Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид»

В настоящее время, стратегическое управление находится в стадии развития, но, несомненно, можно сказать, что отсутствие у какого-либо предприятия разработанной стратегии, будет тормозить его развитие.

Согласно экономическому словарю, понятие «стратегия» подразумевает долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, капиталовложений, цен, социальной защиты.

Необходимо определить место налоговой стратегии в системе управления финансовыми средствами ООО«Алоид»; систематизировать факторы и требования, которые определяют роль налогового менеджмента в обеспечении финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

Под налоговой стратегией принято понимать управление финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, которое направлено на повышение эффективности его взаимодействия с государственным механизмом налогообложения в целях законного уменьшения налоговой нагрузки, а также выявления финансовых ресурсов для их последующей капитализации[1].

В качестве объектов налоговой стратегии по нашему мнению, должны выступать:

- объекты налогообложения;

- процесс формирования налоговой базы;

- процедура исполнения налоговых обязательств.

Объекты налоговой стратегии ООО«Алоид» рассмотрим на рисунке 3.1.

Объекты налоговой стратегии ООО «Алоид»
Объекты налогообложения
  Формирование налоговой базы  
Исполнение налоговых обязательств  
Доходы, расходы, результаты, имущество  
Учетная политика для целей бухгалтерского учета, учетная политика для целей налогообложения  
Соблюдение порядка исчисления налоговых обязательств, соблюдение сроков погашения налоговых обязательств  

Рисунок 3.1 – Объекты налоговой стратегии ООО «Алоид»

Вопросы формирования налоговой стратегии должны решаться исходя из предъявляемых к структуре управления требований и ряда определяющих факторов, которые представлены на рисунке 3.2.

Налоговая стратегия хозяйствующего субъекта  
Требования  
Оптимальность: минимум ступеней  
Факторы
Масштабы бизнеса

Уровень налоговой нагрузки
Оперативность: -скорость принятия управленческих решений; -распределение обязанностей и ответственности  

Отраслевые особенности налогообложения
Наличие ресурсов: - финансовые; - материальные; - трудовые; - информационные  
Экономичность: - рациональное разделение управленческого труда; - минимум затрат на управление; - минимум уровней управления; - сокращение цепи  
Режим налогообложения




Рисунок 3.2 – Факторы и требования, определяющие формирование налоговой стратегии ООО«Алоид»

Необходимо выявить варианты формирования налоговой стратегии на микроуровне.

С целью комплексного изучения процесса управления формированием налоговых издержек в выпускной квалификационной работе выделены и структурно определены три варианта формирования налоговой стратегии (см. таблицу 3.1), что объясняется, прежде всего, разным уровнем потребности хозяйствующего субъекта в налоговой стратегии и, соответственно, уровнем сложности решаемых ею задач.

Формирование единонаправленной корпоративной стратегии является основой для формирования частных стратегий предприятий и, как следствие, все это позволит обеспечить появление синергетического эффекта от взаимодействия всех участников их стратегий и маркетинговых усилий.

Также, правильно сформированная стратегия позволит определять наиболее сильных участников цепочки, исключать, заменять или стимулировать наиболее сильных, выделяя, таким образом, критерии, которые позволят выявлять эффективные звенья и формировать эффективную цепочку.

Таблица 3.1 – Варианты формирования корпоративной налоговой стратегии ООО«Алоид»

Решаемые задачи Потребности для реализации
Информация Кадры Технические ресурсы
I   1.Разработка внутрихозяйственных регламентов и кон- троль за их выполнением: - учетной политики для целей налогообложения; - договорной политики; - налогового бюджета; 2.Анализ выполнения планов, графиков, оценка причин возникших отклонений 3.Возможное использование налоговых льгот Законы и другие нормативные акты по налогообложению юридических и физических лиц, действующие в Российской Федерации Функции по налоговому менеджменту могут быть возложены на работников бухгалтерии или финансового отдела хозяйствующего субъекта Компьютерная техника, программное обеспечение для проведения расчетных и аналитических процедур


