Перечень вопросов для промежуточной аттестации

(дифференцированный зачет)

1. Место арбитражных судов в судебной системе РФ. Система арбитражных судов в РФ.

2. Высший Арбитражный суд РФ. Структура и полномочия.

3. Федеральный Арбитражный суд округа. Структура и полномочия.

4. Арбитражный апелляционный суд. Структура и полномочия.

5. Арбитражный суд субъекта РФ. Структура и полномочия.

6. Организационные принципы деятельности арбитражных судов.

7. Функциональные принципы организации и деятельности арбитражных судов.

8. Состав арбитражного суда. Отводы судье и составу суда.

9. Стороны в арбитражном процессе. Права и обязанности сторон.

10. Третьи лица как участники арбитражного процесса.

11. Участие прокурора в арбитражном процессе.

12. Иные участники процесса: свидетель, эксперт, переводчик, представитель.

13. Подведомственность арбитражных споров.

14.Способы определения подсудности арбитражных споров.

15. Понятие иска. Предмет иска, основание иска, цена иска.

16. Понятие иска. Отказ от иска. Признание иска.

17. Мировое соглашение и примирительные процедуры. Урегулирование спора с участием посредника.

18. Обеспечение иска, встречное обеспечение, предварительные обеспечительные меры арбитражного суда.

19. Представительство в арбитражном процессе. Общие и специальные полномочия представителей в арбитражном процессе.

20. Понятие доказательств. Виды доказательств.

21. Относимость и допустимость доказательств.

22. Достоверность и достаточность доказательств.

23. Оценка доказательств. Освобождение от доказывания.

24. Письменные доказательства.

25.Вещественные доказательства.

26 Объяснения сторон и третьих лиц, как средство доказывания.

27.Свидетельские показания.

28. Экспертное заключение как средство доказывания.

29. Иные документы и материалы как средство доказывания.

30. Обеспечение доказательств.

31. Требования к исковому заявлению. Отзыв на исковое заявление.

32. Оставление искового заявления без движения и возвращение искового заявления.

33. Встречный иск и основания для его принятия арбитражным судом.

34. Перерыв в судебном заседании, приостановление производства по делу и отложение рассмотрения дела и юридические последствия этих процессуальных действий.

35. Решения и определения. Выносимые судом первой инстанции.

36. Структура судебного решения.

37. Вступление решения арбитражного суда в законную силу.

38. Немедленное исполнение решений арбитражных судов.

39. Основания для прекращения производства по делу и последствия этого процессуального действия в арбитражном суде.

40. Основания для оставления заявления без рассмотрения и последствия процессуального действия в арбитражном суде.

41. Дополнительное решение арбитражного суда.

42. Производство в апелляционной инстанции.

43. Производство в кассационной инстанции.

44. Производство в порядке надзора.

45. Пересмотр решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.

46. Исполнение судебных актов.

47. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов.

48. Особенности рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных отношений.

49. Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействий) органов и должностных лиц.

50. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности.

51. Особенности рассмотрения дел, требующих претензионного порядка урегулирования спора.

52. Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

53. Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций.

54. Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

55. Особенности процедуры упрощенного производства.

56. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

57. Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

58. Особенности производства по делам с участием иностранных лиц. Судебный иммунитет.

59. Особенности производства по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

60. Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

61.Основные положения исполнительного производства по решениям и определениям арбитражных судов.

62. Основные права и обязанности судебных приставов-исполнителей в рамках исполнения решений и определений арбитражных судов.

