Порядок рассмотрения законопроектов в думе
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.
После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.
Развитие права в начале XX в. до 1917 г.
В начале XX в. основные изменения в праве были связаны с дарованием российским подданных основных демократических прав и свобод. Началом послужило принятие Манифеста 17 октября 1905 г., а затем внесение изменений в Основные законы Российской империи в апреле 1906г.
Гражданские права и обязанности по Основным законам Российской империи 1906 г.(глава 8)
Права и обязанности российских подданных
1. всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола
2. обязанность платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона
3. никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, определенном законом
4. никто не может быть задержан под стражу иначе, как в случаях, определенных законом
5. провозглашалась неприкосновенность жилища
6. провозглашалась неприкосновенность собственности
7. право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства
8. свобода слова в пределах, установленных законом
9. право устраивать собрания в целях, не противных закону, мирно и без оружия
10. право подданных «образовывать общества и союзы в целях, не противных закону»
11. свобода вероисповедания
Следует иметь ввиду, что сохранялось деление на сословия и состояния.
59. Аграрная реформа Столыпина Петра Аркадьевича – 1906-1914 гг.
Причины:
· сохранение крупного помещичьего землевладения
· малоземелье основной массы сельского населения;
· сохранение выкупных платежей;
· наличие двух видов крестьянского землевладения – общинного (на праве общей совместной собственности) – 80% и подворного (на праве единоличной частной собственности) – 20%.
Цели аграрной реформы:
уничтожение крестьянской общины
уравнивание крестьян в правах с другими сословиями
включение земли в гражданский оборот
расслоение крестьянства
формирование рынка свободных рабочих рук
переселение из центральных районов страны на периферию наиболее бедных и радикальных групп населения.
Нормативные акты реформы:
Нормативные акты реформы
Манифест от 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения»
Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения».
Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений1 о крестьянском землевладении».
Основные направления реформы:
· отмена выкупных платежей с 1 января 1907 г.
· разрешение выхода крестьян из общины
· оформление земельных наделов, принадлежащих общине, в собственность отдельных крестьян
· переселенческая политика крестьян в Сибирь
· экономическая помощь крестьянским хозяйствам.
Значение.
Аграрное законодательство имело прогрессивное значение: дало толчок развитию сельского хозяйства, в деревне начался кооперативный бум. Однако вопрос о феодальном землевладении Столыпинская реформа могла бы решить только по истечении некоторого времени, по мере укрепления капитализма в сельском хозяйстве.