Правоприменение, его признаки и стадии. Виды правоприменения. Правоприменительные акты.
Правоприменение - это форма реализации права, имеющая место в случаях, когда сами субъекты не могут реализовать свои права самостоятельно. Такие случаи как:
возникновение спора о праве;
установление фактов, имеющих юридическое значение;
Признаки правоприменения
-является государственной властной деятельностью, а также деятельностью негосударственных органов, наделенных правоприменительной функцией в силу закона.
-осуществляется в рамках конкретных правоотношений;
-осуществляется в установленных государством процессуальных формах;
-сопровождается вынесением индивидуального персонифицированного и казуистичного правоприменительного акта.
Стадии правоприменительного процесса
-установление фактической основы дела - исследование всех существенных юридических фактов;
-установление юридической основы дела - выбор соответствующей нормы права и установление её подлинности (действительности);
-принятие решения по делу;
-оформление правоприменительного акта, в т.ч. в устной форме.
Таким образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применение права имеет следующие признаки:
1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности;
4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:
. по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.
. в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.
. по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные
. в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
. по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные
. по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;
. в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.
Понятие и причины пробелов в праве. Способы их устранения и преодоления. Аналогии.
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.
Причины появления пробелов
Они могут быть объективные и субъективные.
Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.
Примеры. УК РСФСР 1960 г. не устанавливал ответственность за угон воздушного судна, так как Советское государство в то время не знало такого вида преступлений. То же самое можно сказать о компьютерной преступности, которая появилась позже УК 1960 г.
Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.
В некоторых случаях необходимость правового регулирования соответствующих отношений очевидна, но они, тем не менее, остаются неурегулированными. В этом случае отсутствие соответствующей нормы носит название «намеренные пробелы».
Они могут существовать:
§ под влияниемэкономических обстоятельств. Принятие любого закона связано с определенными затратами по его осуществлению. В силу этого «дорогие» законы могут быть отвергнуты;
§ под влияниемполитических факторов. Невозможность достигнуть консенсуса в законодательном органе может отдалить регулирование соответствующих отношений;
§ под влияниемидеологического фактора. Это означает идеологическое неприятие значительной части населения соответствующего явления общественной жизни. Иногда приходится ждать, когда уровень правовой культуры народа позволит урегулировать соответствующие отношения.
При этом законодатель:
§ либо сознательно оставляет вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени,
§ либо отдает его решение на усмотрение практических органов.
Виды пробелов в праве
Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления:первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов.Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.
Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.
По соответствующим источникам права:
§ пробел в позитивном праве — когда нет ни одного источника нрава: ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, в которых бы присутствовала норма права, при помощи которой необходимо решать конкретную жизненную ситуацию, требующую правового регулирования;
§ пробел в нормативных актах — отсутствие норм права в законах и подзаконных актов;
§ пробел в законе — отсутствие норм права в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах.
Отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.
По степени неурегулированности пробел существует в виде:
§ полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации;
§ недостаточного регулирования имеющимися нормами.
Так, ст. 59 Конституции РФ устанавливает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Долгое время данная конституционная норма не работала, поскольку не было специального федерального закона.
По времени появления имеются первоначальные и последующие пробелы в праве:
§ первоначальные (первичные) возникают в момент издания нормативных актов;
§ последующие (вторичные) возникают после их издания в процессе развития общественных отношений.
По степени вины законодателя пробелы могут быть:
§ непростительные — если необходимость в правовом регулировании существовала в момент подготовки и прохождения законопроекта, а законодатель по какой-либо причине ее не заметил;
§ простительные — законодатель не мог по каким-то причинам увидеть и предвидеть потребность в правовом регулировании.