Таблица 10 - Проверка результатов освоения компетенций

Код компетенции Наименование темы Вопросы
ОК-2,4,5 ПК-1,2,3 Арбитражные суды, их функции задачи. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам. Место арбитражных судов в судебной системе РФ. Система арбитражных судов в РФ. Высший Арбитражный суд РФ. Структура и полномочия. Федеральный Арбитражный суд округа. Структура и полномочия. Арбитражный апелляционный суд. Структура и полномочия. Арбитражный суд субъекта РФ. Структура и полномочия. Организационные принципы деятельности арбитражных судов. Функциональные принципы организации и деятельности арбитражных судов. Состав арбитражного суда. Отводы судье составу суда. Стороны в арбитражном процессе. Права и обязанности сторон. Третьи лица как участники арбитражного процесса. Участие прокурора в арбитражном процессе. Иные участники процесса: свидетель, эксперт, переводчик, представитель. Подведомственность арбитражных споров. Способы определения подсудности арбитражных споров.
ОК-3,11 ПК-4,5,6,7 Иск в арбитражном процессе. Доказывание и доказательства. Процессуальные сроки и судебные расходы. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство.Судебные решения и определения. Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных, публичных правоотношений Понятие иска. Предмет иска, основание иска, цена иска. Понятие иска. Отказ от иска. Признание иска. Мировое соглашение и примирительные процедуры. Урегулирование спора с участием посредника. Обеспечение иска, встречное обеспечение, предварительные обеспечительные меры арбитражного суда. Представительство в арбитражном процессе. Общие и специальные полномочия представителей в арбитражном процессе. Понятие доказательств. Виды доказательств. Относимость и допустимость доказательств. Достоверность и достаточность доказательств. Оценка доказательств. Освобождение от доказывания. Письменные доказательства. Вещественные доказательства. Объяснения сторон и третьих лиц, как средство доказывания. Свидетельские показания. Экспертное заключение как средство доказывания. Иные документы и материалы как средство доказывания. Обеспечение доказательств. Требования к исковому заявлению. Отзыв на исковое заявление. Оставление искового заявления без движения и возвращение искового заявления. Встречный иск и основания для его принятия арбитражным судом. Перерыв в судебном заседании, приостановление производства по делу и отложение рассмотрения дела и юридические последствия этих процессуальных действий. Решения и определения. Выносимые судом первой инстанции. Структура судебного решения. Вступление решения арбитражного суда в законную силу. Немедленное исполнение решений арбитражных судов. Основания для прекращения производства по делу и последствия этого процессуального действия в арбитражном суде. Основания для оставления заявления без рассмотрения и последствия процессуального действия в арбитражном суде. Дополнительное решение арбитражного суда.
ПК-11,13   Особенности рассмотрения дел об установлении юридических фактов.Особенности рассмотрения дел несостоятельности (банкротстве).Особенности рассмотрения в порядке упрощенного судопроизводства. Производство по делам с участием иностранных лиц. Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных актов. Особенности рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных отношений. Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействий) органов и должностных лиц. Особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Особенности рассмотрения дел, требующих претензионного порядка урегулирования спора. Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Особенности рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Особенности рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Особенности процедуры упрощенного производства. Особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Особенности производства по делам с участием иностранных лиц. Судебный иммунитет. Особенности производства по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
ПК-15,16 Производство в суде апелляционной инстанции. Производство в суде кассационной инстанции. Производство в порядке надзора. Стадия пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Исполнение арбитражных судебных актов. Правовое регулирование третейского судопроизводства. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. Производство в апелляционной инстанции. Производство в кассационной инстанции. Производство в порядке надзора. Пересмотр решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Исполнение судебных актов. Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов. Основные положения исполнительного производства по решениям и определениям арбитражных судов. Основные права и обязанности судебных приставов-исполнителей в рамках исполнения решений и определений арбитражных судов.

Тестовые задания представлены в Приложении 5 к ООП «Юриспруденция» в разделе - «Фонд оценочных средств».

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Рекомендуемый список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993 года. – 25 декабря.

2. Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конст. закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ ; принят Гос. Думой РФ 5 апреля 1995 г., одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. // Собрания законодательства РФ. – 1995. – 1 мая. – № 18. – ст. 1589.

3. О судебной системе Российской Федерации : федер. конст. закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ ; принят Гос. Думой РФ 23 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 дек. 1996 г. // Собрания законодательства РФ. – 1997. – 6 января. – № 1. – ст. 1.

4. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» : федер. конст. закон от 29 июня 2009 г. № 3-ФКЗ ; принят Гос. Думой РФ 5 июня 2009 г., одобрен Советом Федерации 17 июня 2009 г. // Собрания законодательства РФ. – 2009. – 29 июня. – № 26. – ст. 3119.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ принят Гос. Думой РФ 21 октября 1994 г. // Собрания законодательства РФ. – 1994. – 5 декабря. – № 32. – ст. 3301.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ принят Гос. Думой РФ 22 декабря 1995 г. // Собрания законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – ст. 410.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) : федер. закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ принят Гос. Думой РФ 1 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации РФ 14 ноября 2001 г. // Собрания законодательства РФ. – 2001. – 3 декабря. – № 49. – ст. 4552.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 7 января. – № 1. – ст. 1.

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ ; принят Гос. Думой 14 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 29 июля. – № 30. – ст. 3012.