Окончание таблицы 3.1

II   Дополнительные задачи к варианту I: 1. Оценка возможного влияния тенденций развития налогового законодательства на сумму налоговых издержек хозяйствующего субъекта 2.Создание условий для максимального использования льгот и применения специальных налоговых режимов 3. Оценка финансовых последствий управленческих решений по налоговой стратегии хозяйствующего субъекта Дополнительно используются: комментарии ведущих юристов, экономистов по налоговой проблематике; решения судов по налоговым спорам и конфликтам;   В штат бухгалтерии или финансового отдела вводится специалист или группа специалистов по налоговому менеджменту Компьютерная техника, программное обеспечение для проведения расчетных и аналитических процедур
III   Дополнительные задачи к варианту II: 1.Разработка и использование методов оптимизации налоговых обязательств 2.Оценка финансовых последствий различных вариантов организации деятельности хозяйствующего субъекта, реализации разного рода проектов по налоговой стратегии 3.Анализ налоговых рисков Дополнительно используются: базы данных, содержащие статистические данные и входные параметры по вариантам деятельности хозяйствующего субъекта   Формируется специальная служба корпоративного налогового менеджмента; Компьютерная техника с более широкими функциональными возможностями;

Исследование показало, что в условиях рыночной экономики множество факторов оказывает влияние на величину налоговых издержек хозяйствующего субъекта.

Для того чтобы оценить степень таких изменений и скорректировать действия налоговых менеджеров, необходим специальный механизм управления налоговыми издержками. Управление издержками в широком понимании – средство достижения высокогоэкономического результата, которое представляет собой систему принципов иметодов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам их

формирования, распределения и использования в хозяйствующих субъектах, чтобы обеспечить интересы его собственников в текущем и перспективном периоде.

Так как налоговые платежи являются одной из существенных статей расходов хозяйствующего субъекта, то для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- обеспечение оптимизации размера налоговых издержек; организация качественного процесса их формирования;

- обеспечение оптимальной взаимосвязи между процессом формирования налоговых издержек и допустимым уровнем риска; обеспечение снижения уровня налоговых издержек по отношению к общему объему производства;

- обеспечение снижения уровня налоговых издержек и получение необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственниками хозяйствующего субъекта.

В выпускной квалификационной работе рассмотрено содержание, назначение и сущность управления налоговыми издержками, что позволило в итоге представить процесс управления налоговыми издержками в виде определенного механизма, включающего систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в области их формирования и использования (см. рисунок. 3.3).Также необходимо отметить , что одним из факторов, влияющих на качество услуг налогового консультанта, является предоставление и сбор экономической информации в процессе управления налоговыми издержками организации

Наряду с этим в выпускной квалификационной работе показано, что процесс формирования налоговой стратегии хозяйствующего субъекта состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые следует рассматривать как чёткую и однозначную последовательность действий, направленных на снижение налоговых обязательств конкретного субъекта

(см. рисунок 3.4).

Механизм формирования налоговых издержек хозяйствующего субъекта
Инструменты: Операционный анализ (модель «издержки-объем-прибыль»); Бюджетирование; Факторный анализ отклонений фактических налоговых издержек от плановых: Экономико – математические методы; Прочие методы
Принципы: Управление налоговыми издержками -составная часть процесса управления хозяйствующим субъектом; Комплексный подход к формированию управления налоговыми издержками;Вариантность управления налоговыми издержками; Влияние управления налоговыми издержками хозяйствующего субъекта на его стратегические цели
Практическая реализация: Управленческий контроль затрат по центрам ответственности, по видам продукции; Разработка бюджетов центров ответственности; Принятие управленческих решений
Функции: Разработка стратегии управления налоговыми издержками хозяйствующего субъекта; Создание информационных систем, обеспечивающих разработку альтернативных управленческих решений; Создание организационных структур, обеспечивающих разработку и реализацию управленческих решений по формированию налоговых издержек на различных уровнях управления; Выполнение анализа процесса формирования налоговых издержек
Задачи: Планирование затрат по центрам ответственности, по видам продукции, запасов, технологических процессов Управленческий учет налоговых издержек; Мониторинг налоговых издержек; Расчет и анализ отклонений фактических налоговых издержек от плана (по нормативам); Выбор рекомендаций по принятию решений по управлению налоговыми издержками

