Тактические особенности проведения других видов опознания
Процедура опознания трупа характеризуется определенной спецификой. В соответствии с ч. 4 ст. 193 УПК РФ труп предъявляется для опознания в единственном числе, а не в группе однородных объектов.
В случае, если на трупе имеются обширные повреждения, видимые изменения, его необходимо подготовить для опознания. Для этого проводится тактическая операция по атрибуции трупа, включающая в себя действия по маскировке имеющихся повреждений и изменений. К ним относятся удаление загрязнений с кожной поверхности, выделений из естественных отверстий, придание блеска глазным яблокам, подкрашивание, гримирование повреждений, трупных пятен, разглаживание гипсом или парафином посмертных складок. Незначительные разрывы кожи могут накрываться пластилином, парафином, полимерными материалами и гримироваться. Волосы на голове трупа тщательно промываются, просушиваются и расчесываются сначала без укладки в прическу. По состоянию волос с помощью специалиста необходимо попытаться определить прижизненную прическу и уложить волосы соответствующим образом.Затем закрепляется в прикусе нижняя челюсть.
Все описанные операции должны осуществляться не только с помощью судебного медика, но и других специалистов, в частности визажиста.
В некоторых пособиях содержатся рекомендации о реставрации внешности трупа с учетом показаний опознающего. Представляется, что речь может идти только о восстановлении общих признаков – прически, цвета кожных покровов и т.д. Воспроизведение частных признаков лишает результаты опознания доказательственной силы.
Труп предъявляется для опознания без одежды, которая может опознаваться отдельно. Перед началом опознания труп прикрывается простыней. Непосредственно в ходе проведения этого следственного действия открываются те поверхности трупа, на которых имеются приметы, названные опознающим при допросе.
Таким же образом для опознания могут предъявляться и обнаруженные части трупов с индивидуальными признаками. Они также прикрываются простыней и обнажаются только до линии отделения.
Психологический процесс опознания трупа имеет свои особенности, поскольку сопряжен с сильными эмоциональными переживаниями. Внешний облик опознаваемого может вызвать ужас, душевную боль, отвращение, иные неприятные ощущения у опознающего, которые могут повлиять не только на психическое, но и физическое состояние. Нередко подобные опознания сопровождаются обмороками, истериками и т.д. В связи с этим очень важна психологическая подготовка опознающих к проведению идентификации покойного. Следует принять все возможные меры для нейтрализации или, по крайней мере, для снижения действия психотравмирующих факторов. В этих целях допустимо проведение нескольких допросов и бесед с опознающим, в процессе которых кроме выяснения примет опознаваемого разъясняются содержание процедуры опознания, последовательность выполняемых операций и т.д. Нелишней будет помощь специалиста-психолога, который после обследования опознающего сможет указать эффективные приемы и методы предупреждения нежелательных последствий.
Как правило, опознания такого рода проводятся в моргах. Труп должен находиться в прибранном, проветренном, обработанном дезодорантом помещении, где отсутствуют другие подобные объекты, а также судебно-медицинские инструменты и любые предметы, способные дестабилизировать состояние опознающего.
Опознание трупа должно проводиться четко, без волокиты и в то же время без излишней поспешности.
В ситуациях, когда кожные и мышечные ткани в значительной степени разрушены, рекомендуется реставрировать прижизненный облик умершего при помощи специалистов в области пластической анатомии, челюстно-лицевой хирургии, косметологии и др. В этих случаях используются методы пластической хирургии, специальные методы и средства восстановления значительно измененных тканей.
Реже опознание трупа проводится по посмертным маскам, которые изготавливаются с помощью вышеназванных специалистов. Маски создаются из гипса или полимерных материалов. Процесс моделирования маски может включать в себя несколько стадий от создания первоначальной копии, отражающей строение лица умершего, до ее «оживления», т.е. окрашивания гримом, краской, зарумянивания, использования вставных глазных протезов, париков, очков и т.д. В некоторых работах высказывается мнение о том, что на масках могут воспроизводиться частные признаки – шрамы, родимые пятна, татуировки и т.д. Думается, что в этом случае для опознания будет предъявляться модель не отдельных частей (в основном лица) трупа, как опознаваемого объекта, а модель образа, сложившегося в памяти опознающего. Другими словами идентифицироваться будет не сам объект, а субъективная копия мысленного образа.
Опознание предметов также начинается с подготовительных мероприятий, включающих в себя прежде всего определение цели этого следственного действия. Дело в том, что целью может являться не только индивидуальная, но и групповая идентификация. Так, например, свидетели-очевидцы событий с участием автотранспорта, не всегда знают название типов и марок автомобилей. В связи с этим, для опознания предъявляются автомашины разных марок, среди которых опознающему надлежит узнать похожую на ту, которую он наблюдал.
Цели опознания определяют степень сходства предметов, подбираемых для опознания.
