Общее разделение государственных дел

§ 1. Все дела государственные в порядке исполнительномразделяются на 5 главных частей:

I. Внешние сношения.

II. Устройство внешней безопасности. III Государственная экономия.

IV. Устройство суда гражданского и уголовного.

V. Устройство внутренней безопасности.

§ 2. Число министерств и главных управлений в каждой части определяется пространством ее и существом дел.

§ 3. На сем основано следующее государственных дел разделение:

1. Внешние сношения: Министерство иностранных дел.

2. Устройство внешней безопасности: Министерство во­енное, Министерство морское.

3. Государственная экономия: Министерство финансов, Государственное казначейство, Ревизия государственных сче­тов, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения, Главное управление путей сообщения.

4. Устройство суда: Министерство юстиции.

5. Устройство внутренней безопасности: Министерство полиции.

К числу министерств вышеозначенных присоединяется Главное управление духовных дел разных исповеданий.

Глава II

Предметы каждого министерства и главного управления

§ 4. Предмет Министерства иностранных дел составляют все внешние сношения с принадлежащими к сему местами и лицами.

§ 5. К Министерству военному принадлежат все военные сухопутные силы, в составлении их, устройстве, продоволь­ствии, снабжении и движении.

§ 6. К Министерству морскому принадлежат все морские военные силы, в составлении их, устройстве, продовольствии, снабжении и движении.

§ 7. Управление государственными доходами и расходами делится на 3 главные части.

В первой, под именем Министерства финансов, ведаются все источники государственных доходов, как-то: государственные имущества, дела горные, соляные, подати, сборы и пошлины всякого рода; дела внешней коммерции и управление таможен, доходы городские и земские, общие денежные повинности.

§ 8. Во второй части, под именем Государственного казна­чейства, ведается движение сумм, в доход поступивших.

§ 9. В третьей, под именем ревизии государственных счетов, производится поверка счетов по всем департаментам военным и гражданским.

§ 10. Главный предмет Министерства внутренних дел есть попечение о распространении и поощрении земледелия и про­мышленности. Посему к Министерству сему принадлежат дела о поощрении земледелия, колонии, внутренние переселения и разные ветви хозяйства, фабрики, внутренняя торговля, почты и публичные здания.

§11. Министерство народного просвещения ведает все ученые общества, академии, университеты, все общие учебные заведения, исключая духовные, военные и те училища, кои особенно учреждены для образования юношества к отдельной какой-либо части управления, как-то: Горный корпус и другие сему подобные установления, кои, находясь в особенном ведомстве, сохраняют однако же в делах общих нужную связь и сношение с министром просвещения.

$12. Главное управление путей сообщения ведает все предметы, относящиеся как к сухопутным, так и водяным внутренним сообщениям, на точном основании особенных его Учреждений.

§ 13. Все, что принадлежит к устройству судебного порядка, составляет предмет Министерства юстиции.

Общее учреждение министерств

г

Законодат ельс гво

первой половины

XIX века

§ 14. Министерство полиции ведает все учреждения, к охра­нению внутренней безопасности относящиеся.

§15. К Главному управлению духовных дел иностранных исповеданий принадлежат все предметы, относящиеся к духо­венству разных иностранных религий и исповеданий, исключая судные их дела.

Глава III

Управление и состав министерств

§ 16. Управление каждого министерства вверяется лицу, по непосредственному его императорского величества избранию определяемому со званием министра, главного директора или главноуправляющего.

§17. В отсутствие министра, или во время болезни, его управление вверяется товарищу его в тех министерствах, где звания сии ныне состоят или впредь установлены будут.

§18. Министерство управляется по точному разуму и силе сего общего и частных учреждений и других существующих и впредь издаваемых узаконений.

§19. Главные части, министерство составляющие, суть:

1. Департаменты, 2. Совет министра, 3. Общее присутствие отделений, 4. Канцелярия министра, 5. Особенные установле­ния, при некоторых министерствах состоящие.

Отд. I. — СОСТАВ ДЕПАРТАМЕНТОВ

§ 20. Каждый департамент делится на столько отделений, сколько есть главных частей, и по тому же порядку отделения делятся на столы.

