть: 1 ) определение и увольнение высших чиновников департамента по его представлению, а низших собственным его утверждением в порядке, особенно для сего установленном; 2) надзор за действием всех чиновников, департамент составляющих и оному подчиненных, взыскание от них ответов в случае бездействия или неправильного исполнения, удаление от должности и преда­ние суду по законам и учреждениям; 3) разрешение силою существующих законов и учреждений всех затруднений, встре­чающихся при исполнении; 4 ) принятие всех распорядительных мер, нужных к действию законов и учреждений в департаменте и местах, от него зависящих.

§ 303. Все департаменты сносятся между собой посредством их директоров, а отделения посредством их начальников. Сношения сии учреждаются не только между департаментами, одно министерство составляющими, но и между департамента­ми, к разным министерствам принадлежащими, и имеют место в требовании разных сведений и во всех тех случаях, коих разрешение зависит собственно от департаментов и не присвое­но исключительно министрам. Само собою разумеется, что дела, тайне подлежащие, не входят в порядок сих сношений и при­надлежат к сношениям министров непосредственно.

§ 304. Все департаменты с местами и лицами, подчиненными разным департаментам того же министерства, сносятся не­посредственно, но с местами и лицами, подчиненными департа­ментам других министерств, сношения их учреждаются перепис­кою между департаментами и отделениями.

§ 305. Если какое-либо подчиненное место или лицо усмот­рит, что предписания департамента превышают власть, ему данную, как-то: отменяют предписания, данные министром, а паче, когда они нарушают порядок, законами и учреждениями постановленный, тогда представляют они о сем директору; в случае же подтверждения от него, предают все обстоятельства дела на уважение министра.

§ 306. Директор составляет годовую смету доходов и расхо­дов своего департамента и по утверждении оной надзирает и ответствует за ее исполнение.

§ 307. Директор строго наблюдает, чтоб суммы, капиталы и имущества, вверенные управлению департамента, употребляе­мы и распоряжаемы были не иначе, как по законам, учреждени­ям и согласно назначениям, годовою финансовою сметою определенным. Никакой перемены не может он допустить в сих назначениях, не быв к тому уполномочен высшим разрешением.

§ 308. Если в количестве предназначенных сумм усмотрит он недостаток и несоразмерность предположенным издержкам, или же в распорядке их и употреблении предвидит какой-либо ущерб казне, он обязан благовременно представлять о том министру и изыскивать средства к поправлению, дополнению или отвращению вреда.

§ 309. Директор распределяет время упражнений во всех отделениях департамента по количеству дел, и для уравнения их и успеха в производстве, особенно же в случаях чрезвычайных, имеет право перемещать и причислять на время чиновников одного отделения в другое.

§310. Директор наблюдает, чтоб в производстве дел во всех отделениях сохраняемы были установленный порядок и яс­ность, и для сего учреждает он все подробности внутренних канцелярских обрядов на правилах, общему учреждению со­образных, не вводя однако же ни под каким видом излишней переписки и тщетного многоделия.

§311. Директор наблюдает, чтоб дела в производстве их не уклонялись от пути, им предназначенного в тех отделениях, к коим по существу своему они принадлежат.

§312. По жалобам и просьбам, прямо в департамент входящим или от министра посылаемым, директор последует в разрешении их тем же правилам и предосторожностям, какие выше в § 265 для министра постановлены.

§ 313. Для словесных изъяснений по делам службы, для принятия просьб и жалоб в делах, департаменту принадлежа­щих, директор назначает один или два дня в неделе и учреждает порядок приема и отзывов, сколь можно удобнее и для скорого решения успешнее.

§314. Для подобных сему словесных изъяснений и нужных выправок по отделениям директор также определяет дни и часы, строго при том наблюдая, чтоб под сим видом не были выдаваемы в посторонние руки какие-либо бумаги, в про­изводстве состоящие, а паче сведения, тайне подлежащие, и чтоб не были объявляемы решения прежде окончательного их совершения.

