Подпись заверяется нотариально
(п. 1.2 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
Внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц).
Соблюдение требования законности
при государственной регистрации
Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).
Уполномоченный государственный орган обязан:
- до государственной регистрации провести проверку достоверности включаемых в реестр данных (п. 3 ст. 51 ГК РФ).
При этом государственный орган по общему правилу не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам и иным правовым актам (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25);
- заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей регистрации либо о внесении изменений в устав (п. 4 ст. 52 ГК РФ);
- при подаче документов разместить сведения на своем официальном сайте (п. 3 ст. 9 Закона о регистрации юридических лиц);
- убытки, возникшие по вине уполномоченного государственного органа, причиненные незаконным отказом в регистрации/незаконной регистрацией юридического лица, подлежат компенсации за счет казны РФ (п. 7 ст. 51 ГК РФ).
Основания для отказа в государственной регистрации
юридического лица
Непредставление заявителем необходимых для государственной регистрации документов.
Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.
Подписание заявления неуполномоченным лицом.
Несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона.
Если физическое лицо - учредитель (участник) лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек.
При наличии информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.
Представление недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица.
(п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица")
§ 2. Реорганизация хозяйственных обществ
2.1. Понятие и формы реорганизации
РЕОРГАНИЗАЦИЯ - особая процедура, в ходе которой происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающаяся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику).
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Формы реорганизации │
└───────────────────────┬─────────────────────┘
┌───────────────┬───────────────┼───────────────┬───────────┐
V V V V V
┌──────────────┐┌──────────────┐┌─────────────┐┌──────────────┐┌──────────┐
│ Слияние - ││Присоединение ││ Разделение -││ Выделение - ││Преобразо-│
│возникновение ││- прекращение ││ прекращение ││ создание ││ вание - │
│ нового ││ одного или ││ общества с ││ одного или ││изменения │
│ общества ││ нескольких ││ передачей ││ нескольких ││организа- │
│ путем ││ обществ с ││всех его прав││ обществ с ││ ционно- │
│ передачи ему ││ передачей ││ и ││ передачей им ││ правовой │
│ всех прав и ││ всех их прав ││ обязанностей││ части прав и ││ формы │
│ обязанностей ││ и ││ вновь ││ обязанностей ││юридичес- │
│ двух или ││ обязанностей ││ создаваемым ││реорганизуемо-││кого лица │
│ нескольких ││ другому ││обществам ││ го общества ││(п. 5 ст. │
│ обществ с ││ обществу ││ (п. 1 ст. 18││ без прекраще-││58 ГК РФ) │
│ прекращением ││ (п. 1 ст. 17 ││Закона об АО,││ния последнего││ │
│ последних ││Закона об АО, ││ п. 1 ст. 54 ││ (п. 1 ст. 19 ││ │
│ (п. 1 ст. 16 ││ п. 1 ст. 53 ││ Закона об ││ Закона об АО,││ │
│Закона об АО, ││Закона об ООО)││ ООО) ││ п. 1 ст. 55 ││ │
│ п. 1 ст. 52 ││ ││ ││Закона об ООО)││ │
│Закона об ООО)││ ││ ││ ││ │
└──────────────┘└──────────────┘└─────────────┘└──────────────┘└──────────┘
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается:
- реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм - "совмещенная реорганизация";
- реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законом разрешается преобразование юридического лица одной из таких форм в юридическое лицо другой из таких форм - "смешанная реорганизация".
Виды реорганизации юридического лица
Виды реорганизации
Добровольная реорганизация Может быть осуществлена по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (п. 1 ст. 57 ГК РФ) | Принудительная реорганизация Осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда и может быть только в форме выделения или разделения (п. 3 ст. 57 ГК РФ) | |
Цели добровольной реорганизации: - повышение эффективности управления компанией; - приобретение новых активов; - объединение активов для достижения лучших результатов; - секьюритизация активов; - разделение бизнеса | Причины принудительной реорганизации: - нарушение порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на слияние, присоединение (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции); - систематическое осуществление монополистической деятельности хозяйственным обществом, занимающим доминирующее положение (ч. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции) |
Принудительная реорганизация
Принудительная реорганизация проводится на основании решения суда по иску антимонопольных органов в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей приносящую доход деятельность (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции).
Условия принятия судом решения:
- существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
- отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее % общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
- существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации (ч. 1 ст. 38 Закона о защите конкуренции).