Распределение поручений в органах прокуратуры.

Распределение поручений– это чёткое определение круга служебных обязанностей должностного лица, работающего в органах прокуратуры.

При распределении обязанностей учитываются деловые качества, опыт и интересы работников.

Основное правило при распределении обязанностей: распределению подлежит вся имеющаяся работа между наличным составом работников (кого-то может не быть на месте, но работа должна выполняться). Распределение обязанностей производится с учётом взаимозаменяемости работников.

Распределение обязанностей в городских и районных прокуратурах закрепляется в специальном Приказе о распределении обязанностей. В вышестоящих прокуратурах распределение обязанностей осуществляется путём издания:

· приказов

· положений об отделах и управлениях

· приказов о распределении зон деятельности.

Распределение обязанностей зависит от объёма работы и штатной численности работников.

Объём работы зависит от численности населения на обслуживаемой территории и состояния законности. Связь между численностью населения и состоянием законности прямая пропорциональная (чем больше численность населения, тем больше совершается нарушений).

При распределении обязанностей применяются 3 способа:

1)основной – принцип отраслевой специализации (предметный)

Между работниками в городских и районных прокуратурах обязанности распределяются по основным направлениям (отраслям) надзора. В зависимости от штатной численности могут быть различные варианты распределения: при небольшой численности работников им приходится совмещать деятельность по осуществлению надзора по двум и более отраслям; если численность позволяет, за каждым работником (группой работников) закрепляется определённой отрасль.

Этот принцип действует и в вышестоящих прокуратурах (генеральной прокуратуре и прокуратурах субъектов) – это проявляется в том, что обязанности по отраслям надзора распределяются между отделами и управлениями (структурными подразделениями).

Например: в прокуратуре Свердловской области есть Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства, Следственное управление (в него входят отдел по расследованию особо важных дел, отдел по надзору за процессуальной деятельностью отделов, осуществляющих дознание и предварительное следствие) и т.д.

2)зональный принцип: территория, на которой действует прокуратура, делится на несколько зон. В состав зоны входит несколько административно-территориальных единиц. Количество зон определяется количеством работников отделов или управлений.

Этот принцип применяется как в городских и районных прокуратурах, так и в прокуратурах вышестоящего звена.

Зональный прокурор осуществляет контроль за деятельностью подчинённых прокуроров своей зоны, т.е.

· знакомится с их работой (подчинённые направляют ему документы)

· анализирует состояние законности в своей зоне

· готовит предложения по улучшению работы, разрабатывает мероприятия по

улучшению работы

· если выявляет нарушения, то готовит проекты приказов о наложении дисциплинарных

взысканий.

3)зонально-предметный принцип

Применяется при организации работы внутри структурных подразделений прокуратур субъектов РФ и генеральной прокуратуры.

Дополнительно прокурор отдела обобщает работу в рамках всей прокуратуры по какой-либо части отрасли надзора.

Приказом руководителя прокуратуры за каждым работником приказом закрепляются определённые обязанности. Основные обязанности работника – это те обязанности, которые закреплены за данным работником приказом. Дополнительно к основным обязанностям работнику может быть поручено:

· рассмотрение жалоб и обращений, поступающих в прокуратуру

· рассмотрение уголовных дел

· обязанности по систематизации законодательства

· поддержание государственного обвинения

· участие в рассмотрении гражданских дел.

При распределении обязанностей между работниками должен учитываться характер полномочий: являются ли они передаваемыми или непередаваемыми.

Непередаваемые обязанности могут осуществляться только прокурором (например: подписание актов прокурорского реагирования и т.д.)

Передаваемые – например: право проводить проверки, запрашивать документы, вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру для дачи объяснений и т.д.




Планирование в органах прокуратурах.

В прокуратуре очень много текущей работы.

Виды планирования работ в органах прокуратуры применяется:

1)перспективное планирование (перспективные планы)

План составляется на более или менее продолжительный период времени (на 1 год и более). Основывается перспективное планирование на прогнозировании правонарушений. В перспективные планы включаются:

· мероприятия по анализу состояния законности

· проведение координационных мероприятий

· проведение проверки исполнения законов.