Глава VII

Обязанности канцелярии министра и ее директора

я 315. Главная обязанность канцелярии министра состоит8 правильном распределении дел по департаментам и в исполне-

Общее

учреждение

министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

нии приказании министра по тем делам, кои не принадлежат ни к одному департаменту или кои министр предоставил собствен­ному своему усмотрению и решению. Исключая сии дела, канцелярия ни в какое производство сама собою не входит.

§316. Канцелярия министра состоит в управлении ее директора.

§3/7. Директор канцелярии имеет те же права и обязаннос­ти по сему управлению, какие принадлежат каждому директору по департаменту.

§318. Канцелярия сносится о всех нужных ей сведениях с департаментами, одно министерство составляющими, посред­ством ее директора.

§ 319. Канцелярии разных министров сносятся между собою также посредством их директоров, но не иначе, как с ведома и по точному приказанию министров.

Глава VIII

Обязанности разных чинов, департамент составляющих

I. — Обязанности начальников отделений

§ 320. Начальник отделения управляет оным на том же основании, как директор управляет департаментом. Он имеет те же отношения к директору, какие директор к министру.

§321. Начальник отделения особенно наблюдает, чтоб в,се предписания подчиненными департаменту местами и лицами исполняемы были с точностию и в свои сроки; в случае же медленности, подтверждая их непосредственно, доносит вместе с тем директору.

§ 322. В департаментах, где нет особенного счетного отделе­ния и где состоят однако же некоторые суммы в обращении, начальник отделения, по движению их, исправляет должность контролера.

§ 323. Начальник отделения ответствует за точное охранение канцелярского порядка в своем отделении, за верное и правиль­ное изложение дел в записках и бумагах исходящих, он распределяет дела по столам и производит их ревизию.

§ 324. Если бы при исполнении данных от директора разрешений начальник отделения усмотрел несходства или отмену предписаний министра, а паче в законах и учреждениях, он обязан докладывать о сем директору и в случае подтвержде­ния, не скрепляя таковых бумаг, доносить министру.

II. — Обязанности правителя канцелярии и секретаря

§ 325. В тех департаментах, в коих по пространству дел положены при директорах особенные канцелярии, правители их

имеют те же обязанности относительно к директору департамен­та, какие директоры канцелярии имеют в отношении к министру. § 326. Секретари, при директорах положенные, исполняют должность правителей канцелярий.

III. — Обязанности чинов,

состоящих при департаментах

для исправления особенных поручений

§ 327. Чины, состоящие при департаментах для исправле­ния разных поручений, исполняют все дела, кои директор им поручит. Некоторые из них, по представлению директора и по утверждению министра, могут быть членами общего присутствия.

§ 328. Главнейшая обязанность сих чиновников есть обозре­ние разных частей на местах по препоручениям директора.

§ 329. Порядок сего обозрения определяется инструкциею, какая дана будет от директора. Они могут быть посылаемы как инспекторы с соответственною сему званию властию.

§ 330. По исполнении поручения они обязаны директору представить полное изложение всех обстоятельств, найденных ими при обозрении и исследовании, с приложением своего мнения.

IV. — Обязанности начальника счетного отделения

§331. Обязанность начальника счетного отделения есть надзор над производством дел, по части контрольной и бухгал­терской.

§ 332. Он обязан в свое время требовать срочных ведо­мостей, счетов, отчетов, табелей и сведений, какие министром или департаментом будут утверждены.

§ 333. Он благовременно собирает, под распоряжением директора, все сведения, нужные к составлению годовой финансовой сметы.

§ 334. Начальник счетного отделения вообще обязан наблю­дать, чтоб суммы, определенные на разные предметы, произво­дились по их назначению без превышения и недостатка.