§21. Каждый департамент состоит в управлении одного директора, который и ответствует за точное исполнение всего, что постановлено уставом и учреждением той части.

§ 22. При директоре полагается секретарь для исправления разных дел и поручений, общих всем отделениям.

§ 23. Каждое отделение департамента имеет начальника отделения, и каждый стол управляется столоначальником.

§ 24. В числе отделений при каждом департаменте состоит архив.

Отд. II. — СОСТАВ СОВЕТА ПРИ МИНИСТРЕ

§ 25. В министерствах, коих предметы по пространству их разнообразию разделены на многие департаменты, для рассмот­рения дел, требующих по важности их общего соображения, учреждается Совет министра.

Предметы его означены подробно в 5-й главе сего учреждения.

§ 26. В Министерствах военных, так как и в Министерстве иностранных дел, соединение всех департаментов сохраняет имя коллегий.

§27. Совет министра составляется из всех директоров департаментов.

§ 28. Совет составляется под председательством министра, или его товарища, или же одного из директоров, по усмотрению министра.

§ 29. В Министерствах военных могут присутствовать в Совете особые члены, по временам к тому определяемые.

§ 30. Во всех министерствах в Совет могут быть прилагаемы, по усмотрению министра и по свойству дел, члены посторонние, как-то: владельцы заводов по мануфактурам, знаменитое купечество по делам коммерческим и тому подобные.

Отд. III. — СОСТАВ ОБЩЕГО ПРИСУТСТВИЯ

§ 31. В департаментах, коих предметы по пространству их и разнообразию разделены на многие отделения, для рассмотре­ния дел, требующих общего соображения, составляется Общее присутствие. Предметы его означены подробно в 5-й главе сего учреждения.

§ 32. Общее присутствие департамента составляется под председательством директора из начальников отделений.

§ 33. В Общее присутствие могут быть приглашаемы члены посторонние, как-то: фабриканты, заводчики и тому подобные, по усмотрению директора.

§ 34. По части ученой, художественной и искусственной в Общем присутствии могут быть особые члены, определяемые министром по представлению директора.

Отд. IV. — СОСТАВ КАНЦЕЛЯРИИ МИНИСТРА

§ 35. Для производства общих дел, до всех департаментов относящихся, и для предметов, непосредственно разрешению министра подлежащих, учреждается Канцелярия.

§ 36. Канцелярия министра делится на отделения и столы, соразмерно количеству и роду дел.

§ 37. Канцелярия управляется директором и состоит из начальников отделений, из секретарей и нужного числа писцов.

§ 38. В некоторых министерствах, как-то, в иностранном, обоих военных и полиции, Канцелярии министров учреждаются на особенном положении, роду дел их свойственном и частными учреждениями определенном.

Отд. V. — СОСТАВ ОСОБЕННЫХ УСТАНОВЛЕНИЙ

§ 39. В тех департаментах, кои по пространству их дел состоят из многих отделений, для общей связи письмоводства Учреждается особенная канцелярия при директоре.

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

§ 40. Для управления сей канцелярии полагается правитель канцелярии; под его ведением состоят журналист, экзекутор, казначей и нужное число их помощников.

§ 41. В тех департаментах, кои имеют в ведомстве и управле­нии своем знатные суммы, полагаются, под непосредственным ведением директоров, счетные отделения, или счетные столы, смотря по числу и свойству сих дел. Счетные отделения разделяются на столы контрольный и бухгалтерский.

§ 42. Счетные отделения состоят под ведением начальников отделений. Для управления столов по счетной части полагаются контролеры и бухгалтеры, а по прочим столоначальники с нужным числом помощников.

§ 43. В министерствах, кои по роду вверенных им дел имеют некоторое отношение к судной или тяжебной части, назначают­ся для сего особенные установления, как, например: в Ми­нистерстве военном, в управлении горном и других.

§ 44. Некоторые из департаментов, по свойству вверенных им дел, имеют особенные установления, к наукам и художествам принадлежащие, как-то: ученые комитеты, чертежные, лабора­тории и тому подобные временные или всегдашние заведения.