Рисунок 3.3 – Механизм формирования налоговых издержек хозяйствующего субъекта

Этапы формирования налоговой стратегии ООО «Алоид»
I этап
Формирование перечня важнейших проблем, стоящих перед хозяйствующим субъектом по вопросам формирования налоговой стратегии
Выбор проблем, требующих первоочередного решения
II этап
Разработка программы длярешения определенной проблемы в налоговой стратегии
Определение параметров, характеризующих цели
Разбивка генеральной цели на подцели
III этап
Разработка мероприятий дляреализации налоговой стратегии хозяйствующего субъекта
Разработка стадий выполнения каждого задания
IV этап
Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения налоговой стратегии хозяйствующего субъекта
Определение потребности в материальных, трудовых, финансовых ресурсов для реализации налоговой стратегии
Расчет эффективности реализации налоговой стратегии хозяйствующего субъекта
V этап
Формирование внутрихозяйственных регламентов; создание специального подразделения (службы)
Согласование и утверждение налоговой стратегии хозяйствующего субъекта

Рисунок 3.4 – Этапы формирования налоговой стратегии хозяйствующего субъекта

Налоговая стратегия охватывает все основные направления работы предприятия и является средством коммуникации между руководителями

организации, налоговой службой, сотрудниками подразделений компании и внешними консультантами в целях законного уменьшения налоговой нагрузки и выявления финансовых ресурсов для их последующей капитализации.

3.2 Управление налоговыми рисками в налоговом планировании в

ООО«Алоид»

Снижение налоговых рисков и оптимизация налогов в настоящее время

является одной из основных проблем большинства налогоплательщиков. Все предприятия так или иначе стараются уменьшить суммы налогов к уплате в бюджет. Единственным отличием являются только способы достижения этой цели. Одни хотят сохранить собственный бюджет за счет «серых» схем, другие и вовсе ведут бухгалтерский учет «в черную». Но все же большинство компаний используют законные пути снижения уплат в бюджет. При этом риски у последних ничуть не меньше, чем у злостных «уклонистов»[25].

Суть налоговой оптимизации состоит в уменьшении размера налоговых

обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Главной целью налоговой оптимизации является не только экономия на налогах, но и снижение налоговых рисков бизнеса. Для этого необходимо определить ключевые принципы, которыми следует руководствоваться. Для этого необходимо определить ключевые принципы, которыми следует руководствоваться при проведении мероприятий, направленных на выявление, оценку и снижение налоговых рисков. К ним относятся следующие:

1) принцип адекватности затрат. Стоимость внедряемой схемы снижения рисков не должна превышать суммы возможных потерь, являющихся следствием налоговых рисков.

Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек, выраженных в виде риска, имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике

такой порог составляет 50-90 % от размера уменьшаемых рисков.

2) принцип юридического соответствия. Схема оптимизации налоговых рисков должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства. Этот принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть его заключается в недопустимости построения схем снижения налоговых рисков, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает либо вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам, и т. д.

3) принцип конфиденциальности. Доступ к информации о фактическом

предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.

На практике это означает что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации рисков, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.).

Соблюдение принципа конфиденциальности «таит» в себе возможностьутраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Одной из особенностей большинства структур по снижению налоговых рисков является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех

прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Целесообразно также некоторые договоры и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.

4) принцип подконтрольности. Достижение желаемых результатов от

использования схемы снижения налоговых рисков зависит от хорошо

продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.

5) принцип допустимого сочетания формы и содержания. Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, оказывали и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов» и прочие условия.

Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от «недобросовестных» участников процесса. но имеет также непереоценимое значение и для «отражения» возможных подозрений со стороны проверяющих[26].

6) принцип нейтралитета Оптимизацию налоговых рисков необходимо

производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчислений независимых контрагентов.

Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного

сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу

сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот – уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.

7) принцип диверсификации. Оптимизация бюджетных отчислений как

одиниз видов экономической деятельности, связанный с движением и

хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера.

8) при этом следует иметь в виду и тот факт, что в связи с последними

изменениями в уголовном законодательстве юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.

9) принцип автономности. Действия по оптимизации рисков должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

Поскольку, налоговая оптимизация является только разновидностью

налогового поведения бизнеса, то и риски при ее использовании, аналогичны рискам налогоплательщиков, не использующих ее (см. рисунок 3.5).

