Виды административной деятельности органов внутренних дел
В начале следует уяснить, что под видами административной деятельности милиции понимаются ее составные части, различающиеся между собой по конкретным задачам, характеру охраняемых общественных отношений, специфике правового регулирования, осуществляемые специально созданными структурными подразделениями органов внутренних дел.
Уже из определения понятия административной деятельности органов внутренних дел (милиции) видно, что прежде всего данная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.
В процессе осуществления внутриорганизационной административной деятельности милиции определяются структура конкретных службы или подразделения, расстановка, а также порядок отбора кадров, принимаются управленческие решения, происходит планирование работы, осуществляется контроль и проверка исполнения, изучается, обобщается, распространяется и внедряется положительный опыт работы. К внутриорганизационной деятельности милиции относится поощрение сотрудников, использование дисциплинарной практики, аттестование и т. д.
Можно видеть, что внутриорганизационная административная деятельность состоит в организации работы не только административных, но и оперативно-разыскных аппаратов органов внутренних дел, а также дознания, предварительного следствия, других служб и подразделений органов внутренних дел.
Внутриорганизационная административная деятельность милиции носит вспомогательный по отношению к внешней характер. Она призвана обеспечить ее достаточную эффективность.
Внешняя административная деятельность милиции выражается, прежде всего, в повседневном направлении поведения людей в рамки, предписанные правовыми нормами. В наиболее широком объеме внешнюю административную деятельность осуществляют подразделения обеспечения общественного порядка и Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Именно для них в наибольшей мере характерно наличие и применение государственно-властных полномочий административного характера.
Внешняя административная деятельность может быть подразделена на следующие виды:
1. Охрана правопорядка в общественных местах (охрана общественного порядка или, согласно старой терминологии, наружная служба милиции).
2. Административно-правовая профилактика правонарушений (борьба с пьянством, включая деятельность медицинских вытрезвителей; предупреждение правонарушений несовершеннолетних и др.).
3. Охрана собственности на основе договоров.
4. Обеспечение безопасности дорожного движения.
5. Осуществление паспортно-регистрационной системы.
6. Осуществление паспортно-визовой системы.
7. Контроль за соблюдением правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
8. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации.
9. Осуществление лицензионно-разрешительной работы.
10. Охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Все названные составные части административной деятельности, составляющие предмет изучения дисциплины и рассматриваемые в ее особенной части, отличаются друг от друга конкретными задачами, характером охраняемых общественных отношений, спецификой правового регулирования, обособленными структурами органов внутренних дел. В то же время в реализации практически каждого из перечисленных видов участвуют такие «универсальные» службы органов внутренних дел, как служба участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовая, служба дежурных частей органов внутренних дел.
§ 4. Соотношение административной деятельности
органов внутренних дел с уголовно-процессуальной
и оперативно-разыскной деятельностью
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности» указанная деятельность осуществляется гласно и негласно (что является ее наиболее характерной чертой) путем проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также при конфиденциальном содействии граждан в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Главное назначение оперативно-разыскной деятельности состоит в том, чтобы преимущественно негласными методами обнаружить и собрать предметы и документы, несущие сведения о преступлении, найти лиц, могущих сообщить эти сведения.
Уголовно-процессуальная деятельность милиции – это деятельность органов дознания, осуществляемая в надлежащем процессуальном порядке для защиты граждан, общества от общественно опасных деяний путем проверки сведений о преступлениях, расследования уголовных дел.
Оперативно-разыскная деятельность предшествует уголовно-процессуальной, как бы сопровождает ее и имеет важное значение для обеспечения процессуальных действий. Она носит вспомогательный характер и играет обслуживающую роль по отношению к уголовному процессу. Согласованное применение оперативно-разыскной деятельности милиции и процессуальных действий позволяет успешно раскрывать преступления.
Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-разыскной деятельности сотрудники ОВД могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; а охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными подразделениями милиции.
Административная деятельность милиции, так же как и оперативно-разыскная, часто предшествует уголовно-процессуальной, материалы административного производства выступают в качестве источников доказательств по уголовному делу, а сотрудники милиции, осуществляющие административную деятельность, являются свидетелями.
РАЗДЕЛ II
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Глава 4. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И СИСТЕМА
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