§ 45. При некоторых департаментах определяются пере­водчики, и где нужно, их помощники.

§ 46. В некоторых департаментах под ведением министра и директоров полагаются особенные чиновники для исполнения разных поручений, для обозрений и поверки следствий и тому подобных занятий.

§ 47. Министерские канцелярии и департаменты могут иметь некоторое число молодых людей сверх штата для приобучения их к делам по разным частям ведения министерств и департа­ментов.

Глава IV

Порядок определения, увольнения, производства в чины и наград

§ 48. Министры и товарищи их определяются и увольняются по непосредственному высочайшему усмотрению.

§ 49. Директоры департаментов и канцелярии министра определяются и увольняются высочайшею властию по представ­лению министра.

§ 50. Начальники отделений и прочие чины, им равные, определяются и увольняются по представлению директора министру, а министр представляет их на высочайшее утвер­ждение.

§ 5/. Определение и увольнение всех прочих чинов, состав­ляющих департаменты и канцелярии министра, производится министром по представлению директора.

§ 52. Определение и увольнение нижних канцелярских чинов, положенных по штату канцелярии и департамента, предоставляется директору.

§ 53. Все чиновники высших и нижних классов, при определении их к должностям, так как и при производстве в чины, обязаны дать законом установленную присягу: директо­ры и начальники отделений дают оную в Правительствующем сенате, прочие в департаментах.

§ 54. Увольнение в отпуски на один месяц с получением жалованья и более месяца без получения жалованья, произво­дится на том же основании, как и определение к должностям, то есть: от кого зависит представление и определение к местам и утверждение на оных, от той же власти зависит и увольнение в отпуск.

§ 55. Отрешение от должностей и предание суду производит­ся тем же порядком, как и определение к местам и увольнение от оных.

§ 56. В упущениях должностей и отступлениях от закона, открывшихся по делам и следствиям, директор предает суду чинов, им самим определяемых, а о прочих представляет министру.

§ 57. Представление о производстве в классные чины восходит от директора к министру, и от него по рассмотрении препровождаются, куда следует, по установленному порядку.

§ 58. По представлениям подчиненных департаменту на-чальств, директор, составляя под своим надзором списки, представляет министру удостоиваемых им к награждению чинами.

§ 59. Производство нижних неклассных чинов предоставля­ется директору.

§ 60. Представление к разным наградам по службе произво­дится о директорах министром, а о прочих по предварительным представлениям директоров министру.

Глава V

Порядок производства дел

Положения общие

§61. Порядок производства дел во всех министерствах, департаментах и отделениях учреждается на общих правилах единообразно; изъятия же из сих правил в некоторых ми­нистерствах, по различному свойству их дел, определяется особенными их учреждениями.

§ 62. Первоначальная обязанность каждого министерства есть собрать и составить самые верные сведения о настоящем положении его части о законах, уставах и учреждениях, к ней относящихся, так, чтоб все предметы, в состав ее входящие, содержимы были в точной известности.

$ 63. Собрав сии сведения и тем самым основав статистику каждой части, должно постепенно усовершать ее посредством срочных ведомостей, табелей и верных описаний. Сюда при-

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

надлежит собрание планов и карт в тех департаментах, в коих по свойству их дел сведения сии необходимы.

§ 64. Но в собрании сих сведений должно различать предметы существенные от мелких подробностей, из коих нельзя произвесть никакого общего о состоянии части заклю­чения. Так, например: собрание великого числа ведомостей и табелей, коих ни поверить, ни свести в одно общее заключение невозможно, была бы работа тщетная, и навлекла бы лицам подчиненным заботливый труд, а департаменту за­путанность и смешение.

§ 65. Составив таким образом точное сведение о положении своих частей, Министерство обязано стараться о дополнении его уставов и учреждений.

Примечание. К составлению уставов комиссия законов, по общему ее плану, сделает особенные начертания и доставит их в министерства, где будут они соображены, дополнены местными подробными сведениями и потом представлены в свое время и порядком для сего установленным в Го­сударственный совет на окончательное усмотрение.

