Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ –аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:

> итогово-обощающий характер.

> оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

> концептуальный характер.

> общий характер.

> юридическая обязательность.

> правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

Виды правовых позиций:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

4 Понятие и виды участников налоговых правоотношений. Объясните различие в правовом статусе отдельных видов участников налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами Нп, две группы общественных отношении, возникающих по поводу

· установления, введения и взимания налогов,

· в процессе осуществления налогового контроля, обжалования действии налоговых органов, действии (бездействия) должностных лиц, привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности.

Особенностью налоговых правоотношений является обязательное участие государства в лице уполномоченных органов в качестве одного из субъектов.

Структура НП включает в себя следующие элементы: объект, субъект и содержание.

Объектом НП являются денежные средства, которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора, либо взыскано принудительно налоговыми органами.

Субъекты НП это участники правоотношений регулируемых законодательство о налогах и сборах (ст. 9 НК РФ).

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками НП являются; налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы, сборщики налогов – органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты, финансовые органы.

Содержание налоговых правоотношений как любого другого правоотношения рассматривается через права и обязанности субъектов правоотношении, причем права одних субъектов должны корреспондироваться с обязанностями других.

Основные признаки налоговых правоотношений.

- это общественное отношение, т.е. отношение между лицами (юридическими и физическими), имеющее общественную значимость.

- правовое отношение по поводу денежных средств, существующее (т.е. возникающее, развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения.

Налоговое правоотношение представляет собой юр. связь субъектов таких правовых отношений посредством субъективных прав и юр. обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое выступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель юр. обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу гос-ва определенные юридически значимые действия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержать от совершения каких-либо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства).

По субъектному составу налоговые правоотношения характеризуются как многосторонние. Согласно ст. 9 НК РФ участниками налоговых правоотношений являются налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и иные уполномоченные государственные органы. Очевидно, этот перечень далеко не полный. К субъектам налогового права помимо лиц, указанных в ст. 9 НК РФ, следует отнести территориальные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования); банки; представителей налогоплательщиков; организации, регистрирующие сделки и права, имеющие юридическое значение с точки зрения налогообложения, и др.

Наши рекомендации