Элементы налогообложения,являющиеся обязательными

Значениеобязательных (существенных) элементов нало­гообложениязаключается в том, что отсутствие или не прописание в тексте законодательного акта хотя бы одного из них приводит в негодность всю юридическую конструкцию нало­га. Соответственно обязанность по его уплате в этом случае не считается установленной и не подлежит исполнению.

С учетом этого к обязательным элементам следует отне­сти: субъект налога, объект налогообложения, налоговую ба­зу, масштаб налога, налоговый период, налоговую ставку, по­рядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налога (налогоплательщик) — это лицо, на ко­торое в соответствии с актом законодательства возложена обязанность по уплате налога. Среди субъектов налогов, в первую очередь выделяются такие категории, как физические лица и организации. В свою очередь среди них обособляются субъекты малого предпринимательства — соответственно ин­дивидуальные предприниматели, малые предприятия и дру­гие категории налогоплательщиков.

От налогоплательщиков следует отличатьносителей на­логов. К последим относятся лица, которые фактически воз­мещают субъекту налога внесенные им в бюджет денежные средства в результате процесса переложения налога. Так, по­требитель, приобретая подакцизную продукцию, фактически возмещает её производителю сумму уплаченного им акциза.

11 Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога и сбора. Назовите момент возникновения обязанности по уплате налога в зависимости от обстоятельства, порождающего возникновения такой обязанности.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных в законодательстве о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сборов с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, которые предусматривают уплату данного налога или сбора.

Основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора можно разделить на следующие группы:

- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков;

- со смертью физического лица ‑ налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ;

- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. К таким обстоятельствам можно отнести, например, случаи отмены налога или сбора, предусмотренные в ст. 5 НК РФ, или случаи признания налога или сбора не соответствующим НК РФ.

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юридическими фактами, на основании которых прекращается налоговая обязанность, являются списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ, уплата налога за налогоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налога(ст. 44, 45 НК РФ).

Исполнение обязанности по уплате налога (сбора) состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет соответствующего уровня. Налоговая обязанность считается исполненной при уплате налога в полной сумме и в установленный срок.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика (плательщика сбора) с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств предусматривающих их уплату.

Эта обязанность прекращается:

- с уплатой налога и (или) сбора;

- со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ (задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ (ст. 49 НК РФ);

- с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ). Исключение составляют исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ), уплата налога правоприемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ), уплате налогов за физическое лицо, признанное судом безвестно отсутствующим (ст. 51 НК РФ), уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ), уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога и досрочно.

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

- с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

- с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;

- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;

- со дня вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

- со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента;

- со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Законодательством о налогах и сборах установлена исключительно денежная форма исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Налоги и сборы уплачиваются только в валюте РФ (п. 5 ст. 45 НК РФ). Исключение составляет уплата государственной пошлины за выдачу, продление срока действия и восстановление виз иностранными гражданами и лицами без гражданства представительствам федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (пп. 5 ст. 333.29 НК РФ).

12 Налоговое производство: понятие, стадии.

В системе налоговых отношений существует отдельная подсистема — налоговое производство, представляющая совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, непосредственно закреплённых в действующем налоговом законодательстве и определяющих порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений, поисчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд,т. е. это установленный налоговым законодательством порядок исполнения налогового обязательства.

Суть исполнения налогового обязательства заключается в совершении обязанным лицом определенных действий или их совокупности, направленных на фактическое финансирование государственного бюджета.

Термин налоговое производство можно рассматривать с разных сторон. Под налоговым производством обычно понимают, с одной стороны, порядок исполнения обязанности налогоплательщиком по исчислению и уплате налогов и сборов, а с другой, полномочия налоговых органов на основании правил и методов, установленных в нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. К последним относятся: Конституция Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

Налоговое производство возникает с момента появления объекта налогообложения, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

13 Информационное обеспечение налогового производства и его документирование.

Основой информационного обеспечения исполнения обязанности по уплате налога являются данные бухгалтерского и налогового учета. Взаимодействие этих видов учета может быть представлено следующими моделями:

1) налоговые показатели формируются и исчисляются только посредством данных бухгалтерского учета;

2) налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения;

3) показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются на основе данных налогового учета1.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1. Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов. Налоговый учет официально введен в Российской Федерации с 1 января 2002 г. в отношении налога на прибыль организаций. Его назначение — обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет этого налога. Такой вид учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313-333 НК РФ, и охватывает первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налогоплательщики производят расчет налоговой базы на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете.