§ 66. Уставы и учреждения по временам должны быть дополнямы разными постановлениями, кои по течению дел представятся необходимыми.

§ 67. Чем точнее и полнее в каждом департаменте собраны будут сведения о положении его части, чем яснее и совершеннее будут его уставы и учреждения, тем производство дел будет правильнее, и число их менее.

§ 68. Постепенное уменьшение числа дел есть самый главный признак благоустроенного министерства, а умножение их есть знак расстpouctea и смешения.

§ 69. Образ производства дел заключает в себе: 1) порядок вступления дел, 2) движение их, или собственно так называемое производство, 3) отправление дел, 4) ревизию и 5) отчеты.

Отд. I. — ВСТУПЛЕНИЕ ДЕЛ

§ 70. Дела вступают или непосредственно к министру через канцелярию или в департаменты министерство составляющие.

1. Вступление дел по канцелярии министра

§71. К министру вступают:

1. Высочайшие указы, повеления, постановления и учрежде­ния. 2. Взаимные сношения министров, генерал-губернаторов и других лиц, равные звания носящих. 3. Представления от лиц подчиненных по делам особенной важности, требующим скорого разрешения или нового постановления, так как и повторитель­ные представления, чинимые в тех случаях, когда места

подчиненные на первые их представления в департамент не получают в свое время разрешения. 4. Отзывы, на предписания министра последовавшие. 5. Жалобы на департаменты, ему подчиненные. 6. Дела секретные.

§ 72. Дела секретные надписываются: «В собственные руки».

§ 73. По делам, времени не терпящим, полагается особенная надпись: «Нужное».

§ 74. Все дела сии вступают в канцелярию министра, где для приема их содержится непрерывно дежурство.

§ 75. Дела секретные и нужные немедленно представляются министру.

§ 76. Прочие раскрываются в присутствии его ежедневно в назначенные часы.

§ 77. Бумаги секретные оставляются в канцелярии министра, где и чинится по оным исполнение.

§ 78. Из всех прочих бумаг министр, по усмотрению своему, может оставить в канцелярии те только, коих исполнение не терпит времени, или кои по важности своей требуют особенного его распоряжения.

§ 79. Канцелярия министра ведет общий журнал всех вступающих в оную дел, и сверх того каждое отделение канцелярии имеет свои журналы входящих дел. В сии послед­ний вносятся одни только те бумаги, кои для производства оставляются в канцелярии по его усмотрению, и кои не принадлежат ни к одному из департаментов.

§ 80. Журнал для входящих дел общий и частный разделяет­ся на три части:

В первую часть вносятся высочайшие именные указы и повеления.

Во вторую обыкновенные бумаги, получаемые на имя министра.

В третью бумаги секретные.

§81. Бумаги, по внесении их в журнал, распределяются по департаментам и отделениям канцелярии, по их принадлеж­ности.

§ 82. Для связи дел вообще наблюдается, чтоб бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департа­ментах. Канцелярия министра должна более заниматься пра­вильным размещением дел и исполнением особенных приказа­нии министра, нежели производством дел обыкновенных, кои, без нужных в своем месте справок, редко без запутанности мо­гут быть окончены.

//. Вступление дел по департаментам

S 83. В департаменты вступают следующие дела: 1 ■ Предписания министра. 2. Сношения других департамен­тов и отделений, как внутренних того же министерства, так и внешних. 3. Представления мест и лиц, подчиненных ми-

Общее учреждение министерств

первой половины XIX века

•|00 нистерству, по делам, требующим пояснения или разрешения,

Законодательство и по делам текущим и обыкновенным. 4. Отзывы их на предписания министра, за подписью директора последовавшие. 5. Доставление от них требуемых сведений и срочных ведомос­тей по установленному порядку. 6. Бумаги на имя министра, присылаемые в департамент из канцелярии министра.

§ 84. Все бумаги, поступающие в департамент, вносятся в общий журнал.

§ 85. Журналы департамента разделяются на три части:

В первую вносятся высочайшие указы и повеления, к испол­нению департамента принадлежащие.

Во вторую все вообще бумаги, от министра и других мест и лиц, в департамент поступающие.

