Задачи и функции органов внутренних дел
Задачи органов внутренних дел представляют собой своеобразный социальный заказ общества, в котором выражаются основные ожидания населения России. Перечень и формулировки задач органов внутренних дел постоянно меняются в связи с перманентным процессом реорганизации структуры этих органов в целях ее оптимизации.
Наметилась некоторая тенденция концентрации в МВД России так называемых «полицейских» задач государства, а структурные единицы, в меньшей степени относящиеся к таковым, передаются в иные федеральные органы исполнительной власти. Так, в 90-е годы прошедшего века из МВД были выведены Фельдъегерская служба, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. В начале нынешнего века – Государственная противопожарная служба.
Но имеют место и выведение из органов внутренних дел и образование самостоятельных полицейских структур, как например Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (ГКНП) при МВД России (ранее УБНОН СКМ) преобразован в самостоятельное ведомство – Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Одновременно самостоятельные федеральные органы исполнительной власти – Федеральная миграционная служба и Федеральная служба налоговой полиции (ФМС России и ФСНП России) преобразованы в службы в составе МВД России – ФМС России и департамент экономической безопасности.
И этот процесс постоянен: можно вспомнить, как в 1895 году тюремная система передавалась из МВД в министерство юстиции, в 1934 в НКВД создавались органы ЗАГСа; в 1936 – из «гражданского» ведомства Цудортранса СНК СССР в НКВД переданы Главное управление шоссейных дорог и Госавтоинспекция; а в 1938 году в НКВД ликвидируется Главное управление мер и весов. В дальнейшем в органах внутренних дел создавались принципиально новые службы – в 1937 г. в составе милиции (ГУРКМ) подразделения БХСС; в 1948 – следственные аппараты МВД – УВД.
Все это не могло не сказаться на структуре и содержании задач органов внутренних дел и, в соответствии с ними, обусловливало появление принципиально новых функций.
Обновление законодательства и проводимая в настоящее время в стране административная реформа также вносят коррективы в задачи и функции ОВД. Так, в связи с принятием и обновлением законодательства России о гражданстве, о статусе иностранных граждан на ОВД возложены задачи, связанные с его применением и решением вопроса о гражданстве. Законодательство о частной детективной и охранной деятельности повлекло возникновение новых задач и функций. В этом же ключе можно говорить о Федеральном законе «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.).
Задачи органов внутренних дел сформулированы в целом ряде нормативных актов, среди которых Закон РФ «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, и приказ МВД России № 730 от 15 сентября 2003 г., утвердивший Типовое положение о министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.
Основными задачами министерства внутренних дел являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
5) обеспечение охраны общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел организация их деятельности.
Для реализации указанных задач органы внутренних дел в лице МВД России наделены рядом полномочий. К их числу следует отнести группу так называемых «внешних», реализация которых как раз и обусловлена спецификой решаемых задач:
МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
– оперативно-разыскную деятельность;
– производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
– экспертно-криминалистическую деятельность;
– розыск лиц и похищенного имущества;
– контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
– выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
– лицензирование отдельных видов деятельности;
– выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
– контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;
– участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;
– организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
– разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;
– обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение государственной дактилоскопической регистрации;
– участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– участвует в организации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместные действия с Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны Российской Федерации;
– обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнении мероприятий гражданской обороны;
– участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;
– организует специальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений – в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Функции, направленные на обеспечение общественного порядка, связаны с непосредственной охраной правопорядка или его защитой от противоправных посягательств, как правило, в общественных местах. Для осуществления этих функций в органах внутренних дел созданы структурные подразделения милиции, и в первую очередь милиция общественной безопасности.
Функции по обеспечению общественной безопасности связаны с контролем за соблюдением правил и норм безопасного поведения в сфере обращения предметов повышенной опасности и функционирования объектов, где находятся подобные предметы (безопасность дорожного движения, пожарная безопасность, безопасность в сфере законного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств и психотропных веществ). Нарушение данных правил может создать реальную опасность жизни и здоровью людей, имуществу, чревато различными авариями и иными опасными чрезвычайными ситуациями.
Функции по борьбе с преступностью заключаются в предотвращении пресечении, раскрытии и расследовании противоправных преступных деяний. Термин «борьба» в отношении преступности представляется не совсем удачным, поскольку борьба предполагает цель – победу. Преступность же как негативное социальное явление полностью неискоренима, как и все иные пороки человека и общества. Сейчас чаще применяются термины «противодействие» или «контроль», целью которых является сдерживание преступности, поддержание ее на терпимом обществом уровне – для начала хотя бы недопущение роста, а в идеале – планомерное его снижение. К этой же группе функций следует отнести и предупреждение, пресечение и расследование административных правонарушений, являющихся в принципе такими же правонарушениями в тех же сферах общественных отношений.