Налоговые риски  
Взыскание недоимки по налогам  
Взыскание штрафных санкций  
Уголовная ответственность  
Взыскание пени за несвоевременную уплату налогов

Рисунок 3.5 – Налоговые риски

Для того чтобы минимизировать налоговые риски, необходимо применять принципы, представленные на рисунке 3.6

Налоговые платежи  
Запланированы  

Налоги  
Контрагенты  
Реальны  
Правильно исчислены и вовремя уплачены  
S fTLeAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SFwQtaFJm4RsKlTEEakt qOLoxksSEdtR7Lbp37Oc4Ljap5k35WqyvTjRGDrvEB5mCgS52pvONQgf76/3GYgQtTO6944QLhRg VV1flbow/uy2dNrFRnCIC4VGaGMcCilD3ZLVYeYHcvz78qPVkc+xkWbUZw63vXxUaiGt7hw3tHqg dUv19+5oEUwgSXekNvFzn77Ey/pta1SOeHszPT+BiDTFPxh+9VkdKnY6+KMzQfQI6TzJGUWYL3gT A1mWJCAOCMs8BVmV8v+C6gcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQB AAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBzqMjctQIAAIMF AAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA5kn0y3gAA AAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAA8FAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAGgYA AAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="black [3213]" strokeweight=".25pt">
Законны  
4 3QAAAAgBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9BS8NAFITvgv9heYIXsRuNbdOYlyIVj0JbpfS4 zT6TYPZtyG7b9N/7POlxmGHmm2I5uk6daAitZ4SHSQKKuPK25Rrh8+PtPgMVomFrOs+EcKEAy/L6 qjC59Wfe0GkbayUlHHKD0MTY51qHqiFnwsT3xOJ9+cGZKHKotR3MWcpdpx+TZKadaVkWGtPTqqHq e3t0CDaQpjtK1nG/m77Gy+p9Y5MF4u3N+PIMKtIY/8Lwiy/oUArTwR/ZBtUhzLInSSKkqVwSP51n KagDwnwxBV0W+v+B8gcAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQB8EmtFswIAAIMFAAAO AAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCIk4G43QAAAAgB AAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAA0FAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAFwYAAAAA " fillcolor="white [3201]" strokecolor="black [3213]" strokeweight=".25pt">
Сделки  

Рисунок 3.6 – Принципы оптимизации

Для выявления и оценки налогового риска необходима прежде всего

оперативная и достоверная информация.

Информационное обеспечение при оценке и программировании риска

служит не только в качестве источника данных для анализа, но и само по себе является средством снижения риска. Однако доступ к информации, на основе которой принимаются решения, связанные с выявлением и оценкой текущих и перспективных тенденций в условиях рынка, ограничен, что порождает неопределенность при выборе линии поведения и прогнозировании риска.

Кроме этого, при анализе риска необходимо учесть тенденции в экономике страны в целом, ситуацию в отрасли и соотнести их с финансовым положением собственного предприятия, с имеющимися планами капиталовложений и развития производства[20].

Для того чтобы оценить налоговый риск и принять соответствующее

решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте-носителе риска (см. рисунок 3.7).

Сбор информации  
Анализ  
Выявление  
Оценка  
Выбор метода воздействия на риск  
Принятие решения  
Воздействие на риск  
Снижение  
Сохранение  
Передача риска  
Контроль результата  

Рисунок 3.7 – Процесс управления налоговыми рисками в ООО«Алоид»

Эта первичная стадия носит название «выявление риска» и включает два этапа: отбор информации о структуре объекта и выявление опасностей или инцидентов. К основным методам получения исходной информации об объекте исследования следует отнести следующие:

1)стандартизированный опросный лист;

2) рассмотрение и анализ первичных документов управленческой и

финансовой отчетности;

3)анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

4) составление и анализ диаграммы организационной структуры

предприятия;

5) составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов;

6) инспекционные посещения производственных подразделений;

7)консультации специалистов в данной отрасли;

8)экспертиза документации консалтинговыми фирмами.

На третьем этапе необходимо также провести оценку риска.

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью

минимизировать возможный ущерб в будущем. Существует несколько способов его уменьшения, поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на налоговый риск для выбора наилучшего из них.

После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски

появляется возможность сформулировать общую стратегию управления всем

комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решения, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на схеме тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска.

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного

ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаше всего оно происходит при помощи осуществления предупредительных организационных мероприятий, под которыми понимаются различные способы.

Оценка налоговых рисков должна присутствовать на каждом этапе

налогового планирования, как стратегического, так и текущего. Оценка только эффективности мероприятий налогового планирования без учета фактора риска может привести к принятию неверных управленческих решений, при реализации которых финансовые потери или упущенная выгода, обусловленные влиянием составляющих налогового риска, превысят предполагаемый эффект от действий в области налогового планирования.