В третью дела, тайне подлежащие, где таковые находятся.

§ 86. По записке в журнал, бумаги распределяются по отделениям. '

§ 87. Тем делам, кои отмечены нужными, содержится при директоре особенный реестр, и под смотрением его они , немедленно изготовляются к докладу или исполнению. i

§ 88. Каждое отделение департамента имеет свой частный < журнал входящих дел. i

§ 89. Журналы по отделениям содержатся под надзором (

начальников отделений положенными при оных канцелярскими I

i чинами. ;

Ога. //. - ДВИЖЕНИЕ ДЕЛ |

t

§ 90. Дела, вступившие в министерство, получают дальней'' шее свое движение или производство по свойству их и при-' надлежности: 1)в канцелярии министра, 2) в департаменте, 3) в Совете министра, 4) в общем присутствии отделений, 5) в ■ особенных установлениях.

I. Движение дел в канцелярии министра

§ 91. Директор канцелярии, разобрав бумаги по департамен­там и отметив на них день вступления, докладывает о содержа­нии их министру, и потом распределяет их по тем частям, к коим принадлежит их производство.

§ 92. При распределении бумаг по департаментам на тех из них, по коим министр признает нужным иметь вскорости объяснение или поспешить их отправлением, директор отмеча­ет: «нужное».

§ 93. Надпись сия обязывает директора департамента не позже, как на другой день, представить министру нужные сведения и получить его разрешение. Бумагам сего рода содержится в канцелярии особенный краткий реестр.

§ 94. Никаких других резолюций на бумагах при первом их обозрении не полагается.

§95. Дела, в канцелярии министра для дальнейшего их

производства оставшиеся, по записке в журнал, разделяются директором канцелярии по отделениям, а где нет оных, по столам для исполнения резолюции, данной министром и озна­ченной на самой бумаге директором канцелярии.

§ 96. Если по делам, производящимся в канцелярии минист­ра, требуются справки, выписки и объяснения: то представля­ются оные в записках за подписанием начальника отделению и скрепою секретаря или столоначальника, по части коего дело производится.

§ 97. Директор канцелярии министра и начальники отделе­ний могут требовать из подчиненных министерству мест всех нужных им справок и сведений.

II. Движение дел в департаментах

§ 98. Предписания министра и бумаги с надписью «нужное» и «в собственные руки» представляются немедленно директору и в то же время получают свое исполнение. Прочие бумаги, по получении их, пополняются всеми нужными сведениями и в назначенный час докладываются директору начальниками отделений.

§ 99. В прекращении излишней переписки бумаги доклады­ваются в подлиннике без особенных выписей.

§ 100. Если дело по существу его требует пояснения или соображения с прежним производством, то в отделении, к коему оно принадлежит, составляется по оному записка за подписани­ем начальника отделения и скрепою столоначальника и пред­ставляется директору.

§ 101. Вообще все справки, сведения, записки, переводы и тому подобное, не иначе могут быть представляемы, как за подписанием тех, коими они были составляемы.

§ 102. Дела в отношении к их приготовлению и исполнению разделяются на текущие, чрезвычайные и не терпящие времени.

§ 103. Под именем дел текущих разумеются: 1. Все дела, входящие в департамент по срокам и правилам единообразным, как-то: срочные ведомости, донесения о получении предписаний и тому подобные. 2. Представления об определениях, увольне­ниях, паспортах, наградах и поощрениях, на кои существуют единообразные правила. 3. Дела обыкновенные, коих разреше­ние требует единого соображения с уставом, учреждениями или предшествовавшими предписаниями. 4. Все сведения, служащие к объяснению дела и к приуготовлению его нужными справками. 5. Дела, следующие к обнародованию для повсеместного сведе­ния и извещения.

§ 104. Все дела текущие разрешаются в департаменте. Исполнение по оным изготовляется в своем отделении: они подписываются директором, скрепляются начальником отделе­ния, и отправляются немедленно. Бумаги, в коих сообщаются только нужные сведения, подписываются одним начальником отделения.

