Организация охраны труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.


39. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.
Органы, наделенные полномочиями по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде представляет собой деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленная на обеспечение трудовых прав граждан, предупреждение и пресечение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Трудовой кодекс РФ выделяет несколько видов контрольно-надзорной деятельности в зависимости от осуществляющих их органов:

- государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый федеральной инспекцией труда (ч.1 ст.353ТК РФ),

- внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.2. ст.353 ТК РФ).

- общественный контроль в сфере труда (контроль профессиональных союзов за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений (ст. 370 ТК РФ).

Кроме того, трудовое законодательство наделяет полномочиями по надзору за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров (ч. 4 ст. 353 ТК РФ).

Основным надзорным органом в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства является федеральная инспекция труда. К ее задачам отнесено:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральная инспекция труда как самостоятельный орган государственной власти существовала до 2004 года. В настоящее время функции по контролю и надзору в сфере труда возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации, возглавляемые Федеральной службой по труду и занятости в настоящее время и составляют федеральную инспекцию труда - единую централизованную систему государственных органов, уполномоченную на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324, к основным полномочиями Федеральной службы по труду и занятости отнесено:

осуществление государственного надзора и контроля за:

- соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

- реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.


40. Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения. Порядок организации и деятельности комиссии по трудовым спорам.
Трудовыми спорами называются
поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Под трудовыми спорами в сфере трудовых и социально-трудовых отношений принято понимать неурегулированные разногласия, возникающие между работником и работодателем либо между работниками и работодателями (их представителями) по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений, коллективного или трудового договора либо установления и изменения условий труда, включая условия по оплате труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений.

Причиной возникновения трудовых споров служат юридические факты, непосредственно вызвавшие разногласия между работником (работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению трудового спора. Это – нарушения тех или иных прав работника или несоблюдение им обязанностей перед предприятием (например, при его материальной ответственности за причиненный ущерб).

Классифицировать все трудовые споры на виды можно по следующим трем основаниям:

1. По спорящему субъекту: индивидуальные и коллективные.

Например, споры о переводе, повышении работнику квалификационного разряда, увольнении и т. д. — это индивидуальные, а споры профкома или трудового коллектива с работодателем, его администрацией, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений или других локальных нормативных актов, — это споры коллективного значения.

Индивидуальный трудовой спор (из статьи 381 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения трудового договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Коллективный трудовой спор (из ст. 398 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную платы), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

2. По характеру спора;

1) споры о применении норм трудового законодательства, установленных им, коллективными или трудовыми договорами, соглашениями прав и обязанностей. Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т. е. как из трудовых, так и из всех других производных от них. В таких спорах защищается и восстанавливается нарушенное право работника. Это споры о правах, и их абсолютное большинство среди индивидуальных трудовых споров; 2) споры о законных интересах, т.е. об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством. Споры этого вида могут возникать из трудового правоотношения — об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда); и из всех правоотношений (социально-партнерских) коллективного организационно-управленческого характера. Трудовой кодекс предусмотрел единый порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, как о трудовых правах, так и о законных интересах.

3. По виду спорного правоотношения.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры, вытекающие из:

1. трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);

2. правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым администрация обязана заключить трудовой договор);

3. правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия санитарного инспектора, закрывшего участок работы, технического или правового государственного инспектора Гострудинспекции, наложившего штраф на должностное лицо, и др.);

4. правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, о качестве обучения вторым профессиям и т.д.);

5. правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию (например, оспаривается размер произведенного администрацией удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);

6. правоотношений по возмещению работодателем ущерба в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права на занятость;

7. правоотношений профсоюза с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, о сроках пересмотра норм выработки, принятии работодателем локального нормативного акта при возражении профсоюза);

8. правоотношений трудового коллектива с работодателем, администрацией (например, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей, планов работы);

9. социально-партнерских правоотношений.

Классификация индивидуальных трудовых споров по указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность, характер и предмет спора. А для этого надо уяснить, индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих и из какого правоотношения он возник.
Комиссия по трудовым спорам — это факультативный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, создаваемый совместно работодателем и трудовым коллективом: согласно части первой статьи 384Трудового кодекса РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Статья 384. Образование комиссий по трудовым спорам

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

(В соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса членам комиссии по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка).

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.


41. Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые в судах

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства ИТС:

1) КТС (органом трудового коллектива);

2) судебное;

3) вышестоящими органами для отдельных категорий работников;

4) федеральной инспекцией труда.

Каждый из видов разбирательства ТС является самостоятельным.

Общий порядок рассмотрения ИТС (один и тот же спор может пройти последовательно 2 вида разбирательства (в КТС и суде), если этого пожелает сторона, не удовлетворенная решением КТС).

В иных случаях спор решается непосредственно в суде или в вышестоящем органе.

Все органы по рассмотрению ТС наделены государственными властными полномочиями (их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются) (они окончательны, если не обжалованы).

Срок обращения в КТС (ст.386 ТК):

1) Работник может обратиться в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

2) В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.