Предложим следующие методы управления налоговыми рисками

ООО «Алоид»:

1) повышение квалификации финансово-экономических служб организации (М1);

2) анализ и документальное подтверждение экономической обоснованности сделок и выбора контрагентов (М2);

3) мониторинг налогового законодательства, налоговой судебной практики получение разъяснений налоговых органов (М3);

4) резервирование денежных средств для погашения возможных налоговых обязательств и претензий (М4);

5) лимитирование сумм рискованных с налоговой точки зрения сделок

(М5);

6) гармонизация согласованности действий финансово-экономических

и юридических служб организации в плане документального оформления и

учета операций хозяйственной деятельности (М6).

Для определения набора методов используется разработанная автором

матрица принятия решений (см. таблицу 3.2).

Таблица 3.2 – Матрица выбора методов управления налоговыми рисками в ООО «Алоид»

  Факторы, влияющие на размер налогового риска Размер организаций
Малые Средние Крупные
Внешние Изменения в законодательстве, касающиеся уплаты налогов и сборов M1 M1M2M3 М1М2М3М4
Частота внесения изменений в законодательство M1 M1M3 М1М3М6
Нечеткость законодательных формулировок M1 M1M4 М1М4М5
Наличие внешних структур (рейдеры, недобросовестные конкуренты) - M2M4 М2М4 М5М6
Внутренние Внутренняя налоговая политика предприятия М2 M2М3 М4М5 М2М3 М4М5М6
Применение налогового планирования M1M2 М1М2 М3М4 М1М2М3 М4М5М6
Отношения с налоговыми органами - М3М4М5 М3М4М5
Квалификация бухгалтерских служб M1 M1M3 М1М3М6
Уровень юридической поддержки M1 M1M3 М1М3М6

Как видно из таблицы 3.2, количество применимых методов управления налоговыми рисками организации находится в прямой зависимости от размера организации.

Следующим этапом управления налоговыми рисками организации выступает осуществление внутреннего налогового контроля. Мероприятиями, позволяющими достичь указанной цели, являются оценка эффективности и динамики результатов налогового учета, выраженных в суммах уплачиваемых организацией налогов и сборов, а также оценка эффективности налогового планирования и методов управления налоговыми рисками, определяемая суммами доначисления налогов, штрафов, пени и

другими критериями.

Предлагается в рамках осуществления внутреннего налогового контроля использовать налоговый бюджет. Его применение в данном случае

обусловлено тем, что он содержит в себе данные обо всех уплачиваемых организацией налогах и сборах, их суммах и сроках уплаты, с его помощью можно определить эффективность используемых методов налогового планирования, правильность выбранной налоговой политики, а также выявить возможные налоговые риски.

Заключительным этапом является анализ результатов предыдущих этапов управления налоговыми рисками и выработка рекомендаций по коррекции выявленных недостатков, вызывающих снижение налоговой безопасности организации.

Методика оценки эффективности управления налоговыми рисками организации.

Задачей эффективного управления налоговыми рисками в организации является не только снижение их уровня до приемлемого, но и недопущение в результате этого процесса создания помех достижению стратегических целей бизнеса. Для эффективности управления налоговыми рисками в ООО «Алоид» предлагается использовать методику, включающую в себя анализ и соотнесение двух групп показателей, характеризующих состояние организации: достижение цели бизнеса и уровень налоговых рисков[18].

В первую группу включаются зависящие от отраслевой принадлежности, жизненного цикла, формы собственности и других характеристик индивидуальные стратегические цели организации: рост прибыли, рост выручки, увеличение доли рынка, максимизация стоимости бизнеса, рост чистой прибыли либо чистого денежного потока.

Во второй группе показателей используются критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, характеризующие добросовестность налогоплательщика с ее точки зрения, а также другие критерии, по мнению автора, свидетельствующие о наличии либо отсутствии у организации налоговых рисков, в том числе вызванных реализацией налогового планирования.

Методика оценки эффективности управления налоговыми рисками организаций, разработанная автором, базируется на коэффициентном анализе.

На первом этапе проводится оценка соответствия указанным критериям («да»/»нет»), затем рассчитываются коэффициент соответствия стратегическим целям бизнеса ( Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru ) и коэффициент налоговых рисков ( Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru )

как отношение количества положительных оценок к количеству критериев, применяемых к конкретной организации.