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

§ 105. Из дел текущих, по изготовлении их, представляются министру следующие: 1. Дела, предполагающие переписку с местами и лицами, министру равными. 2. Те дела, кои особенно предназначит он к своему усмотрению или разреше­нию, как-то: определение, увольнение, награды, назначение сумм, сведения о их движении и тому подобное.

§ 106. Под именем дел чрезвычайныхразумеются: 1. Все те дела, кои не могут быть разрешены существующи­ми положениями, и требуют новых правил и дополнений. 2. Дела и происшествия, требующие, по важности их, принятия особенных мер, взыскания ответов, подтверждений, или преда­ний суду за упущения или злоупотребления.

§107. К делам, не терпящим времени,относятся следующие:

1. Исправление каких-либо хозяйственных заведений, коих расстройство могло бы навлечь важные убытки или остановить их действие. 2. Наполнение праздных мест, в отвращение запущения дел или беспорядка в управлении. 3. Разрешение дел, имеющих срочное время, законом, обстоятельствами, или существом их определяемое. 4. Остановление каких-либо мер, операций или заведений, коих дальнейшее действие могло бы причинить неизбежный убыток и вред. 5. Разрешение дел, заключающих в себе участь подсудимых. 6. Разрешение дел относительно собственности частных людей, в коих умедление может произвести важные потери.

§ 108. По всем делам вышеозначенным начальник отделения докладывает директору без малейшего умедления, наблюдая, чтоб представления были сделаны и разрешения были посланы, куда следует, благовременно, смотря по расстоянию мест, времени и обстоятельствам.

§ 109. Все дела чрезвычайные и вообще дела, коих существо требует разрешение министра, по приведении их в Департамен­те в надлежащую ясность, представляются министру записка­ми, с мнением директора и за его подписанием и скрепою начальника отделения.

§ 110. Для сего каждый директор имеет определенные часы доклада.

§111. Разрешения министра кратко излагаются на тех же записках директором и по оным изготовляются в отделениях надлежащие исполнения.

§112. Разрешения сии суть или окончательные или содер­жат в себе только мнение министра и представляются на высшее их утверждение.

§113. По первым изготовляются в отделениях, под надзором самого директора, нужные отношения, кои и представляются к подписанию министру; а в удостоверение того, что исполнение точно учинено по разрешению его, бумаги сии наперед скрепляются директором.

§114. Бумаги второго рода излагаются в докладе или записке минист ра, и за подписанием его и скрепою директора вносятся, по существу их, на дальнейшее усмотрение.

III. Движение дел в Совете министра

§115. ВСовет министра поступают:

1. Все дела и предположения, требующие нового учреждения или важных перемен в разных частях управления. 2. Случаи, требующие дополнения законов и учреждений, пояснения оных, или отмены и исправления. 3. Предположения о новых заведе­ниях. 4. Новые изобретения, когда представлены будут к рас­смотрению директором департамента или уважены министром. 5. Привилегии на изобретения. 6. Приобретения в казну или отдача из казны казенного имущества. 7. Требование сумм вообще на действие всех частей, подчиненных министерству, и в особенности употребление их на новые заведения. 8. Рас­смотрение годовой сметы расходов и годовых отчетов. 9. Состав­ление условий на подряды, поставки и другие предприятия. 10. Производство подрядов по разным частям, состоящим в ведении министерства. 11. Рассмотрение случаев несостоя­тельности и затруднений в подрядах, поставках и предприяти­ях. 12. Рассмотрение убытков и вреда, случившегося по казенно­му имуществу в ведении какого-либо лица или места. 13. Дела по притязаниям частных людей на казну, и по иску казны на частных людях. 14. Рассмотрение донесений чиновников, посы­лаемых для обозрения и освидетельствования разных частей, управляемых департаментом. 15. Рассмотрение основательных доносов по делам важным. 16. Рассмотрение дел по упущениям разных чиновников и решение о предании суду. 17. Производст­во в чины и определение наград вообще по департаментам. 18. Разные неудовольствия и жалобы служащих и частных людей на департаменты, если министр найдет их заслуживаю­щими внимания.

§116. Сверх вышеозначенных дел предоставляется минист­ру вносить и другие дела на усмотрение Совета, когда он признает их требующими общего уважения.