Порядок рассмотрения ИТС в КТС (ст.387 ТК):

1) Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации.

2) КТС обязана рассмотреть ИТС в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

3) Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление (уполномоченного им представителя) (в их отсутствие допускается только по письменному заявлению работника; в случае их неявки заседание откладывается; в случае вторичной неявки без уважительных причин может быть вынесено решение о снятии вопроса с рассмотрения – не лишает работника права подать его повторно).

4) КТС имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов (работодатель обязан предоставлять по ее требованию необходимые документы).

5) Заседание КТС считается правомочным (если присутствует не менее половины членов, представляющих работника, и не менее половины членов, представляющих работодателя).

6) На заседании КТС ведется протокол.

Порядок принятия решения КТС и его содержание (ст.388 ТК):

1) КТС принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

2) В решении КТС указываются:

а) наименование работодателя (если ИТС рассматривается КТС структурного подразделения организации – наименование структурного подразделения), ФИО, должность, профессия или специальность обратившегося в КТС работника;

б) даты обращения в КТС и рассмотрения спора, существо спора;

в) ФИО членов комиссии и других присутствовавших на заседании лиц;

г) существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной НПА);

д) результаты голосования.

3) Копии решения КТС вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение 3 дней со дня принятия решения.

Обжалование решения КТС и перенесение рассмотрения ИТС в суд (ст.390 ТК):

1) Если ИТС не рассмотрен КТС в 10-дневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

2) Решение КТС может быть обжаловано работником или работодателем в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

3) В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить его и рассмотреть ИТС по существу.

Рассмотрение ИТС в судах (ч.1 ст.391 ТК):

В судах рассматриваются ИТС по заявлению работника, работодателя, профсоюза, защищающего интересы работников, когда они не согласны с решением КТС, либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора (если решение КТС не соответствует ТрЗ и иным НПА, содержащим нормы ТрП).

Суды восстанавливают нарушенные права, выявляют причины и условия нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению (суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих трудовым правонарушениям).

Рассматривая ТС, суд руководствуется нормами ТрП, нормами гражданского процессуального права, соответствующими руководящими постановлениями Пленума ВС РФ по трудовым делам.

Компетенция, правомочие суда в области ТС определяется кругом споров, подведомственных суду, а также тем, что при рассмотрении спора суд может по своей инициативе привлечь на сторону ответчика третье лицо, виновное в грубом нарушении ТрЗ.

Сроки обращения в суд за разрешением ИТС (ст.392 ТК):

1) Работник имеет право обратиться в суд за разрешением ИТС в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (по спорам об увольнении – в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки).

2) Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение 1 года со дня обнаружения причиненного ущерба.

3) При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из ТрО, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (в том числе при обращении в суд с иском по поводу невыполнения условий ТрД, носящих гражданско-правовой характер) (ст.393 ТК).

Право возбуждения дела в суде имеют (заинтересованный работник, работодатель, прокурор, профсоюз).

Заявление, поданное в суд, не является жалобой, приносимой в вышестоящую инстанцию (суд не может отменить, изменить или оставить в силе решение КТС – он решает спор по существу).

Состав суда (иски о восстановлении на работе в суде первой инстанции рассматриваются судьями единолично; в кассационной и надзорной в составе 3 судей; остальные трудовые иски решает судья единолично).


42. Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Порядок организации и проведения забастовки

Коллективный ТС – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу (ст.398 ТК):

1) установления и изменения условий труда (включая ЗП);

2) заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений;

3) в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных НА.

Виды коллективных ТС по характеру спора – по поводу:

1) установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;

2) выполнения коллективных договоров, соглашений, ТрЗ.

Виды коллективных ТС по правоотношениям, из которых вытекает спор:

1) спор из правоотношения трудового коллектива работников с работодателем;

2) спор из правоотношения профсоюзного органа организации с работодателем;

3) споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня организации.

Все коллективные ТС – споры, касающиеся сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях.

Стадия урегулирования разногласий самими сторонами:

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (органы профсоюзов, и их объединений, иные представители (представительные органы работников)).

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников (о принятом решении сообщает в представительный орган работников в течение 3 рабочих дней со дня получения требований).

Представители работодателей (их объединений) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профсоюзов (их объединений) (о принятом решении сообщают в течение 1 месяца со дня получения требований).

День начала коллективного ТС – день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения при рассмотрении требований работников.

Этапы рассмотрения коллективного ТС:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией;

2) рассмотрение спора с участием посредника;

3) рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Возможны 2 или 3 этапа (примирительная комиссия (обязательный этап); далее по выбору (посредник + трудовой арбитраж или сразу трудовой арбитраж)).

Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного ТС в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного ТС.

Работники или их представители могут приступить к организации забастовки (если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного ТС либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняются соглашение, достигнутое в ходе решения коллективного ТС, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу) (исключение – случаи, когда она не может быть проведена).

Участие в забастовке добровольное (никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в ней; принуждающие к этому лица несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность).