1 На практике применяются разные модели. Так, например, для исчисления налога на имущество организаций требуются только данные бухгалтерского учета, для расчета налога на прибыль организаций — данные налогового учета.

Глава 7. Налоговое производство

Налоговые и иные органы не могут устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (абз. 5

ст. 313 НК РФ).

Порядок ведения налогового учета определяется в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решение о внесении поправок в этот важный документ при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

К данным налогового учета предъявляются особые требования. Они должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль (абз. 8

ст. 313 НК РФ).

Для того чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по правилам бухгалтерского учета и по налоговому законодательству, в 2003 г. введен новый стандарт ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

В тех случаях, когда бухгалтерский учет перестает быть единственным источником данных для исчисления налогов, имеют место особые приемы и способы получения необходимой информации: установление специальных учетно-налоговых показателей; расчет специальной «налоговой себестоимости»; определение метода формирования налогооблагаемой базы; собственное толкование некоторых положений из другой отрасли знания; установление налогового дисконта; определение налогового периода; введение специальной налоговой документации.

Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, используется такой учетно-налоговый показатель, как валовая прибыль.

Расчет специальной налоговой себестоимости представляет собой установление особого правила формирования налогового показателя, отличного от учетной методики.

14 Порядок исчисления налога. Назовите возможные варианты распределения обязанности по исчислению налога.

В законодательстве РФ применительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Такой способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, установление юридической ответственности за неправильное исчисление, проверка налоговых органов и т.п.

Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение — он должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налогового агента. При этом ответственность за правильное исчисление налогов возлагается на это лицо — налогоплательщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.

Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога фискальным агентом и кадастровый способ уплаты налога.

1. Уплата налога по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Декларация о доходах может:

а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;

б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

В Российской Федерации обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении налога на доходы физических лиц.

2. Уплата налога у источника дохода (налоговым агентом). В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. Таким образом налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

3. Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр — это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период — это срок, в течение которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подлежащий налогообложению. Практическая ценность данной категории финансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Неопределенность во времени уплаты налога может стать основанием для законного уклонения от уплаты налогов.

Льготы по налогам. В целях использования дифференцированного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) законодательство устанавливает в каждом законе о налоге определенную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика. Законодательство РФ запрещает предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система налоговых льгот включает следующие основные виды.

1. Изъятие — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.

2. Скидки — это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

3. Налоговые освобождения — это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

4. Налоговые кредиты — это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

К налоговым кредитам относятся:

§ снижение ставки налога;

§ сокращение суммы налога;

§ отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.

15 Порядок уплаты налога.

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ

(сборов) — порядок внесения или перечисления налоговыхплатежей в бюджет; один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены вакте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Правилаустановления порядка уплаты налога (сбора) установлены в ст. 58 НК. Уплата налога производится разовойуплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательствао налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщикомили налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичнойформе. Приотсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или посел кового органа местного самоуправления либочерез организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Конкретный порядокуплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налоговустанавливается НК. Порядок уплаты региональных налогов и местных налогов устанавливаетсясоответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органовместного самоуправления в соответствии с НК. Эти правила применяются также в отношении порядкауплаты сборов.

16 Особенности уплаты налога у источника выплаты.

При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем.

Кадастр –это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта налогообложения.

3. Сроки уплаты налогов (сборов).

Сроки уплаты налога устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу и сбору.

Срок уплаты налога, как правило соответствует моменту завершения налогового периода. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого месяцами, кварталами, годами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.

Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный надлежащий срок или досрочно. При нарушении этого правила налогоплательщиком уплачивается пени за просрочку налогового платежа. Неуплаченная или неполностью уплаченная сумма налога в установленный срок именуется недоимкой, наличие которой является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом.

Самостоятельное исполнение обязаности по уплате налога (сбора) предусматривает уплату налога (сбора) за счет собственных средств налогоплательщика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

17 Порядок взыскания налогов. Назовите меры принудительного взыскания налогов.

Если после того, как налогоплательщику было направленно требование об уплате налогов и сборов, он, тем не менее, продолжает не уплачивать начисленные ему суммы налогов и пеней, то к нему применяются принудительные меры взыскания за счет денежных средств на расчетном счете в банке или за счет имущества налогоплательщика. Причем, с организации взыскание производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.

1. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ПУТЕМ СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды необходимых денежных средств. Решение о взыскании принимается после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее 60 дней. Решение, принятое после этого срока считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обращаться только в суд. Инкассовое поручение направляется в банк, где открыты счет налогоплательщика и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским кодексом РФ.

