Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.
Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки.
Возникновение и движение этой ответственности протекает только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими правомочиями.
Этот вид ответственности включает следующие стадии:
1) обвинение управомоченными государственными органами или должностными лицами определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;
2) исследование обстоятельств дела о правонарушении;
3) принятие решения о применении или неприменении санкции, выбор в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;
4) исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю;
5) своеобразным последствием применения штрафной, карательной санкции является "состояние наказанности" (судимость - в уголовном праве, наличие взыскания - в трудовом и административном), влекущее некоторые правоограничения и более строгую ответственность при рецидиве. К штрафной, карательной ответственности относятся уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.
Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности. Особенность этого вида ответственности в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные права, прекратить противоправное состояние. На этом основаны дополнительные санкции, применяемые к правонарушителю в процессе осуществления этих отношений ответственности (пени, штрафы, другие меры понуждения).
Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют реализацию этого вида ответственности в случае спора (в суде, в арбитраже) или отказа правонарушителя восстанавливать нарушенный правопорядок (исполнительное производство).
В процессе осуществления ответственности могут применяться предусмотренные законодательством принудительные меры, обеспечивающие производство по делу о правонарушении - меры обеспечения доказательств (обыски, выемки и др.) или исполнения решения (опись имущества или его изъятие и др.), а также меры пресечения (отстранение от работы, задержание, содержание под стражей и др.).
Эти принудительные меры носят вспомогательный характер: их применение зависит от тяжести правонарушения, но не содержит его итоговой правовой оценки (их применением не исчерпывается и не решается вопрос об ответственности за правонарушение); при применении санкции они поглощаются назначенным наказанием, взысканием, принудительным исполнением.
Если общественно опасное деяние совершено в состоянии невменяемости или лицо, его совершившее, заболело душевной болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, суд может применить принудительные меры медицинского характера, не являющиеся ответственностью (помещение в психиатрическую больницу общего или специального типа).
В литературе по социологии и этике иногда используется понятие "позитивная ответственность" (ответственность за порученное дело, за результат своих действий, предусмотрительность и т.п.).
Применительно к правовой сфере это понятие встречается в различных значениях. В области публичного права оно может применяться для обозначения компетенции государственных органов или должностных лиц либо их соподчиненности ("ответственность за поддержание общественного порядка", "за подготовку к весеннему севу", "за организацию преддипломной практики студентов" и т.п.). К поведению граждан понятие "правовой позитивной ответственности" вообще неприменимо, так как позитивная ответственность личности имеет этическое либо социальное, но не юридическое содержание.
"Правовой позитивной ответственностью" граждан иногда называют правомерное поведение, соблюдение юридических обязанностей и ненарушение запретов. Такое удвоение терминологии ведет к недоразумениям и софизмам (ответственность за добросовестное исполнение обязанностей приравнивается к ответственности за правонарушение; вопреки закону иногда утверждается, что "все граждане нашей страны несут уголовную ответственность" и т.п.).