Ввела новые принципы судебного устройства.

Ø Независимость и отделение суда от администрации (которое обеспечивалось несменяемостью судей и судебных следователей);

Ø Всесословность судебных органов;

Ø Выборность судебных органов (распространялась только на мировых судей);

Ø Создание самостоятельных органов для осуществления самостоятельных юридических функций: нотариат, следователи, адвокатура, прокуратура.

Ø Создание Суда присяжных заседателей.

Учредила новую систему судебных органов: мировые суды, съезды мировых судей, окружные суды и судебные палаты.

Мировые судьи – это единоличные судебные органы для рассмотрения наиболее мелких гражданских и уголовных дел в первой инстанции.. Мировые судьи избирались. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке) и, в кассационном порядке в Сенат.

Съезды мировых судей – это коллективный судебный орган, состоящий из мировых судей нескольких судебных участков, рассматривающий дела мировых судей в апелляционном и кассационном порядке.

Окружные суды.Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. В окружные делах рассматривались крупные гражданские и уголовные дела. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей.

Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было создано всего 14, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.

Высшей судебной инстанцией оставался Сенат, в котором были кассационные департаменты: кассационный департамент по гражданским делам, кассационный департамент по уголовным делам.

Сохранены были и чисто сословные суды - духовные, которые, кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских лиц (например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшие мелкие тяжбы между крестьянами, военные суды, инородческие суды, коммерческие суды. Эти специальные суды действовали на основании специальных постановлений.

3. Учредила ряд органов, связанных с судами (взаимодействующих):нотариат, судебных следователей, адвокатуру, присяжных заседателей, изменила функции прокуратуры.

Утвердила новые принципы судебного процесса.

Ø Гласность судопроизводства;

Ø Устность судопроизводства

Ø Равенство всех перед судом;

Ø Принцип состязательности;

Ø Право обвиняемого на защиту:

Ø Презумпция невиновности

Ø Оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению.

Земская реформа 1864 г.

Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.

1 января 1864 г. император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В соответсвиии с этим Положением в губерниях и уездах создавались всеслословные органы власти: в губерниях губернские земские собрания и губернские земские управы, в уездах – уездные земские собрания и уездные земские управы. Собрания представляли собой органы распорядительные. Управы представляли собой органы исполнительные. Населением избирались только члены уездных земских собраний. Члены уездных земских собраний сами формировали уездную земскую управу. Члены уездных земских управ выбирали членов в губернское земское собрание. Губернское земское собрание выбирало членов губернской земской управы.

Выборы в уездные земские собрания были бессословные, но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, “находящиеся в услужении у частных лиц” (в эту категорию наряду со слугами входили также рабочие и служащие частных промышленных предприятий) и т.д., а также армия и полиция, поскольку они считались вне политики.

Выборы членов в уездные земские собрания осуществляли три избирательные курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей, курия выборных от сельских общин. Каждая курия формировалась из лиц, соответствующих специализации курии, удовлетворяющих дополнительным цензам. Для избирателей первых двух курий устанавливался высокий имущественный ценз и выборы были прямыми, для крестьян, избиравших по третьей курии, ценза не было, но выборы были многостепенными.

И земские собрания и земские управы избирались на три года. Во главе земского самоуправления стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов был чрезвычайно ограничена. К их ведению относились «местные хозяйственные пользы и нужды»: благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение. Земства были поставлены под контроль правительственной администрации (в частности губернатора), имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам.

Городская реформа 1870 г.

По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы бессословные органы городского самоуправления. 16 июня 1870г.было принято Городовое положение, в соответствии с которым в городах создавались следующие органы самоуправления: городское избирательное собрание, городская дума, городская управа.

Городское избирательное собрание формировалось исключительно для выборов городской Думы. Городская Дума избирались сроком на 4 года. Она в свою очередь создавала исполнительно-распорядительные органы - городские управы во главе с городским головой.

Правом участвовать в городском избирательном собрании и как следствие выбирать депутатов в городские думы пользовались лишь плательщики городских налогов. Все участвовавшие в выборах разделялись на три избирательных собрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики, вносившие в общей сложности '/з всех городских налогов; во втором собрании участвовали менее крупные налогоплательщики, вносившие вторую треть налогов; в третьем собрании все остальные мелкие налогоплательщики, вносившие оставшуюся треть общей суммы налогов.

Такая система выборов давала преимущества в городских думах крупной буржуазии и крупному дворянству, владевшему городскими домами-усадьбами. Так, в Москве две первые курии, избиравшие 2/3 членов городской думы, составляли всего лишь 13% всех избирателей. При этом нужно учитывать, что число избирателей было невелико. Оно, например, в Петербурге и Москве не превышало в то время 20-21 тыс. человек, т. е. 5% взрослого населения этих городов. Учитывая, что как в земских, так и в городских учреждениях ведущая роль предназначалась дворянству, органы местного самоуправления не создавались в тех местностях, где дворянства не было, как, например, в Сибири, или же оно было нерусским по национальности (Польша, Литва, Правобережная Украина, западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях создание земских учреждений растянулось на многие десятилетия и было завершено лишь после революции 1905-1907 гг.

Органы местного самоуправления строили и содержали дороги местного значения, организовывали медицинскую помощь населению (содержали земские больницы), содержали народные школы, занимались благоустройством городов и населенных пунктов и т.д. Однако деятельность его в этом отношении сдерживалась скудностью доходной части местного бюджета, который составлялся из особых земских сборов, своей тяжестью ложившихся опять-таки на податные сословия.


Наши рекомендации