Перспективы развития контрольной деятельности ИФНС

Одной из первостепенных задач, направленных на совершенствование налогового контроля в ИФНС по Советскому району г. Красноярска , является переход к информационным технологиям, которые должны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, несомненно, скажется на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных налоговых проверок.

Стоит отметить, что налоговый контроль выступает как одно из направлений финансового контроля, следовательно, с помощью налогового контроля государство может регулировать отношения в налоговой сфере. Можно сказать, что от реального размера поступления налоговых выплат зависит состояние национальной экономики, обороноспособность, социальное обеспечение и другое, так как основную часть бюджета государства составляют налоговые поступления.

Так же необходимо иметь в виду, что задачей социально-экономической политики страны является устройство действенной системы контроля за уплатой налоговых поступлений в бюджет. Любое государство стремится организовать налоговый контроль так, что бы он был нацелен не на выявление налоговых правонарушений, а, наоборот, на их предупреждение и устранение.

Так же одним из главных путей совершенствования налогового контроля, который позволит сделать его максимально прозрачным и открытым для налогоплательщиков, должно стать активное использование средств вычислительной техники, компьютерных программ обработки данных по налогоплательщикам. Компьютеризация налогового процесса даст возможность для создания большого диапазона налогоплательщиков с целью их контроля и учета и расширения поля образовательной и разъяснительной работы по вопросам, касающихся налогообложения.

На этапе совершенствования информатизации, налоговая служба предлагает широкий спектр интернет-услуг, которые позволили налогоплательщикам через интернет-сайт Федеральной налоговой службы узнавать необходимую информацию, касающуюся всего, что связано с налоговым законодательством, образцами и формами документов, предоставляемых в налоговую службу, получение разъяснений по интересующим их вопросам и получение ответов, относящихся к различным сферам законодательства о налогах.

Среди посетителей сайта, наибольшей популярностью пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».

Выполняются работы по усовершенствованию услуги пользования «Личным кабинетом налогоплательщика», в котором любое физическое или юридическое лицо после авторизации сможет получить в полном объеме необходимую информацию о налогооблагаемой имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так же оплатить налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.

Важно отметить, что для того, что бы были благополучно проведены работы по администрированию налогов, обеспечены поступления в бюджет и проведены проверки, которые бы обеспечивали результат, ФНС России приходится обрабатывать колоссальный массивов информации.

Осуществление работы по переработке постоянно возрастающего объема информации, а также формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России, достигается за счет использования современных программных обеспечений, таких как:

- автоматизированная информационная система «Налог»;

- электронная обработка данных;

- система "Контур-Экстерн";

- программный комплекс "Такском-Спринтер".

В настоящее время основной перспективной программой для территориальных инспекций является система электронной обработки данных (ЭОД).

Так, для решения различных задач, которые заслуживают внимания налоговых органов в процессе планирования выездного налогового контроля, используются различные режимы системы ЭОД.

Система ЭОД построена в соответствии со следующими направлениями:

- создание исходного перечня налогоплательщиков по различным категориям отбора с целью включения их в план проведения выездных налоговых проверок;

- формулирование расчетных значений экспертных оценок, определяющих вероятность выявления у предоставленного объекта налоговых нарушений;

- контроль логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, важными для исчисления налоговой базы. [2]

Для обеспечения информационной базы местного уровня, а также доступа к ней в качестве пользователей всем подразделениям налогового органа, необходимы сведения о налогоплательщиках, налоговых начислениях и платежах, которые находятся в системе ЭОД.

Переход на ЭОД дает возможность разработать всеобъемлющее хранилище информации по всем направлениям деятельности налоговой инспекции местного уровня.

Информация, поступающая от налогоплательщиков и от внешних организаций постоянно обновляется.

Для того, что бы информация, находящаяся в базе данных, всегда была актуальной, для внесения поправок и комплектации документов, предназначенных для печати и последующей рассылки плательщикам, в системе ЭОД применяются специальные программы – технологические процессы, отличительной чертой которых является обязательность и периодичность их выполнения, а также осуществление пакетной обработки данных.