§ 335. Подробнейшее изъяснение обязанностей начальника счетного отделения излагается в следующих статьях об обя­занностях контролера и бухгалтера, посредством коих он должен производить дела своего отделения, и кои по департа­ментам, где не положены счетные отделения, производят оные сами собою под непосредственным ведением директора, отно­сясь впрочем к начальникам тех отделений, к части коих дела принадлежат.

V. — Обязанности контролера

$ 336. Контролер обязан производить поверку всех капита­лов, в ведении департамента состоящих, по ведомостям, табе­лям, счетам, отчетам и прочим сведениям.

Общее

учреждение

министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

§ 337. Контролер при поверке сей должен наблюдать: 1. Равняется ли приход расходу с остатком, то ли число суммы, и тою ли монетою, означая в приходе по одному месту, что показано в отпуске по другому? 2. Не превышает ли отпуск и расход назначения, в годовой финансовой смете определенно­го? 3. На те ли предметы суммы употребляются, на кои они положены годовою финансовою сметою? 4. По разным заго­товлениям припасов и вещей не сделано ли какой-либо передачи и произведены ли закупки в свое время? 5. Поступают ли суммы сполна в те места, куда следует? 6. Остающиеся разные недоимки и долги взыскиваются ли надлежащим образом? 7. Употребление припасов и сумм не превосходит ли штатного положения?

§ 338. Контролер поверяет ведомости и отчеты, подаваемые министру.

§ 339. Контролер, имея в полном своем ведении его помощников, распределяет между ими труды по своему усмот­рению.

VI. — Обязанности бухгалтера

§ 340. Бухгалтер управляет бухгалтериею по всем отделени­ям департамента.

§341. Бухгалтер под своим ведением через помощников по каждому отделению ведет приходные и расходные книги, какие где положены.

§ 342. Бухгалтер имеет по своим книгам полное сведение о всех капиталах, принадлежащих ведению департамента, с означением, в чем они состоят, в чьем ведении и на чьей ответственности находятся.

§ 343. Бухгалтер следует в своих книгах всему движению капиталов, означая главные предметы поименно, мелочные же общими перечнями.

§ 344. Бухгалтер, управляя своими помощниками и прочими к нему определенными чинами, разделяет между ними труды по делам департамента.

§ 345. На обязанность бухгалтера возлагается составлять ведомости и отчеты о суммах, и о всем движимом и недвижимом капитале.

VII. — Обязанности бухгалтера при канцелярии министра

§ 346. Если при канцелярии министра положен бухгалтер или главный бухгалтер, то обязанности его суть те же, что и начальника счетного отделения и бухгалтера по департаменту.

§ 347. Особенно на его обязанность возлагается содержать все книги, нужные по бухгалтерии в канцелярии министра.

§ 348. Он должен вести и составлять все счеты и отчеты общими перечнями в суммах по министерству.

§ 349. В случае несходства и неверности сумм в доставляе-

мых ведомостях и счетах он должен требовать от начальников счетных отделений и бухгалтеров по департаментам сведений, пополнений и пояснений. Если и за тем сведения сии будут недостаточны, то он докладывает министру.

VIII. — Обязанности начальника чертежной

§ 350. Обязанность начальника чертежной состоит в управ­лении чертежною департамента во всех ее отношениях.

§351. Он должен собирать и хранить карты, планы и чертежи всех предметов, подлежащих ведению департамента. В чем же именно сии сведения должны состоять, директор дает о том наставление, с утверждения министра.

§ 352. Начальник чертежной ответствует за исправность оной, а потому в случае неприсылки или недостатка сведений обязан их требовать, откуда следует.

§353. Начальник чертежной обязан содержать карты, планы, рисунки и чертежи, так как и подробные описания оных, в систематическом порядке, составляя из того особенные книги.

§ 354. Начальник чертежной обязан поверять доставляемые в департамент по разным делам и предметам карты, планы, чертежи и рисунки и составлять по оным нужные к делам справки, объяснения, дополнения и списки.

§ 355. Начальник чертежной, управляя положенными по штату чинами, определяет им работу и смотрит за успехом и исправностию оной.