10. О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ ; принят Гос. Думой 21 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 29 июля. – № 30. – ст. 3013.

11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ ; принят Гос. Думой 23 октября 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 18 ноября. – № 46. – ст. 4532.

12. О статусе судей в Российской Федерации : федер. закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. – № 30. – ст. 1792.

13. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан : федер. закон от 27 апреля 1993 г. № 4866-1// Рос. газета. – 1993. – 12 мая. – № 89.

14. О международном коммерческом арбитраже : федер. закон от 7 июля 1993 г. № 5338-1 // Рос. газета. – 1993. – 14 августа. – № 156.

15. О судебных приставах : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 4 июня 1997 г., одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 30.

16. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 26 апреля 2002 г., одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23.

17. О третейских судах в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 21 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.// Собрание законодательстве РФ. – 2002. – № 30.

18. О несостоятельности (банкротстве) : федер закон 26 октября 2002 года № 127-ФЗ ; принят Гос. Думой 27 сентября 2002 г., одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 г. // Собрания законодательства РФ. – 2002. – 28 октября. – № 43. – ст. 4190.

19. Об исполнительном производстве : федер. закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 14 сентября 2007 г., одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 г. // Собрание законодательства РФ. – 2007. – 8 октября. – № 41. ст. 4849.

Основная литература

1. Арбитражный процесс: учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. П. В. Алексия, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити-дана, 2015. – 431с.- – http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114724&sr=1

2. Потапова, А. А. Арбитражное процессуальное право. Конспект лекций.- М.: «Проспект», 2015.- 122с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=276975&sr=1

3. Тихиня, В. Г. Гражданский процесс : учебник [Электронный ресурс] / В. Г. Тихиня. – М. : «ТетраСистемс», 2013. – Режим доступа : http //biblioclub.ru.

Дополнительная литература

1. Жижина, М. В. Основы криминалистической тактики судебного допроса в гражданском (арбитражном) процессе: научно-практическое пособие.- М.:«Юстицинформ», 2012.- 96c.- [Электронный ресурс]. -http://biblioclub.ru/index.php

2. Эриашвили, Н. Д. Арбитражный процесс : учебник [Электронный ресурс] / Н. Д. Эриашвили. – М. :«Юнити-Дана», 2012. – 432 с. – Режим доступа : http://biblioclub.ru.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. ЭБС “Университетская библиотека онлайн»: http:// biblioclub.ru

2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1358

3. Список журналов ВАК.- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/

4. Общий перечень периодики ЭБС.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1380

5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru

6. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» // http://www.akdi.ru.

7. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.

8. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" // http://www.rbc.ru/.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦИПЛИНЫ

8.1 Методические рекомендации преподавательскому составу

Методические рекомендации по проведению учебных занятий

Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.

Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине «Арбитражный процесс», раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность студентов и способствуют развитию их творческого мышления.

Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.

Основные функции лекций:

· познавательно-обучающая;

· развивающая;

· ориентирующе-направляющая;

· активизирующая;

· воспитательная;

· организующая;

· информационная.

Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.

Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.

При подготовке специалиста важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ дисциплины «Арбитражный процесс», но и умение ориентироваться в разнообразных практических ситуациях, ежедневно возникающих в его деятельности. Этому способствует форма обучения в виде практических занятий. Задачи практических занятий: закрепление и углубление знаний, полученных на лекциях и приобретенных в процессе самостоятельной работы с учебной литературой, формирование у обучающихся умений и навыков работы с исходными данными, научной литературой и специальными документами. Практическому занятию должно предшествовать ознакомление с лекцией на соответствующую тему и литературой, указанной в плане этих занятий.

Самостоятельная работа может быть успешной при определенных условиях, которые необходимо организовать. Ее правильная организация, включающая технологии отбора целей, содержания, конструирования заданий и организацию контроля, систематичность самостоятельных учебных занятий, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения, привить навыки повышения профессионального уровня в течение всей трудовой деятельности.

Текущий контроль уровня знаний и умений студентов необходимо осуществлять путем тестирования, как во время практических занятий, так и в ходе индивидуальной работы.

Достижение воспитательных целей на занятиях необходимо осуществлять личным примером, высокой требовательностью и строгим выполнением задач дисциплины, с одной стороны, и максимально - возможной помощью в усвоении наиболее сложных разделов и тем, - с другой.