Возможность перспективного планирования основывается на том, что в прокуратуре регулярно должна проводиться аналитическая работа (анализ состояния законности). Такой анализ позволяет выявить наиболее распространённые правонарушения по видам, территории, времени совершения. На основе этого анализа возможно прогнозирование по времени, территории и другим показателям.

В соответствии с Приказом генерального прокурора № 34 от 26 июня 1997 года «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» не реже двух раз в год прокуратуры должны проводить анализ состояния преступности, а также условий и причин, её способствующих.

По результатам анализа принимается организационное решение о том, какие мероприятия надо проводить и включать в план.

2)текущее планирование

Обязательным видом является планирование на полугодие (раньше было планирование на квартал).

И полугодия, и кварталы – это периоды более ил менее устойчивого состояния законности.

В текущие планы включаются:

· мероприятия координационного характера (по координации деятельности

правоохранительных органов)

· проверки исполнения законов

· обобщение судебной и следственной практики, практики прокурорского надзора

· мероприятия по повышению квалификации (семинары, конференции и т.д.)

Не включаются в план текущей работы (текущая работа – это та работа, которая есть постоянно):

· работа по разрешению жалоб и обращений граждан

· работа по расследованию преступлений

· работа по участию в рассмотрении дел в судах (поддержка обвинения по уголовным

делам, участие в рассмотрении гражданских дел)

· работа по реагированию на нарушение законов.

Подготовка плана – это процесс. Перед составлением плана должны быть проанализированы результаты выполнения предыдущего плана, предложения работников и проч.

Мероприятия в плане указываются в связи с мероприятиями других отраслей надзора. Мероприятия в плане группируются по отраслям, учитываются во взаимосвязи разных отраслей надзора.

План составляется (разрабатываются и включаются в него мероприятия) на оперативном совещании. После этого план утверждается прокурором и становится документом, обязательным для исполнения (т.е. в дальнейшем за его неисполнение может наступить ответственность).

Включение в план мероприятий – это своеобразный (определённый) способ реагирования на нарушение законности.

Исходя из анализа состояния законности, выбираются наиболее необходимые мероприятия.

Анализ состояния законности предполагает изучение информации, находящейся в самой прокуратуре (внутренней), и поступающей в прокуратуру из других организаций, в том числе – истребуемой прокуратурой информации (внешней).

В прокуратуре изучаются:

· поступившие и разрешённые заявления и обращения граждан

· материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела

· дела, которые расследовались и были направлены в суд

· прекращённые дела

· приостановленные дела

· материалы ранее проведённых проверок

· материалы о нарушении законности, поступившие в прокуратуру из СМИ и

контролирующих органов.

Прокурорские органы должны проявлять инициативу по истребованию информации из органов контроля, органов внутренних дел, службы судебных приставов, судов, таможенных органов. Это внешняя информация.

Это в основном статистическая информация.

К числу контролирующих органов относятся: органы налоговой инспекции, инспекция по охране труда, инспекция по охране окружающей среды, центр санэпиднадзора, управление статистики и др.

Анализ всей этой информации и позволяет определить необходимые мероприятия, которые должны быть включены в план и выполнены.

К планам предъявляются определённые требования:

1)обоснованность включаемых мероприятий

Т.е. запланированные мероприятия должны быть вызваны необходимостью борьбы с правонарушениями в каком-либо органе или организации – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

2)мероприятия должны быть результативными

Т.е. по результатам их проведения должны быть обязательно приняты меры прокурорского реагирования – это обеспечивается предварительным анализом состояния законности.

3)комплексность

В ряде случаев проведение проверки требует обобщения имеющейся информации.

Комплексность – это включение в план нескольких взаимосвязанных мероприятий из разных отраслей надзора (выполнение одного мероприятия невозможно без выполнения другого).

4)обязательность

Все мероприятия, включённые в план, подлежат выполнению.

31. Служба в органах и учреждениях прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры РФ – это вид государственной службы.

Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной гос-венной службы.

Правовое положение и условия прохождения службы закрепляются в

ФЗ «О прокуратуре» и п.2 ст.4 ФЗ «Об основах гос. службы в РФ».

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются также законодательством о труде и законодательством о гос. службе с учётом особенностей, предусмотренных законодательством о прокуратуре.

Содержание службы определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы. Эти особенности ориентированы на оптимальное выполнение прокурорскими работниками задач и функций прокуратуры.

Наши рекомендации