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Порядок объявления забастовки (решение принимается общим собранием работников организации по предложению представительного органа работников, уполномоченного на разрешение коллективного ТС; считается принятым, если присутствовало не менее 2/3 и проголосовало за него не менее 1/2 присутствующих; при невозможности проведения собрания собираются подписи).

После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка (работодатель предупреждается о ней не позднее чем за 3 дня).

О начале забастовки работодатель предупреждается не менее чем за 10 дней.

В решении об объявлении забастовки указываются (перечень разногласий сторон коллективного ТС; дата и время забастовки, ее продолжительность и количество участников (не позднее 2 месяцев после принятия решения о ее проведении); наименование возглавляющего забастовку органа; предложение по минимуму необходимых работ, выполняемых в период ее проведения работниками организации).

Забастовку возглавляет представительный орган работников (имеет право созывать собрания, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам) (вправе приостановить забастовку и возобновить ее).

В период проведения забастовки стороны коллективного ТС обязаны продолжить разрешение спора путем проведения примирительных процедур.

В соответствии со ст.55 КРФ являются незаконными и не допускаются забастовки:

1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством РФ о чрезвычайном положении; в органах и организациях, непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, спасательных работ, ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях обслуживающих опасные виды производств и оборудования; на станциях медицинской помощи;

2) в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.


43. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.
Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями обусловлены особой заботой государства об указанных лицах. Прежде всего это проявляется в ограничении применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Перечни таких работ утверждаются Правительством РФ.

Особые гарантии связаны с защитой материнства и детства. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Женщинам предоставляются оплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью от 140 дней и более, а также частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Последний отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Аналогичные отпуска предусмотрены также для лиц, усыновивших ребенка.

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Эти перерывы включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом указанные работники должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Дополнительные гарантии предоставляются женщинам и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается, за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации (п.1 ст. 81 ТК), несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья (подп. "а" п. 3 ст. 81 ТК), а также совершения работником виновных действий (пп. 5—8, 10 и 11 ст. 81 ТК).

Коллективным договором могут предусматриваться дополнительные льготы работникам с семейными обязанностями.

44. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Данные особенности также продиктованы особой заботой государства о физическом и нравственном здоровье подрастающего поколения, поэтому они имеют немало общих черт с рассмотренными в предыдущем параграфе. Однако ограничения здесь, как правило, строже. Так, применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах не ограничивается, а запрещается. Кроме того, запрещается использование труда несовершеннолетних на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Несовершеннолетние принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Дополнительные льготы предоставляются несовершеннолетним при установлении режима труда и отдыха. Рабочее время сокращается на: 16 часов в неделю — для работников в возрасте до шестнадцати лет и 4 часа в неделю — для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. Причем пропорционально сокращаются и нормы выработки. Ранее сокращенное рабочее время несовершеннолетних оплачивалось как полное, Трудовой кодекс РФ (ст. 271) такую гарантию не предусматривает.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска несовершеннолетних составляет 31 календарный день (а не 28, как для других работников). Причем отпуск должен предоставляться в удобное для несовершеннолетних время. Запрещаются направление несовершеннолетних в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Дополнительные гарантии предусмотрены и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Такое расторжение с работниками в возрасте до восемнадцати лет (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Рассмотренные выше особенности правового регулирования труда были связаны с особенностями самих работников (лица с семейными обязанностями, несовершеннолетние). Сюда же примыкают особенности регулирования труда инвалидов — сокращение продолжительности рабочего времени для инвалидов I и II групп, ограничение в соответствии с медицинским заключением продолжительности ежедневной работы, запрет работы в ночное время, обязательное предоставление по их заявлению отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 дней и ряд других.

Перейдем к особенностям правового регулирования труда, связанным с характером работы или условиями ее выполнения.


45. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству

Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях ТрД в свободное от основной работы время (ст.282 ТК).

Заключение ТрД о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей (если иное не предусмотрено ФЗ).

Работа по совместительству может выполняться работником по месту основной работы и у других работодателей.

В ТрД обязательно указание на то, что работа является совместительством.

Не допускается работа по совместительству (лиц до 18 лет; на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями; в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными ФЗ).

Особенности регулирования работы по совместительству отдельных категорий работников могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (педагогические, медицинские, фармацевтические работники, работники культуры).

Документы, предъявляемые при приеме на работу по совместительству (ст.283 ТК):

Паспорт или иной документ удостоверяющий личность (при приеме на работу, требующую специальных знаний – документ об образовании или профессиональной подготовке либо их заверенные копии; при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда – справка о характере и условиях труда по основному месту работы).

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству (ст.284 ТК):

1) Не должна превышать 4 часов в день (в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей – может работать по совместительству полный рабочий день) (в течение месяца продолжительность рабочего времени не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников).

2) Ограниченная продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не применяется (если по основному месту работы работник приостановил работу (при задержке выплаты заработной платы более чем на 15 дней) или отстранен от работы (в соответствии с медицинским заключением)).

Оплата труда лиц, работающих по совместительству (ст.285 ТК):

1) Производится пропорциональ

Наши рекомендации