Классификация форм государственного устройства

Второй элемент формы государства — формы государственного устройства — характеризует территориальную ор­ганизацию государства.

Общая теория права выделает три формы территориального устройства государства: унитарную, федеративную и конфедера­тивную.

Унитарное государство — это государство, на территории кото­рого действует единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территори­альных единиц, которые не обладают политической самостоя­тельностью.

Признаки унитарного государства:1) политическое и территориальное единство государства; 2) единое гражданство; 3) единые законодательная, исполнительная и судебная системы; 4) центра­лизация государственной власти;5) контроль за деятельностью административно-территориальных единиц.

В зависимости от вида контроля различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованном унитарном государстве за органами самоуправления регионов осуществляется прямой кон­троль назначением из центра чиновников. Во втором случае за ме­стными органами осуществляется косвенный контроль и тем са­мый с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Федеративное государство — это сложное государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеративные и республиканские органы власти.

Федерация — это сложное государство, для которого характерны следующие признаки: 1) два уровня государственного аппарата — федеральные органы государственной власти и управления субъектов федерации; 2) две системы законодательства — федеральная икаждого субъекта федерации, 3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федерации; 4) две системы налогов — федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; 5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; 6) "двойное гражданство", то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации.

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и на­циональные (Россия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориаль­но-экономические признаки.

В национальных федерациях основой деления территории слу­жит субъективный фактор —национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы го­сударственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образованных для совместного решения политических, экономиче­ских и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет еди­ных законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства.

Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедера­ции может производиться на основе одностороннего волеизъяв­ления. Со временем конфедерация превращается в федерацию (Швейцарский союз, Германский союз, США), либо распадается (Австро-Венгрия, ОАР).

Разновидностями конфедерации являются межгосударствен­ные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы — это классические конфедера­ции, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать само­стоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества государств — это переходные формы государствен­ных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры (например, Европейское сообщество). Как правило, сообщества имеют надгосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является прежде всего поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Коалиции- политические и военные союзы двух и более го­сударств, созданных для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Основы права

Понятие права

Право представляет собой определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства.

Основные характеристики права:

1. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.

2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки.

3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть.

4. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.

Право — это воля большинства народа как результат сочетания индивидуальных, коллективных и общих интересов, выраженная в нормах права, содержащихся в письменных актах и являющихся общеобязательными, поддерживаемыми государством правилами поведения и деятельности юридических и физических лиц.

Наши рекомендации