IX. — Обязанности секретарей, столоначальников,

помощников и прочих канцелярских

и других чинов

§ 356. Секретари от каждого департамента министерства производят под ведением директора канцелярии и управляю­щих отделениями дела, относящиеся до департаментов, к коим они принадлежат, и вообще занимаются всем тем, что поручено будет директором канцелярии и начальниками отделений.

§357. Столоначальники с их помощниками исправляют дела по поручениям и наставлениям начальников отделений, прави­телей канцелярий и прочих лиц, в ведении коих они состоят.

§ 358. Секретари, столоначальники и их помощники обязаны содержать в порядке все дела по своей части, составлять выписки из оных, пополнять и объяснять справками и законами, изготовлять исходящие бумаги по делам, согласно с существом их и данною резолюциею.

$ 359. Журналист, принимая входящие бумаги, записывает оные, раздает немедленно с надлежащею распискою, кому следует, вносит исходящие бумаги в журнал и отправляет оные установленным порядком.

S 360. Обязанности начальника архива состоят в принятии дел в архив и в содержании оного в надлежащем порядке и исправности, в извлечении справок и сведений и в немедлен-чом их сообщении в те отделения, куда они требуются.

Общее

учреждение

министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

§361. Начальник архива должен разбирать и располагать в архиве все дела по предметам и содержанию оных; наблюдать, чтоб вступающие дела были действительно кончены, отпуски сверены, число листов перемечено, всякое дело скреплено начальником отделения и столоначальником и имело надлежа­щую и верную опись.

§ 362. Он обязан содержать опись всем делам, в архиве находящимся, располагая оную по соде ржанию дел и по годам их производства.

§ 363. На том же основании он обязан содержать в порядке табели и ведомости, принадлежащие к статистике подведомых департаменту частей, также вступающие в архив карты, планы, чертежи и рисунки и составленные из них атласы.

§ 364. Начальник архива составляет исторические выписки из прежних дел, могущие служить основанием к устройству разных частей департамента, или изъясняющие меры и средства в исполнении разных предположений.

§ 365. Обязанности переводчика определяются директором. Он отвечает своею подписью за верность перевода с подлин­ником.

§ 366. Прочие канцелярские чины исправляют все дела, поручаемые им чиновниками, в ведении которых они состоят. § 367. Экзекутор под непосредственным ведением директора канцелярии наблюдает за чистотою и порядком всей канцеля­рии; содержит вообще всю внутреннюю полицию; хранит все движимые и недвижимые вещи, принадлежащие к дому; оберегает оный от пожарных случаев и всяких других поврежде­ний; имеет и ведет всему имуществу реестры, книги, ведомости и счеты; исправляет должность казначея, где оного особенно не положено; представляет директору утренние и вечерние словес­ные рапорты о благосостоянии департамента или канцелярии; в случае же каких-либо важных происшествий подает письмен­ные рапорты, имеет присмотр за дежурством, наблюдает за точным отправлением пакетов и за исправностию курьерских книг; записывает приход и выход канцелярских чинов; наблю­дает за благопристойностию оных и благочинием при должнос­тях; ведает курьеров и сторожей и содержит их в исправности. § 368. Казначей обязан принимать и хранить суммы, определенные на содержание департамента или канцелярии министерской, выдавать жалованье служащим чинам и вообще вести расход по предписаниям, закупать благовременно нужные для департамента или канцелярии потребности, наблюдать за хозяйственным употреблением оных, вести счет книгам о суммах и потребностях и отдавать в них отчет.

Глава IX Порядок подчиненности

§ 369. Строгое сохранение подчиненности во всех отношени­ях есть первый признак благоустройства в министерстве.

§ 370. Директоры департаментов и канцелярии непосред-

ственно подчиняются министрам; начальники отделений ди­ректорам, столоначальники начальникам отделений, прочие чины столоначальникам.