Иные внешние функции органов внутренних дел в чем-то являются производными трех первых вышеуказанных групп функций и, в конечном счете, также направлены на цели поддержания должного правопорядка и контроля над преступностью. К ним следует отнести:
– осуществление приема граждан в органах внутренних дел, регистрация и рассмотрение обращений граждан в пределах своей компетенции;
– осуществление регистрационной и экзаменационной деятельности в сфере безопасности дорожного движения;
– осуществление экспертно-криминалистической деятельности; проведение экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также научно-технических исследований по материалам оперативно-разыскной деятельности;
– содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, их охрану и конвоирование;
– содержание в специальных приемниках лиц, арестованных в административном порядке; обеспечивает участие органов внутренних дел в исполнении иных видов административных наказаний в случаях, установленных федеральным законом;
– охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества;
– регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах субъекта Федерации, а также контроль за соблюдением правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, государственная дактилоскопическая регистрация;
– оформление иностранным гражданам и лицам без гражданства документов на въезд, пребывание и проживание в Российской Федерации, контроль за соблюдением ими правил пребывания и проживания в Российской Федерации, их административное выдворение либо депортацию;
– исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в реализации установленного порядка предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
– осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
– разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционного контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
– оформление и выдача документов о реабилитации жертв политических репрессий;
– государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, их близких, а также обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;
– осуществление неотложных мер по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, по охране имущества, оставшегося без присмотра, при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в районах проведения карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях, а также в зонах проведения контртеррористических операций;
– оказание содействия в пределах компетенции государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям по проведению референдума, должностным лицам органов государственной власти, депутатам представительных (законодательных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам в депутаты или на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления в осуществлении их полномочий;
– реализация в пределах полномочий положений международных договоров Российской Федерации, международных соглашений МВД России в области деятельности органов внутренних дел;
– ведение оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных учетов. Сбор, обработка и хранение информации для нужд правоохранительных органов.
Кроме внешний функций, органы внутренних дел осуществляют ряд внутриорганизационных, или обеспечивающих (обеспечительных) функций, направленных на организацию и нормальное функционирование всей системы. К ним относятся:
– функции руководства вышестоящими органами нижестоящих, руководителями служб и подразделений подчиненных сотрудников;
– штабные функции, связанные с анализом, планированием, научным прогнозированием деятельности органов внутренних дел, обеспечением мобилизационной готовности, инспектированием подчиненных подразделений, информационным обеспечением, научно-исследовательской работой и т. п;
– функции обеспечения делопроизводства и обеспечения режима секретности в органах внутренних дел;
– нормотворческая деятельность;
– кадровые функции, связанные с отбором кандидатов, приемом на службу, профессиональной подготовкой и обучением и воспитанием кадров, ведением личных дел сотрудников при прохождении службы, перемещением по службе, присвоением специальных званий, увольнением из органов внутренних дел, социальной защитой сотрудников;
– функции материально-технического обеспечения, связанные с обеспечением финансирования, хозяйственного, материально-технического и военного снабжения, капитального строительства, медицинского обслуживания сотрудников;
– функция обеспечения собственной безопасности – защита сотрудников от опасных противоправных посягательств, а также выявление среди сотрудников недопустимых форм поведения, в том числе и преступных деяний. Данная функция осуществляется по согласованию с ФСБ России.
Для реализации обеспечительных функций органы внутренних дел наделены следующими полномочиями:
– формирование на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности;
– разработка и осуществление мер по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;
– разработка и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготовка других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;
– на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельное принятие нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
– определение основных направлений деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководство их деятельностью;
– обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разработка на этой основе мер по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России;
– участие в формировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
– подготовка по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
– организация и осуществление в установленном порядке защиту в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;
– участие в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;
– обеспечение проведения федеральных государственных статистических наблюдений в установленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистической методологией;
– организация кадрового обеспечения системы МВД России, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров; разработка и реализация мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России; участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России;
– разработка и осуществление профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
– обеспечение в системе МВД России собственной безопасности и защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственной безопасности в ФМС России, участие в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;
– организация централизованного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счет федерального бюджета; разработка и реализация мер по укреплению и развитию материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск; участие в организации и развитии материально-технической базы ФМС России;
– обеспечение проведения конкурсов и заключения государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;
– обеспечение внедрения достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;
– осуществление информационно-правового обеспечения органов внутренних дел, внутренних войск и ФМС России, ведение баз данных правовой информации в установленной сфере деятельности;
– представление в установленном порядке в Минфин России предложений по формированию федерального бюджета и финансированию ФМС России;
– обеспечение взаимодействия органов внутренних дел и внутренних войск с территориальными органами ФМС России;
– организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
– организация работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;
– осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него функций;
– организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МВД России, а также контроль и координация деятельности ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации;
– осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.