Порядок рассмотрения законопроектов в думе

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.

После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.

Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.

Всего в Думе действовало около 30 комиссий. Большие комиссии, например бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссии производились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В большинстве комиссий все фракции имели своих представителей.

Развитие права в начале XX в. до 1917 г.

В начале XX в. основные изменения в праве были связаны с дарованием российским подданных основных демократических прав и свобод. Началом послужило принятие Манифеста 17 октября 1905 г., а затем внесение изменений в Основные законы Российской империи в апреле 1906г.

Гражданские права и обязанности по Основным законам Российской империи 1906 г.(глава 8)

Права и обязанности российских подданных

1. всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола

2. обязанность платить установленные законом налоги и пошлины, а также отбывать повинности согласно постановлениям закона

3. никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, определенном законом

4. никто не может быть задержан под стражу иначе, как в случаях, определенных законом

5. провозглашалась неприкосновенность жилища

6. провозглашалась неприкосновенность собственности

7. право свободно избирать место жительства и занятия, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства

8. свобода слова в пределах, установленных законом

9. право устраивать собрания в целях, не противных закону, мирно и без оружия

10. право подданных «образовывать общества и союзы в целях, не противных закону»

11. свобода вероисповедания

Следует иметь ввиду, что сохранялось деление на сословия и состояния.

59. Аграрная реформа Столыпина Петра Аркадьевича – 1906-1914 гг.

Причины:

· сохранение крупного помещичьего землевладения

· малоземелье основной массы сельского населения;

· сохранение выкупных платежей;

· наличие двух видов крестьянского землевладения – общинного (на праве общей совместной собственности) – 80% и подворного (на праве единоличной частной собственности) – 20%.

Цели аграрной реформы:

уничтожение крестьянской общины

уравнивание крестьян в правах с другими сословиями

включение земли в гражданский оборот

расслоение крестьянства

формирование рынка свободных рабочих рук

переселение из центральных районов страны на периферию наиболее бедных и радикальных групп населения.

Нормативные акты реформы:

Нормативные акты реформы

Манифест от 3 ноября «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения»

Указ от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения».

Закон от 14 июня 1910 г. «Об изменении и дополнении некоторых постановлений1 о крестьянском землевладении».

Основные направления реформы:

· отмена выкупных платежей с 1 января 1907 г.

· разрешение выхода крестьян из общины

· оформление земельных наделов, принадлежащих общине, в собственность отдельных крестьян

· переселенческая политика крестьян в Сибирь

· экономическая помощь крестьянским хозяйствам.

Значение.

Аграрное законодательство имело прогрессивное значение: дало толчок развитию сельского хозяйства, в деревне начался кооперативный бум. Однако вопрос о феодальном землевладении Столыпинская реформа могла бы решить только по истечении некоторого времени, по мере укрепления капитализма в сельском хозяйстве.


Наши рекомендации