Инкассовое поручение должно содержать:

· номера тех счетов, с которых должно быть произведено перечисление налога,

· название и сумму налога

· сумму начисленной пени

· номера тех счетов, на которых должно быть произведено зачисление.

Инкассовое поручение исполняется банком не позднее следующего дня. Если на счетах денежных средств недостаточно или они отсутствуют, то банк исполняет инкассовое поручение по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее дня, следующего за поступлением денежных средств.

Одновременно с инкассовым поручением налоговый орган направляет в банк решение о приостановлении операций по счету (решение об «аресте счета»). Эта мера является одной из мер обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать организации воспользоваться денежными средствами, поступающими на расчетный счет раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

2. ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА

Взыскать налоги за счет денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика не всегда возможно, так как может сложиться так, что:

- у налогоплательщика расчетного счета нет,

- расчетный счет есть, но денег на расчетном счете не достаточно для уплаты налогов.

В таких случаях налоговый орган имеет право взыскать налог за счет имущества налогоплательщика. При этом:

1. решение выносится об изъятии имущества только в пределах суммы, необходимой для погашения задолженности по налогам,

2. взыскание налога производится последовательно в отношении следующих видов имущества:

наличные денежные средства,

· имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легкового автотранспорта, предметы дизайна служебных помещений,

· готовая продукция и другие материальные ценности не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве,

· сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства,

· имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество,

· другое имущество.

3. для взыскания налогов за счет имущества организации достаточно решения налогового органа, но взыскание налогов за счет имущества физического лица осуществляется только на основании решения суда.

4. Изъятие имущества производится судебным приставом исполнителем в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно - имущество, подлежащее взысканию в счет уплаты налога, подлежит описи, а затем изъятию и передаче торгующим организациям на реализацию. Выручка, полученная от продажи, направляется на погашение

· задолженности по налогу,

· начисленных пени,

· судебных и торговых издержек.

Остаток выручки от реализации возвращается налогоплательщику.

С момента зачисления сумм, вырученных от продажи имущества в счет погашения задолженности по налогу, налог считается уплаченным.

А. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ:

Налоговый орган, после принятия решения о взыскании налогов за счет имущества организации течение трех дней должен направить его для исполнения судебному приставу – исполнителю, который исполняет его в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве».

Требования, содержащиеся в постановлении, должны быть совершены судебным приставом – исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему данного постановления.

Б. ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Если физическое лицо, которое является налогоплательщиком, после направления ему требования об уплате налога, не уплачивает налог в указанный ему в требовании срок, то налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. В отношении физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, исковое заявление подается в арбитражный суд, а в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем – в суд общей юрисдикции. Исковое заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога.

К решению налогового органа, а также и к иску может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения уплаты налога. Её целью является не дать плательщику воспользоваться своим имуществом раньше, чем будет погашена задолженность по налогам.

18 Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налога.

Способы обеспечения налоговой обязанности — это установленные законом специальные меры воздействия, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или иным обязанным лицом обязанностей по уплате налогов и сборов. В п. 1 ст. 72 НК РФ содержится исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налоговой обязанности. Порядок и условия применения способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов установлен главой 11 НК РФ.

1. Залог может быть применен в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора). Основанием возникновения в налоговых отношениях залога является договор, заключенный между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем). По общему правилу, залогодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо, достигшее возраста 18 лет (п. 1 ст. 335 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 335 ГК РФ, вещь, переданная в залог, должна принадлежать залогодателю на праве собственности либо на праве хозяйственного ведения. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залога по другому договору (п. 4 ст. 73 НК РФ).

2. Поручительство, как и залог, может быть применено только при изменении срока уплаты налога (сбора). Поручительство оформляется договором, в силу которого поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок суммы налога (сбора) и соответствующих пеней (п. 2 ст. 74 НК РФ).

По остальным моментам поручительства вступают в регулирование нормы § 5 «Поручительство» гл. 23 ч. 1 ГК РФ.

3. Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов (сборов), в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 75 НК РФ). Пеня уплачивается помимо причитающейся к уплате суммы недоимки по налогу (сбору) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязательств, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в % от неуплаченной суммы налога или сбора.

19 Понятие и формы налогового контроля.

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

- выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

- предупреждение их в совершении в будущем;

- обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

- Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

- Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

- Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

- Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

- Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

- Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

- Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

- Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

- Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

- Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

- Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

По источнику данных:

- Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

- Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальны

Наши рекомендации