§371. Экзекуторы, казначеи, контролеры, бухгалтеры, на­чальники архива и чертежной подчиняются непосредственно директору, а им подчиняются их помощники и чины, к званиям их принадлежащие.

§ 372. Чиновники, определяемые для исправления особен­ных поручений по департаментам, состоят в непосредственном подчинении директорам.

§ 373. Каждое лицо, состоящее в службе, обязано оказывать уважение к предпоставленному над ним высшему лицу, прини­мать от него приказания и исполнять их с точностию.

§ 374. Никто не может вменять себе в предосуждение, когда быв старший чином, в порядке службы и по распределению должностей в министерстве, подчинен будет младшему. В сем положении он должен исполнять приказания лица, над ним предоставленного, без всякого пререкания.

§ 375. Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно или словесно, взыщется строго по законам.

Глава X

Ответственность директоров и прочих чинов

§ 376. Ответственность директоров, начальников отделений и прочих лиц, состоящих в службе и имеющих распорядитель­ную и исполнительную власть, начинается там, где их распоря­жения превысят меру власти, им предоставленной, или оставят ее без действия и упустят исполнение.

§ 377. В правилах ответственности определяются: 1 ) предме­ты ее, 2) порядок, коим она производится, и 3) ее последствия.

I. Предметы ответственности

§ 378. Директоры департаментов, начальники отделений и прочие чины обязаны ответственностию, каждый по управляе­мой им части, и по исполняемым им делам и поручениям.

§ 379. Каждый несет на себе столько ответственности, сколько имеет в своем управлении частей, более или менее обширных.

§380. На сем основании распространяется ответственность директора на департамент, ему вверенный, начальника отделе­ния на отделение, им управляемое, и так далее.

$ 381. Во всех случаях ответственность простирается не далее: 1) власти и обязанности каждого лица или места; £) способа, удобности и возможности, зависящей от времени, обстоятельств, местного положения и пособий.

§382. Правила и изъятия ответственности, выше сего 8 отношении к министру изображенные, имеют свою силу и действие и в отношениях к директору и прочим чинам.

Общее учреждение министерств

первой половины XIX века

-|32 Распоряжения, происходящие от высшего лица, и законное от

Законодательство него уполномочие, упущение и перемена времени и обстоя­тельств, не зависящие от распоряжающего или исполняющего, внезапные и настоятельные нужды, явный вред от нерешимости оных, удаление и невозможность присмотра, недостаток посо­бий: все сии обстоятельства изъемлют более или менее от ответственности, когда будут ясным и очевидным образом доказаны.

II. Порядок ответственности

§383. Директор подвергается ответственности: 1. По жало­бам, приносимым его императорскому величеству. 2. По жало­бам, приносимым министру. 3. По замеченным самим минист­ром отступлениям от законов, упущениям и прочим обстоятель­ствам. 4. По донесениям местных начальств и подчиненных департаменту лиц. 5. По решению суда, когда чиновник подсудимый докажет, что он действовал по предписаниям директора. 6. Временными обозрениями частей, вверенных управлению департамента. 7. Обозрениями департамента по особенным поручениям министра. 8. Рассмотрением еженедель­ных докладов и месячных ведомостей о делах. 9. Рассмотрением особенно самим министром истребованных от департамента дел. 10. Рассмотрением годовых отчетов.

§ 384. Все сии причины ответственности имеют свою силу в тех случаях, когда они ясно доказаны делами, и когда последствия их составляют государственный ущерб или злоу­потребление власти.

§ 385. Причины ответственности, уваженные министром, предаются рассмотрению Совета министра.

§386. В Совете министра директор, во время рассмотрения его дела, удерживает свое место, но при заключении не присутствует.

§ 387. Начальники отделений и прочие чины подвергаются ответственности в том же порядке в отношении к директору, как и директор в отношении к министру.

§ 388. Всякое высшее лицо имеет право подвергать ответ­ственности другие подчиненные ему лица.