Методические рекомендации по организации деятельности студентов в период подготовки к проведению практических занятий методом деловых (ролевых) игр:

Деловая (ролевая) игра является одной из наиболее эффективных форм проведения практических занятий и позволяет не только углубить, расширить и закрепить знания учебного материала, но и сформировать необходимые навыки последующего применения этих знаний в практической деятельности по должностному предназначению. Как правило, сущность деловой игры заключается в моделировании той или иной управленческой ситуации, которая может возникнуть в реальной деятельности менеджера и вовлечение обучаемых в её решение. Примером управленческих ситуаций может служить: проведение служебного совещания с сотрудниками; ведение переговоров с клиентами и контрагентами; проведение презентации и т.д. Значимость использования деловых (ролевых) игр в учебном процессе объясняется также и тем, что в период подготовки к их проведению студентам требуется провести большую работу по самостоятельному изучению материала, его осмыслению и подготовке к разрешению проблемных ситуаций, которые могут возникнуть непосредственно в ходе занятия.

В период подготовки к проведению деловой (ролевой) игры преподавателю целесообразно придерживаться следующего алгоритма деятельности:

В ходе предшествующего деловой игре аудиторного занятия, необходимо объяснить обучаемым место и роль деловой игры в системе изучения данной дисциплины, довести до них общий замысел и конкретный план проведения занятия;

· В соответствии с планом поставить задачи отдельным студентам по моделированию управленческих ситуаций и последующей их реализации в ходе проведения занятия;

· Студентов, которые не привлекаются в роли организаторов той или иной части занятия целесообразно нацелить на самостоятельную подготовку к участию в разрешении управленческой ситуации в роли рядовых сотрудников. Примером такого участия может служить роль подчинённых менеджера, с которыми проводится служебное совещание; потенциальных клиентов, прибывших по приглашению для участия в презентации нового товара фирмы и т.д.

Особое внимание преподавательского состава следует обратить на целесообразность широкого использования в ходе подготовки и непосредственного проведения занятий так называемых «проблемных ситуаций». Речь идёт о создании такой ситуации, когда обучаемому для ответа на какой – либо вопрос и принятия управленческого решения недостаёт теоретических знаний, полученных в ходе учебных занятий, и он оказывается перед необходимостью самостоятельно приобрести эти знания в процессе активного и целенаправленного изучения учебной, методической и научной литературы, а также использования других каналов получения необходимой информации.

Алгоритм самостоятельной работы студентов, осуществляемой в период подготовки к деловой игре должен включать следующие блоки:

· Изучение материалов лекций по данной теме, проведённой в русле изучения курса этой учебной дисциплины;

· Закрепление, углубление и расширение учебного материала посредством изучения научной, учебной и методической литературы по проблемам деловой игры;

· Самостоятельное моделирование конкретной управленческой ситуации с целью последующей её реализации непосредственно в ходе проведения занятия;

· Анализ вероятного развития событий и определение проблем, которые могут возникнуть в ходе реализации конкретной управленческой ситуации;

· Выработка вариантов решения возникающих проблем, их анализ, оценка и предложение наиболее эффективного.

С целью повышения творческой активности студентов и развития их продуктивного мышления целесообразно руководителями реализации конкретных управленческих ситуаций назначать не одного, а сразу нескольких обучаемых. При этом они не должны знать, кто непосредственно в ходе занятия будет проводить служебное совещание с подчинёнными сотрудниками, организовывать «мозговой штурм» по анализу внешней и внутренней среды, комплексному стратегическому анализу и т.д. Каждый из числа назначенных для подготовки к этому мероприятию (4-5 человек) должен будет в ходе занятия представить преподавателю письменно оформленный вариант проведения этого мероприятия. Аналогичным образом участником проводимого мероприятия (служебного совещания, заседания совета директоров и т.д.) может стать любой студент группы. Следовательно, все должны быть готовы к решению возникающих в ходе этой ситуации проблем.

Помимо вышеназванных мероприятий в ходе занятия целесообразно провести контрольный опрос (возможно письменный) и последующее короткое обсуждение сущности и содержания базовых научных категорий данной темы.

8.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучающимся необходимо помнить, что качество полученного образования зависит от активной роли самого обучающегося в учебном процессе. Обучающийся должен быть нацелен на максимальное усвоение учебного материала, после занятий и во время специально организуемых консультаций он может задать преподавателю интересующие его вопросы. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

Подготовка к семинару

Студент должен четко уяснить, что именно с лекции начинается его подготовка к практическому занятию. Вместе с тем, лекция лишь организует мыслительную деятельность, но не обеспечивает глубину усвоения программного материала.