В современных условиях создание прочной базы для оперативного, перспективного анализа, а так же для прогноза функционирования по любым направлениям деятельности местной инспекции, для определения не только отдельных фактов, но и для прогноза тенденции, необходимо наличие информации, изложенной выше.

Для улучшения собираемости налогов и платежей, используется широкое повсеместное введение безбумажной информационной технологии при содействии с налогоплательщиками и другими ведомствами.

Эта цель реализуется за счет того, что деятельность сотрудников территориальных органов будет сосредоточена на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют личных встреч с налогоплательщиками, а так же за счет повышения качества камеральных и выездных налоговых проверок.

Если говорить о надежности и бесперебойной работе данной системы, то, безусловно, высокая степень информатизации предполагает высокую точность работы системы ЭОД, так как от нее полностью функционально зависят все подразделения инспекции (остановка эксплуатации системы ЭОД фактически парализует деятельность всех подразделений).

Такой подход нарушает традиционное ранжирование подразделений налогового органа по степени своей функциональной важности. Высокий уровень защиты система ЭОД, в сущности, ставит подразделения ввода данных, эксплуатации системы, администрирования системы и сети, системного и технического обеспечения к основным функциональным службам налогового органа.

Повышение эффективности работы организации подразделения ввода данных будет достигаться за счет постоянного информационного потока в систему ЭОД и максимальной актуальности информации в базе данных.

Не менее важно организовать эффективную работу в подразделении эксплуатации системы, поскольку оно полностью отвечает за эксплуатацию задач системы ЭОД и обучение ее пользователей, а также в подразделениях, выполняющих функции администрирования системы и сети, работа которых гарантирует надежность эксплуатации системы ЭОД.

Несомненно, что достоинством данной системы ЭОД, ввиду большого объема и разнообразия вводимой информации, является получение необходимой выборки, отчетности в ускоренные сроки.

Несмотря на то, что на сегодняшний день, уровень информатизации налоговых органов находится на достаточно высоком уровне, степень применения информационных технологий в процессе осуществления налогового контроля все же недостаточно высока, так как в полной мере автоматизированы лишь камеральные проверки, процедура же планирования и сопровождения выездного налогового контроля фактически не автоматизирована.

Так же отчетность, поступающая по телекоммуникационным каналом связи организациями и индивидуальными предпринимателями организована не слишком упорядочено.

Это существенно усложняет работу проверяющих, требует отвлечения работников на дополнительный ввод информации, приводит к ошибкам, а иногда и потере данных.

Для того, что бы сократить количество ошибок, упростить и качественно улучшить работу самих налоговых органов, необходимо использование и совершенствование информационных технологий.

Целенаправленное и постепенное внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход налогоплательщиков на предоставление информации в налоговые органы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что даст возможность построить эффективную информационную модель налогового администрирования, определять для каждого налогоплательщика объем информации, необходимой для контроля за соблюдением им налогового законодательства. [4]

В соответствии с вышеизложенным, можно выделить следующие приоритетные направления по совершенствованию налогового контроля и повышению эффективности степени внедрения информационных технологий в налоговый контроль:

1) взаимосвязь мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов.

2) Присутствие квалифицированного кадрового состава, постоянное переобучение сотрудников налоговых инспекций новым методам работы в компьютеризированной среде, а также разработка специальной программы по работе с налогоплательщиками, включающая в себя организацию консультаций, проведение семинаров и др., будет способствовать увеличению сдачи в налоговые органы документов в электронном виде.

Как правило, налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена, помимо контроля, на оказание услуг налогоплательщикам, т. е. помогать исчислять и уплачивать налоги, а затем уже заниматься недисциплинированными налогоплательщиками.

Таким образом, сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками должны тщательно отбираться, так как они обязаны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными работниками.

3) необходимость улучшения программного обеспечения процедуры самой камеральной проверки и дальнейшего выбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Данное направление вместе с теми программно-информационными комплексами, которые будут использованы налоговыми органами, позволят проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и на основе полученных данных формировать список налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных налоговых проверок.