Опознающий тщательно допрашивается о приметах предмета, который ему предстоит узнать. Первоначально могут ставиться вопросы о признаках, которые запомнил допрашиваемый. Затем устанавливаются индивидуальные свойства объекта, возникшие при его изготовлении (номер, клеймо), ремонте (замена отдельных выступающих частей, отличающихся от других элементов, по цвету, форме, размеру), в процессе эксплуатации (потертости, царапины, трещины).
Некоторые опознающие затрудняются с описанием предметов наблюдавшихся ими в течении непродолжительного времени в дискомфортных условиях, связанных с переживанием отрицательных эмоций. Допустим, потерпевшие, не всегда могут правильно назвать отдельные элементы оружия которым им угрожали. В подобных ситуациях допрашиваемому целесообразно предложить нарисовать воспринимавшийся объект и отметить на рисунке его частные признаки.
Когда опознающий не в состоянии сам изобразить объект, ему может быть предоставлено изображение сходного предмета, на котором аналогичным образом отмечаются частные признаки.
С большими сложностями сопряжено принятие решения о проведении опознания в случаях, когда опознающие заявляют, что могут узнать предмет при помощи органов осязания. Описать собственные ощущения при восприятии объекта и его признаки допрашиваемый, как правило затрудняется. Представляется, что в таких случаях может быть проведен эксперимент с целью проверки способностей опознающего идентифицировать объект рассматриваемым образом. Для этого, на три объекта могут быть нанесены частные признаки (выемки, царапины, следы-наслоения и т.д.), похожие на те, по которым опознающий по его показаниям может идентифицировать предмет. Все три объекта осматриваются и описываются в протоколе, после чего предъявляются опознающему. Следует однако, отметить, что положительный результат не дает гарантий последующего опознания.
На идентификационном этапе опознания предмета все объекты предъявляются под номерами, проставленными на табличках, раскладываемых рядом с представленными для обозрения вещами. Опознающий может брать предъявляемые объекты в руки, изменять их положение, а иногда разбирать их.
При подготовке опознания участков местности и помещений допрос опознающего важен не только с точки зрения выяснения примет опознаваемых объектов, но и получения показаний о их расположении. Некоторые допрашиваемые не могут точно ответить на этот вопрос, поскольку доставлялись к названным местам и зданиям в условиях, либо в состоянии если не полностью исключающих, то существенно затрудняющих восприятие и запоминание. По этим причинам бывает очень трудно определить границы предстоящего опознания. Тем не менее у допрашиваемого выясняются все подробности движения к воспринимавшемуся им участку местности или помещению, продолжительность передвижения к ним, не слышал ли он звуков работы каких-то механизмов, средств транспорта, перемещения воды и т.д. В ходе допроса опознающего используются приемы детализации, позволяющие уяснить местоположение опознаваемого объекта и его приметы. При уточнении места расположения опознаваемого объекта, задаются вопросы о положении солнца в названных участках во время нахождения там опознающего, о рельефе местности, наличии поблизости пешеходных дорожек и транспортных коммуникаций, произрастающих там зеленых насаждениях и т.д.
При описании помещения допрашиваемому ставятся вопросы о том, на каком этаже оно расположено, имеются ли ступени перед входом в него, какова конструкция входной двери, запирается ли она, имеется ли на ней дверная ручка, пружина и т.д. Также подробно выясняется конструкция и обстановка комнат, кабинетов, которые необходимо опознать, имеющиеся в них предметы мебели, бытовую технику и т.д. Нельзя не отметить, что на участках местности и в помещениях довольно сложно выделить индивидуальные особенности. Но иногда, опознающие указывают на частные признаки объектов, расположенных в пределах опознаваемых участков и помещений.
Важным элементом подготовки к проведению опознания рассматриваемого вида является подбор объектов, предъявляемых для идентификации. В крупных городах, в особенности в микрорайонах новой застройки, эта задача с одной стороны облегчается, поскольку там имеется достаточно много похожих зданий и находящихся между ними участков местности. В то же время, иногда приходится предъявлять опознающему большое количество объектов, что не всегда приводит к положительному результату. Некоторые опознающие теряются, устают, впадают в состояние неуверенности.
В связи с этим, не рекомендуется излишне затягивать идентификационный этап на несколько часов. Как только у опознающего начинают появляться признаки вышеперечисленных состояний, опознание целесообразно прекратить, составляя протокол, в котором указываются объекты, предъявлявшиеся для опознания, которых должно быть не меньше трех, их расположение и признаки. Далее фиксируется отрицательный ответ опознающего.
На следующий день или спустя несколько дней опознание может быть продолжено.
Такой порядок проведения опознания не только позволяет повысить его продуктивность, но и продолжить другие следственные и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на поиск опознаваемых объектов.
Наиболее эффективным средством дополнительной фиксации такого рода опознания является видеозапись, позволяющая в полной мере оценить самостоятельность выводов опознающего о тождестве, предъявляемых объектов.
Глава 20.