При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:

1-й - организационный,

2-й - закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к семинару рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.

В начале семинара студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные явления и факты. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для решения практических задач.

Методические рекомендации по самостоятельной работе над изучаемым материалом

Самостоятельная работа предполагает формирование культуры умственного труда, самостоятельности и инициативы в поиске и приобретении знаний; закрепление знаний и навыков, полученных на всех видах учебных занятий; подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам; выполнение курсовых работ. Самостоятельный труд развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, волю, упорство в достижении поставленной цели, вырабатывает умение анализировать факты и явления, учит самостоятельному мышлению, что приводит к развитию и созданию собственногомнения, своих взглядов. Умение работать самостоятельно необходимо не только для успешного усвоения содержания учебной программы, но и для дальнейшей творческой деятельности.

Как работать с рекомендованной литературой

При работе с текстом целесообразно сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее предста­вление об изучаемом материале. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение должно сопровождаться записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др.

Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.

План – это схема прочитанного материала, краткий перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала. Различаются четыре типа конспектов.

План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

В процессе изучения материала, составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым, удобным для работы.

Как работать над конспектом после лекции

Самостоятельную работу следует начинать с доработки конспекта. С целью доработки необходимо в первую очередь прочитать записи, восстановить текст в памяти, а также исправить описки, расшифровать не принятые ранее сокращения, заполнить пропущенные места, понять текст, вникнуть в его смысл. Далее прочитать материал по рекомендуемой литературе, разрешая в ходе чтения возникшие ранее затруднения, вопросы, а также дополнения и исправляя свои записи. Записи должны быть наглядными, для чего следует применять различные способы выделений. В ходе доработки конспекта углубляются, расширяются и закрепляются знания, а также дополняется, исправляется и совершенствуется конспект.

Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используется при подготовке к практическому занятию. Подготовка сводится к внимательному прочтению учебного материала, к выводу всех утверждений и формул, к решению примеров, задач, к ответам на вопросы, предложенные в конце лекции преподавателем или помещенные в рекомендуемой литературе. Примеры, задачи, вопросы по теме являются средством самоконтроля.

Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Эта рекомендация, как и требование систематической и серьезной работы над всем лекционным курсом, подлежит безусловному выполнению. Из-за потери логической связи как внутри темы, так и между ними материал учебной дисциплины перестает восприниматься, а творческий труд подменяется утомленным переписыванием. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Самостоятельная работа студентов (СРС) под руководством преподава­теля является составной частью «самостоятельная работа студентов», приня­того в высшей школе. СРС под руководством преподавателя представляет собой вид занятий, в ходе которых студент, руководствуясь методической и специальной литературой, а также указаниями преподавателя, самостоятель­но выполняет учебное задание, приобретая и совершенствуя при этом знания, умения и навыки практической деятельности. При этом взаимодействие сту­дента и преподавателя приобретает вид сотрудничества: студент получает непосредственные указания преподавателя об организации своей самостоя­тельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию руководства че­рез консультации и контроль.

Познавательная деятельность студентов при выполнении самостоятель­ных работ данного вида заключается в накоплении нового для них опыта деятельности на базе усвоенного ранее формализованного опыта (опыта дей­ствий по известному алгоритму) путем осуществления переноса знаний, умений и навыков. Суть заданий работ этого вида сводится к поиску, форму­лированию и реализации идей решения. Самостоятель­ная работа данного вида должна выдвигать требования анализа незнакомых студентам ситуаций и генерирования новой информации для выполнения за­дания.

8.3. Оценка качества подготовки по дисциплине (модулю)

Коды компетенций Этапы формирования компетенций Показатели оценивания компетенций Критерии оценивания компетенций
Отлично Хорошо Удовлетвори-тельно Неудовлетвор-ительно
ОК-2 Знать: основные положения этических и других социальных норм, связанных с деятельностью по обеспечению прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Уметь:анализировать профессиональные обязанности юриста; анализировать содержание, цели и функции профессиональной деятельности юриста. Владеть:навыками поведения юриста, соответствующими требованиям профессиональной этики юриста. Пороговый уровень: Показатели усвоения знаний содержат описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций - дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач Базовый уровень: Показатели для проверки освоения умений содержат требования к выполнению отдельных действий и/или операций - позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам Повышенный уровень: Наименования д

Наши рекомендации