4) применение перспективных автоматизированных способов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Этот метод будет способствовать рационализации и повышению результативности производительности налоговых органов, что непосредственно повлияет на сбор налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

В работе был проведен анализ контрольной деятельности ИФНС по Советскому району г.Красноярска.

ИФНС по Советскому району г. Красноярска является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ИФНС по Советскому району г. Красноярска находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Детальный анализ показателей эффективности организации и проведения налоговых проверок ИФНС по Советскому району г. Красноярска свидетельствует в целом об улучшении ситуации по данному виду контрольной работы. Так, в 2016 году произошло увеличение процента результативности проверок с 15 до 19%, а также прослеживается весьма положительная тенденция в увеличении суммы доначислений на одну результативную проверку, которая в 2016 году составила 82,26 тыс. руб. против 52,24 тыс. руб. в 2015 году.

Резкое снижение удельного веса взысканных платежей в общей сумме доначисленных также по нашему мнению свидетельствует о положительных тенденциях, которые связаны, прежде всего, с повышением правовой культуры налогоплательщиков, а также с проводимой Инспекцией эффективной разъяснительной и консультативной работы на подведомственной ей территории.

Однако, в контрольной работе ИФНС по Советскому району г. Красноярска возможно проследить и ряд недостатков, среди которых большинство связано именно с проведением выездных налоговых проверок:

- налицо слабо отработанная процедура осуществления аналитической работы на этапе предпроверочного анализа, о чем свидетельствует нестабильные тенденции в количестве проведенных за период 2015-2016гг. выездных и камеральных налоговых проверок, а также рост числа выездных налоговых проверок, проведенных Инспекцией в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Дополнительным фактом служит и достаточно слабая организация выездных налоговых проверок, о чем нам говорят невысокие проценты результативности данных проверок с небольшой положительной динамикой в рассматриваемом периоде. О слабой организации процесса выездных налоговых проверок говорит нам и показатель доначисленных платежей по результатам их проведения, а точнее его снижение на 68% в 2016 году по сравнению с 2015 годом;

-недостаточная автоматизация процедуры организации и сопровождения выездных налоговых проверок. В этой связи, сформулированные направления повышения эффективности контрольной работы налоговых органов, должны касаться, главным образом, совершенствования организации и проведения налоговых проверок.

В соответствии с вышеизложенным, можно выделить следующие приоритетные направления по совершенствованию налогового контроля и повышению эффективности степени внедрения информационных технологий в налоговый контроль:

4) взаимосвязь мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов.

5) Присутствие квалифицированного кадрового состава, постоянное переобучение сотрудников налоговых инспекций новым методам работы в компьютеризированной среде, а также разработка специальной программы по работе с налогоплательщиками, включающая в себя организацию консультаций, проведение семинаров и др., будет способствовать увеличению сдачи в налоговые органы документов в электронном виде.

Как правило, налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена, помимо контроля, на оказание услуг налогоплательщикам, т. е. помогать исчислять и уплачивать налоги, а затем уже заниматься недисциплинированными налогоплательщиками.

Таким образом, сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками должны тщательно отбираться, так как они обязаны быть не только профессионалами, но и коммуникабельными, доброжелательными работниками.

6) необходимость улучшения программного обеспечения процедуры самой камеральной проверки и дальнейшего выбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Данное направление вместе с теми программно-информационными комплексами, которые будут использованы налоговыми органами, позволят проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и на основе полученных данных формировать список налогоплательщиков, подлежащих проведению выездных налоговых проверок.

4) применение перспективных автоматизированных способов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок. Этот метод будет способствовать рационализации и повышению результативности производительности налоговых органов, что непосредственно повлияет на сбор налогов, сокращение размеров потерь бюджета, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей.

Таким образом, применяя данные меры в совокупности, будут достигнуты те задачи и цели, которые стоят перед налоговыми органами по достижению совершенствования налогового контроля в условиях информатизации и компьютеризации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям / под ред. Г. Ю. Касьяновой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : АБАК, 2011. – 784 с

2. Бодрова, Т.В. Налоговый учет и отчетность: Учебное пособие / Т.В. Бодрова. - М.: Дашков и К, 2013. - 472 c.