§117. Дела на рассмотрение Совета поступают или прямо из департаментов или из канцелярии министра.

§118. Никакое дело не может вступить на рассмотрение Совета, не быв предварительно рассмотрено в том департамен­те, к которому оно по существу своему принадлежит.

§119. В тех министерствах, где при Совете не положено особенной канцелярии, дела, следующие к его рассмотрению, в виде записок препровождаются к директору канцелярии министра.

§ 120. Дела, требующие новых постановлений, законов, положений и учреждений, предлагаются Совету в виде записок, содержащих в себе изложение существа дела, причины и не­обходимость нового постановления или изменения прежних законоположений и проект нового постановления.

§121. По проектам новых заведений и изобретений предла­гается Совету: сравнение с прежними заведениями и про­изводствами того же рода, если они существуют; необходимость

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

или польза, способы и время к приведению сих предположений в исполнение.

§ 1 22. По привилегиям на изобретения предлагается Совету существо изобретения, его польза, условия изобретателя, способы и время, на которое требуется привилегия.

§ 123. По приобретению в казну или по отдаче из казны казенного имущества, излагается существо, качество и род имущества, предмет употребления, польза и необходимость продажи или приобретения, цена имущества, средства, время и образ уплаты.

§124. По составлению условий на подряды, и по другим разным случаям, и по производству самих подрядов должно быть показано существо дела, необходимость и польза подряда и все содержание условий от слова до слова.

§ 125. По рассмотрению убытков и вреда, случившегося по казенному имуществу, по делам в притязаниях частных людей на казну и по иску казны на частных людях должно быть изъяснено, какого рода, свойства и качества казенное имущест­во, в чем оно состоит и какую сумму на деньги составляет. §126. Подобно сему и по прочим делам, вступающим в Совет, излагаются в записке кратко и ясно все существенные его обстоятельства.

§127. В каждой записке излагается мнение директора того департамента, к коему принадлежит дело.

§128. Решения Совета означаются в журнале, который составляется под особенным руководством директора канцеля­рии. Члены, не согласные с общим решением, представить могут особенные голоса.

§ 129. Журнал представляется министру директором канце­лярии.

§130. От министра зависит принять мнение его Совета; но во всех случаях, когда дело представляется от него на высшее усмотрение, мнение Совета излагается кратко в докладе или записке, а потом уже постановляется заключение министра. §131. Согласие министра изъявляется в журнале собствен­ным его подписанием: «Исполнить».

§ 132. Совет сам собою никакой исполнительной власти не имеет. По утверждении министром исполнение предоставляется тому департаменту, до коего принадлежит самое дело. Изъятия из сего правила в тех министерствах, где на Совет могут быть возложены некоторые части исполнения, определяются осо­бенными их учреждениями.

§ 133. Положения Совета, по утверждении их министром, получают окончательное в департаменте исполнение в следую­щих случаях:

1. Когда положения сии составляют одну меру, способ или образ исполнения высочайших указов и повелений, или содер­жат подробные распоряжения, на точной силе сих указов основанные, и не предполагают никакой в них отмены. 2. Когда полагается устроить какое-либо заведение из сумм, на сей

именно предмет уже определенных без нового отпуска или назначения. 3. Когда дело состоит только в том, чтоб признать какое-либо заведение или изобретение полезным, или же произвесть оному опыт из сумм, на сие уже определенных. 4. Введение новых изобретений в действо, когда не предполага­ют они отмены прежних того же рода заведений высочайше утвержденных, или же по обычаю и принятым правилам существующих и когда может быть сие исполнено из сумм, отпущенных на действие того же рода заведений. 5. Награды за изобретения, признанные полезными, когда они могут быть произведены из сумм, на то положенных, или по крайней мере из сумм остаточных по той части, по которой изобретение сделано, и когда они не превышают однако же 5000 рублей. 6. Приобретение в казну какого-либо имущества из сумм, отпущенных для сего предмета, или же для разных заведений, строений и помещений, для коих приобретенное имущество необходимо потребно, и когда сумма его не простирается выше 10 000 рублей.