§ 389. Ответственность начальника отделения имеет свои последствия, когда причины оной будут по представлению директора уважены минист ром.

§ 390. Неуваженное министром представление директора относительно начальника отделения изъемлет директора от ответственности по упущению начальника отделения.

§391. Рассмотрение следствия о начальнике отделения производится в общем присутствии департамента и потом в Совете министра.

§ 392. Следствия о прочих чинах департамента по предло­жению директора рассматриваются в общем собрании департа­мента.

III. Последствия ответственности

§ 393. Когда в Совете министра признаны будут причины обвинения, против директора объявленные, основательными, и мнение сие утверждено будет министром, тогда дело представляется Правительствующему сенату.

§ 394. Правительствующий сенат, по рассмотрении след­ствия, если в причинах обвинения не найдет важного и умыш­ленного преступления, но заметит одну слабость и упущение, тогда полагает определение или об отрешении директора от места или же о положении на него соразмерного взыскания.

§ 395. Если же в причинах обвинения найдутся важные государственные вины, тогда директор предается суду в Сенате по законам.

§ 396. Суд не производит нового следствия, но прилагает силу законов к вине, следствием обнаруженной. На сем же основании учреждается порядок обвинения и суда директоров канцелярий.

§ 397. Обвинения против начальников отделений и прочих классных чиновников департамента, когда в общем его при­сутствии признаны они будут основательными и утверждены директором, поступают на рассмотрение Совета министра.

§ 398. Совет министра, рассмотрев следствие, по мере важности преступления полагает взыскание, или отрешение от должности, или же предание суду по законам.

§399. Приговор сей исполняется по утверждению министра.

§ 400. Само собою разумеется, что чины, определяемые по высочайшему утверждению, не могут быть ни отрешены, ни преданы суду без высочайшего разрешения.

§401. Суд во всех случаях не производит нового следствия, но прилагает закон к действию по мере преступления.

Формы письмоводства

Форма I. Сношения министров между собою

и с лицами, им равными, и предписания лицам подчиненным

Общее

учреждение

министерств

Господину NN. (Здесь должно оз-

Заглавие.

Министерство или начить только звание, не выставляя

Главное управление ни чина, ни имени).

NN. Содержание.

Департамент или конце- Подпись министра,

лярия NN. Скрепа: директор NN.

Отделение NN. Примечание. 1) Из бумаг секрет-

VjoyI N. ных, вместо означения департамента

Месяц, число, год. № подписывается: по секретной части,

*-' том-то (здесь означа- и сверх того означается вверху бума-

ется кратко содержание ги: секретно. 2) Бумаги секретные

Дела, если же отношение директором не скрепляются. 3) В

сть ответ, то вместо учреждении означены случаи, когда

с°Держания означается бумаги, за подписанием министра

!,

Законодательство

Первой половины

XIX века

только ответ на № та- идущие, директором не скрепляют-кой-то. ся. 4) Сношения министров военных

с чиновниками воинскими оставля­ются в той форме, какая особенно для них постановлена.

Форма II. Отношения и представления к министрам

Министерство такое-то.

Департамент.

Отделение.

Стол.

Содержание дела или

ответ на № такой-то.

Месяц, число, год №

От такого-то.

Господину министру NN. (Здесь означается только название минис­терства). Содержание. Подпись. Скрепа.

Примечание. 1) На поле означается то министерство, к коему делается отношение. 2) Когда в управлении губерний введены будут разделения дел по департаментам и отделениям: тогда внизу под № означать должно департамент и отделение. Скрепа предполагает также будущий распо­рядок письмоводства в губерниях. 3) В министерствах военных сохра­няется прежняя форма рапортов от лиц подчиненных.

Форма III. Предписания министров их департаментам

Министерство или

Главное управление N.

Канцелярия.

Отделение N.

Стол N.

Месяц, число, год, №

О том-то.

Департаменту такому-то.

Содержание.