3. Акчурина, Е.В. Налоговая проверка и ее последствия / Е.В. Акчурина. - М.: Экзамен, 2015. - 144 c.

4.Актуальные проблемы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации в условиях административной реформы. Монография / Садовская Т.Д. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. 164 c.

5. Бакина, С.И. Налоговые декларации: заполняем правильно / С.И. Бакина. - М.: Бератор, 2016. - 240 c

6.Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации // Юстицинформ, 2011.

7.Беспалов М. В. Анализ основных приоритетов российской налоговой политики в современных экономических условиях // Налоги. – 2011. – № 1. – С. 28–32.

8.Букланова А.А. Современные проблемы определения понятия "налоговый контроль" // Преемственность и новации в юридической науке. Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей (17 апреля 2013 г.). Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2013, Вып. 4. С. 151-155

9.Бурнышева Л.В. Формы и методы налогового контроля // Международные юридические чтения: материалы ежегодной научно-практической конференции (Омск, 22 мая 2012г.). Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т, 2012, Ч. II. С. 15-19

10.Варданян А.О. Налоговые проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Государство и право: теория и практика: Сборник научных трудов (Материалы научно-практической конференции: "Проблемы юридической науки и образования в современной России" 5 ноября 2011 года. Часть 2. С.-Пб.: Лема, 2012, Вып. 6. С. 192-195

11.Гиниятуллин Ф.К. Особенности легального и доктринального понятия "налоговый контроль" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013, № 38 (214) Вып. 24. С. 85-90

12.Гончарова Ю.В. Налоговый контроль основной элемент налогового администрирования // Юридическая наука и методология преподавания юридических дисциплин в условиях реформирования системы высшего образования: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: РИНХ, 2013. С. 316-320

13.Гончарова Ю.В. Налоговый контроль основной элемент налогового администрирования // Юридический вестник РГЭУ. Ростов-на-Дону: РГЭУ "Ринх", 2012, № 1 (49). С. 31-38

14.Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами, при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. М.: Nota Bene, 2014, № 8. С. 72-78

15.Космынина Е. Камеральная налоговая проверка // Налоговый вестник. 2012, № 4.

16.Пономарев О.В., Федорова Т.Н. Камеральная и выездная проверка как ступени налогового контроля // Закон и порядок: Материалы I Международной научно-практической конференции (31 января 2011 г.): Сборник научных трудов. М.: Спутник+, 2011. С. 101-107

17.Рожок А.Б., Щепотьев А.В. Органы налогового контроля // Право и экономика. М.: Юстицинформ, 2011, № 2. С. 35-43

18.Сидорович Ю.С. Проблемы применения неопределенных норм налогового законодательства при проведении налогового контроля // Модернизация правовой системы России: проблемы теории и практики: Муромцевские чтения: Материалы XI Международной научной конференции. Москва, 14 апреля 2011 г.. М.: РГГУ, 2011. С. 413-418

19.Налоги и налоговая система Российской Федерации : учеб­ник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 541 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

20.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пан­сков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 319 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.

21.Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для прикладного бакалав­риата / В. Г. Пансков. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 382 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.

22.Степанченко О.В. Принципы налогового контроля как формы правоохранительной деятельности // Очерки новейшей камералистики. Краснодар: ГУК КК "Кубанькино", 2011, № 1. С. 67-71

23.Щепотьев А. В., Рожок А. Б. Органы налогового контроля // Право и экономика. – 2011. – № 2. – С. 35–43.

24. Хашева З.М., Серпков Ю.В. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России / З.М. Хашева, Ю.Ы. Серпков / Научный вестник Южного института менеджмента. 2014. № 1. С.86–91.

25.Челпанова М. М. Перспективы и пути совершенствования налогового контроля в Российской Федерации [Текст] / М. М. Челпанова // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 37–39.

Наши рекомендации