Место и время проведения переговоров

Нередко представительские расходы организации привлекают внимание налоговых органов из-за места проведения соответствующих мероприятий. Это связано со следующим. С одной стороны, в Налоговом кодексе РФ закреплено, что место проведения представительских мероприятий значения не имеет. Но в то же время предусмотрено ограничение, согласно которому расходы на организацию развлечений и отдыха не являются представительскими.

Арбитражные суды в спорах подобного рода нередко встают на сторону налогоплательщиков.

Суть одного из таких дел, которое было рассмотрено ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2005, 05.09.2005 N КА-А40/8426-05, заключается в следующем. Организация включила в состав представительских расходов стоимость посещения представителями организаций-партнеров ресторанов, кафе, пивных баров. Проведение приемов в ресторанах, кафе и т.д. налогоплательщик объяснял отсутствием реальной возможности проводить официальные мероприятия в занимаемом обществом помещении.

Налоговый орган посчитал, что такие расходы не должны учитываться при исчислении налога на прибыль.

Однако арбитражный суд пришел к выводу о том, что данные расходы являются представительскими. Они признаны в пределах нормативов, предусмотрены сметой и подтверждены соответствующими первичными документами. В решении, принятом в пользу организации, суд особо подчеркнул, что налоговый орган не представил доказательств того, что спорные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха.

А вот еще один интересный спор, который был разрешен арбитражным судом. По мнению налогового органа, организация неправомерно учла в составе представительских расходов затраты по организации поездки представителей контрагента к месту проведения переговоров - на остров Соловки.

Налоговый орган полагал, что остров Соловки - это место туризма, поэтому соответствующие транспортные расходы относятся к расходам на организацию развлечений и отдыха и в целях налогообложения не учитываются.

Однако суд установил, что переговоры были проведены в рабочие дни и по их результатам заключен договор поставки. Доказательств того, что спорные расходы связаны с организацией развлечений и отдыха, налоговый орган не представил. Учитывая эти обстоятельства, а также заявление организации об отсутствии у нее помещений, пригодных для приема делегаций потенциальных контрагентов, ведения переговоров и заключения сделок, которое не было опровергнуто налоговым органом, суд принял решение в пользу налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2004 N А05-14160/03-13).

Организация может арендовать помещение для проведения деловой встречи. В этом случае арендная плата также относится к представительским расходам (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2008 N А13-7506/2006-28).

Представительскими расходами арбитражные суды признают и такие затраты, связанные с официальным приемом деловых партнеров, которые понесены во время командировок сотрудников организации (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 27.08.2009 N А48-2871/08-18). В Письмах от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 16.11.2009 N 03-03-06/1/759 такое же мнение высказали и чиновники Минфина России.

Тем не менее иногда арбитражные суды принимают решения и в пользу налоговых органов. Вот один из таких примеров. Для проведения переговоров с контрагентами организация арендовала банкетный зал, в котором находились боулинговые дорожки. Одним из условий аренды данного банкетного зала являлась аренда боулинговых дорожек. Плату за аренду боулинговых дорожек организация включила в состав представительских расходов. Несмотря на утверждение налогоплательщика о том, что спорные затраты организация понесла вынужденно, арбитражный суд согласился с доводами налоговой инспекции о том, что расходы по аренде боулинговых дорожек относятся к расходам на организацию развлечений и поэтому не являются представительскими расходами (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2005 N А56-3124/2005).

Относительно времени проведения представительского мероприятия отметим следующее.

На наш взгляд, такое время не обязательно должно быть рабочим. Ведь каких-либо ограничений по этому поводу НК РФ не устанавливает. А это значит, что при соблюдении прочих условий понятию официального приема соответствует и ужин, который организован для представителей других организаций во внерабочее время (по этому поводу см. также Письмо УФНС России по г. Москве от 23.12.2005 N 20-12/95338).

РАСХОДЫ НА ОФОРМЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, СУВЕНИРЫ И СПИРТНЫЕ НАПИТКИ

Зачастую организации, которые устраивают официальный прием, несут расходы по оформлению помещений для проведения встречи, вручают прибывшим гостям сувениры или подарки. Однако не всегда такие затраты налоговики считают обоснованными.

Так, по мнению налоговых органов, расходы на приобретение цветов с целью оформления помещений организации для проведения официального приема не являются экономически оправданными и не учитываются для целей налогообложения прибыли (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 22.01.2004 N 26-08/4777).

У арбитражных судов нет единого подхода по данному вопросу. Так, некоторые арбитры считают, что перечень представительских расходов не является закрытым, поэтому затраты на покупку букетов и цветочных композиций можно учесть в расходах. По мнению других судей, такие расходы являются необоснованными и в целях налога на прибыль учитываться не должны.

Отметим также, что имеются решения, которые признают правомерным отнести к представительским расходам затраты на приобретение цветов для представителей других организаций.

Минфин России в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176 пришел к выводу, что затраты на оформление зала не относятся к представительским расходам. Но при этом финансовое ведомство не указало, что такие затраты нельзя принять в уменьшение прибыли. Поэтому полагаем, что затраты на оформление зала все же можно учесть при условии их экономической оправданности и документального подтверждения. Ведь перечень внереализационных расходов носит открытый характер (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), а в ст. 270 НК РФ эти расходы не поименованы.

В ходе переговоров их участники могут обмениваться различными сувенирами, на которые нанесена символика организации (ручками, блокнотами, календарями, зажигалками и т.д.). Как разъяснено в Письмах МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, стоимость такой продукции в силу определенности круга лиц, ее получающих, не может быть признана в качестве рекламных расходов. Но при этом соответствующую сумму можно учесть в составе представительских расходов. А вот включить подобные затраты в представительские расходы, по мнению Минфина России, нельзя, поскольку они не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Отдельно остановимся на приобретении спиртных напитков при проведении переговоров. Минфин России считает, что такие затраты включаются в состав представительских расходов (Письма от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).

Ранее контролирующие органы дополнительно указывали, что расходы на спиртные напитки учитываются, если они произведены в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота (Письма Минфина России от 09.06.2004 N 03-02-05/1/49, от 19.11.2004 N 03-03-01-04/2/30, УМНС России по г. Москве от 27.09.2004 N 26-12/62972).

Поддерживают налогоплательщиков и арбитражные суды.

Наши рекомендации