Подпись министра.

Скрепа директора канцелярии.

Форма IV. Представление или докладная записка от департамента министру

Министерство или

Главное управление NN.

Департамент N. Отделение N. Стол N.

Месяц, число, год, № О том-то (здесь означа­ется кратко содержание дела. Если же представ­ление есть ответ на предписание, то означа­ется: Ответ на № та­кой-то ).

Содержание дела со всеми при­надлежащими к тому обстоятель­ствами.

Заключение департамента. Подпись директора. Скрепа начальника отделения.

КОММЕНТАРИЙ

ЧАСТЬ I ОБРАЗОВАНИЕ МИНИСТЕРСТВ

Глава I Параграфы 1—3

Разделение государственных дел на пять главных сфер (или частей) управления и распределение их по министер­ствам установлено манифестом 25 июля 1810 г. Согласно это­му манифесту, упразднялось Министерство коммерции, дела которого были переданы в Министерство финансов. Манифе­стом 17 августа 1810 г. в составе Министерства финансов был образован Департамент коммерции (с 1819 года — Департа­мент мануфактур и внутренней торговли). Для устройства внутренней безопасности было учреждено Министерство поли­ции, в которое из Министерства внутренних дел перешли Эк­спедиция государственного благочиния, Экспедиция государ­ственной медицинской управы и Экспедиция государственного хозяйства. Были учреждены приравненные к министерствам Государственное казначейство, Ревизия государственных сче­тов (Государственный контроль), Главное управление путей сообщения, преобразованное из Главного управления водяных и сухопутных сообщений (учреждено в 1809 году), и Главное управление духовных дел разных исповеданий (с 1824 по 1832 год называлось Главное управление иностранных испове­даний). Военное министерство и Морское министерство до 1815 года именовались Министерством военно-сухопутных сил и Министерством морских сил.

Глава II Параграф 4

До 1832 года в составе Министерства иностранных дел су­ществовала Коллегия иностранных дел в качестве самостоя­тельного ведомства. В 1821 году в Министерстве был учреж­ден Азиатский департамент. Указом от 10 апреля 1832 г. уч­реждались Департамент внешних сношений, Департамент вну­тренних сношений, Департамент хозяйственных и счетных дел и Церемониальный департамент. Указом от 10 декабря 1846 г. были учреждены Канцелярия министерства и Особая канцеля­рия, а в 1868 году — Департамент личного состава и хозяй­ственных (по министерству) дел. Министр внутренних дел но­сил звание канцлера или вице-канцлера. При нем состояли со­ветники и чиновники особых поручений. Непосредственно де­лами внешних сношений с иностранными государствами зани­малась Канцелярия министерства. Азиатский департамент за­нимался специально вопросами сношений с восточными стра­нами, а также делами о нерусских народах восточных окраин России. В сферу деятельности Министерства иностранных дел также входили: заведование русскими миссиями за границей, покровительство русской торговле за границей, дела о русских подданных в других странах и об иностранных подданных в

Общее

учреждение

министерств

136 России, церемониальные дела (заведование приемом иностран-

оаконодательство ных послов и других чинов дипломатического корпуса), а так-первои половины „ , „ л

XIX века же Цензура политических статей (по внешней политике) в сто-

личных газетах.

Параграф 5

Положения параграфа были развиты уже 27 января 1812 года «Учреждением о большой действующей армии», опреде­лившим структуру Министерства. Этим актом упразднялись Военная коллегия и Военно-походная канцелярия. В Мини­стерстве были учреждены Совет министра, Общая и Особен­ная канцелярии и семь департаментов: 1) Артиллерийский, 2) Инженерный, 3) Комиссариатский (ведавший вещевым и денежным довольствием войск), 4) Провиантский, 5) Военно-медицинский, 6) Аудиториатский (в его ведении находились личный состав военных судов и решение военно-судных дел) и 7) Инспекторский (ведал личным сост<

Наши рекомендации