Примечание. 1. Покупка разных припасов и потребностей для заведений и построений, производимых по указам и учреж­дениям, предоставляется разрешению департаментов и местных начальств на общем порядке или на особенных правилах, для каждого места предписанных. 2. Продажа разных произведений с фабрик и заводов производится департаментами и местным начальством, с обыкновенным отчетом и на основании существу­ющих о том правил.

7. Составление условий на подряды и заключение самых подрядов до 10 000 рублей, когда учреждениями или повеления­ми, к заключению их на высшие суммы, министерство не будет особенно уполномочено. 8. Несостоятельность подрядчиков, вообще убытки по казенному имущесту, дела по притязаниям частных людей на казну и по иску казны на частных людях, дела по взысканию разных недоимок, дела по упущениям чиновников, предполагающим убыток и потерю, когда сумма их, во всем деле заключающаяся, не превышает 10 000 рублей.

§ 134. По всем прочим делам, власть министра превышаю­щим и принадлежащим к Государственному совету или к Пра­вительствующему сенату, положения Совета изъясняются в представлении министра, и дело предается уважению высших мест, по его принадлежности.

IV. Движение дел в общем присутствии департамента

§ 135. Предмет и образ производства дел в общем присутст­вии департамента учреждается подробным приложением пра­вил, постановленных для Совета министра.

Общее учреждение министерств

Законодательство

первой половины

XIX века

V. Движение дел в особенных установлениях

§136. Сведения о получении или отпуске сумм, о разных припасах и вообще казенных имуществах, также ведомости, счеты и отчеты, разные требования сумм и вообще казенных капиталов, распределяются по счетным отделениям или столам. § 137. По части контрольной бумаги сии рассматриваются и поверяются по принятому порядку, согласно с существом дел и предметов.

§ 138. По бухгалтерской части счеты и разные сведения о приходах и расходах сумм и вообще капиталов, разносятся в бухгалтерских книгах по статьям, к коим они принадлежат. §139. По поверке и рассмотрении вступивших бумаг по части контрольной, также по решении и исполнении оных по бухгалтерским книгам в части бухгалтерской, начальник отделе­ния и контролер или бухгалтер с их помощниками по той части, к коей дела принадлежат, подписывают оные.

§140. Если найдутся неверности, отступления от порядка или закона и упущения, предполагающие потерю казенного капитала, то составляется подробная о сем записка и подписы­вается начальником счетного отделения, по части контрольной контролером, а по части бухгалтерской бухгалтером, с их помощниками, производившими дело.

§141. Начальник счетного отделения по сей записке докладывает директору.

В случаях, наводящих сомнение, начальник отделения прилагает к делу записку, содержащую оное, за своим подписа­нием, и требует объяснения, откуда следует.

§142. Где не положены счетные отделения, там управляю­щие счетными делами исполняют выше изъясненные обязаннос­ти и требуют объяснений. Для истребования оных из мест, не подчиненных департаменту, представляют они директору или начальнику отделения, смотря по существу и важности дела, изготовленные исходящие бумаги для подписания.

§ 143. Если бухгалтер после рассмотрения дел, поступивших к нему от контролера, найдет при разносе в книге по статьям неверности, упущения и отступления от закона и порядка, то во всяком случае докладывает директору.

§ 144. Если контролер или бухгалтер по департаментам, где не положены счетные отделения, найдут нужду в разрешении по какому-либо случаю или обстоятельству, то делают доклады директору при начальнике того отделения, к ведению коего дело принадлежит. На самом деле или на записке из оного полагает­ся резолюция директора начальником отделения, и сия резолю­ция приводится в исполнение. Бухгалтеру же или контролеру дается разрешение запискою за подписанием начальника отделения и столоначальника.

§ 145. Все карты, планы, чертежи и рисунки поступают в ведение начальника чертежной, который и чинит по ним

надлежащее исполнение и производство по назначению ди­ректора.

§ 146. Начальник чертежной содержит описание всех карт, планов, чертежей и рисунков. Описание сие разделяется не только по каждому отделению департамента, но и по каждо

Наши рекомендации