Следующий этап – расчет коэффициента эффективности управления налоговыми рисками, который производится по следующей формуле:

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru , (3.1)

где Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru – коэффициент эффективности управления налоговыми рисками;

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru – коэффициент соответствия стратегическим целям бизнеса;

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru – коэффициент налоговых рисков.

Путем анализа полученной величины итогового коэффициента производится оценка эффективности управления налоговыми рисками и определяется необходимость пересмотра используемых методов:

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru = 1 – высокая эффективность управления налоговыми рисками, внесение корректировок не требуется;

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru = (0,5; 1) – достаточная эффективность управления налоговыми рисками, необходимо акцентировать внимание на зонах с повышенным налоговым риском;

Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru ≤ 0,5 – управление налоговыми рисками неэффективно, необходимо пересмотреть используемые методы.

Для увеличения аналитической результативности разработанной методики производится оценка эффективности управления налоговыми рисками в нескольких периодах, что дает возможность определить состояние организации в динамике.

Количественные индикаторы и пороговые значения, используемые в авторской методике, позволяют заблаговременно выявить негативные тенденции, конкретные зоны повышенного налогового риска и выработать

рекомендации по внесению коррективов в используемые методы и принимаемые решения по управлению налоговыми рисками в организации.

Таким образом, оценив эффективность управления налоговым рисками

ООО«Алоид» можно сказать, что она повысилась (см. таблицу 3.3.).

Таблица 3.3 – Оценка эффективности управления налоговыми рисками в

ООО «Алоид»

Критерии 2014 год 2015 год Комментарий
Достижение стратегических целей бизнеса (количество критериев – 2)
1.Рост выручки от реализации ( цель ООО «Алоид» на текущем уровне развития) нет да В 2014 году роста выручки не было, но в 2015 году экономические показатели ООО «Алоид» улучшились, рост составил 9 % к прошлому году
2.Рост чистой прибыли (чистого денежного потока) нет да В 2014 году ООО «Алоид» понесло убытки, а в 2015 году рост чистой прибыли составил 108 % к предыдущему году
Коэффициент соответствия применяемым критериям ( Формирование налоговой стратегии в ООО«Алоид» - student2.ru ) Наблюдается улучшение показателей
Уровень налоговых рисков (количество критериев – 10)
1. Налоговая нагрузка выше среднеотраслевого значения (для налоговых органов говорит о том, что организация уплачивает установленные налоги и сборы в полном объеме) да да В 2015 году налоговая нагрузка снизилась с 8,03% до 7,95%, но не достигла рискованного уровня, следовательно, по этому критерию налоговый риск небольшой
2. Отсутствуют стабильные (более двух лет) и/или крупные убытки от реализации, что подтверждает добросовестность налогоплательщика нет да В 2014 году ООО «Алоид» понесло крупный убыток, но в 2015 г. размер убытка значительно сократился – налоговый риск небольшой
3. Доля вычетов по НДС не превышает 89% от суммы начисленного налога за 12 месяцев, не имеет место возмещение налога из бюджета нет да В 2014 году налоговый риск по этому критерию был большой, так как происходило возмещение НДС в связи с введением в эксплуатацию большого количества дорогостоящего оборудования и имущества. В 2015 году риск снизился
4. Не наблюдается расхождений между бухгалтерской и налоговой отчетностью да да Отношение темпа роста расходов по отношению к темпу роста доходов по бухгалтерскому и налоговому учету примерно равны в 2014 – 2015 годах. Риск низкий

Окончание таблицы 3.3

5. Соблюдение предельного значения установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД) да да На ООО«Алоид» не применяются спецрежимы. Риск низкий
6. Среди контрагентов отсутствуют перекупщики и посредники, применяющие налоговые спецрежимы, деятельность и налоговое планирование построены на основе наличия экономической целесообразности и деловой цели да да Предприятие не работает по договорам комиссии, а также с организациями, применяющими упрощенный режим налогообложения (за исключением мелких сделок) и прочие льготные режимы налогообложения. Риск низкий
7. Выполняются все разумные требования налоговых органов, не происходит постоянная смена места регистрации фирмы да да ООО «Алоид» является добросовестным налогоплательщиком, выполняющим все требования налоговых органов. Риск низкий
8. Отсутствуют крупные налоговые недоимки, штрафы и пени, а так

Наши рекомендации