Методика выполнения курсовой работы

Студенты дневной и заочной формы обучения выбирают тему курсовой работы на основе тематики курсовых работ, предложенной кафедрой уголовного права, процесса и национальной безопасности (далее УПНБ).

Подготовка и написание работы включает следующие этапы:

· выбор темы курсовой работы;

· подбор литературы и нормативных источников к выбранной теме, который осуществляется студентом самостоятельно на основе предлагаемого перечня литературы по дисциплине, а также библиографических каталогов по соответствующей теме;

· изучение подобранной литературы. Это наиболее трудоемкий этап, он включает обязательное конспектирование источников. Итогом этой работы должна стать систематически изложенная информация, полностью раскрывающая содержание темы.

· изложение содержания курсовой работы обязательно предваряется составлением плана. План служит основой для определения структуры работы: введение, 2-3 вопроса (параграфа) по изложению содержания, заключение и список литературы.

Выбор темы

Примерная тематика курсовых работ ежегодно разрабатывается и утверждается кафедрой УПНБ. В целях обеспечения связи научно исследовательской студенческой работы с деятельностью правоохранительных органов и утверждении тематики, в нее включаются предложения правоохранительных органов, судов и экспертных подразделений. Список тем, утверждаемых кафедрой УПНБ, не является исчерпывающим.

Выбор темы – важный этап, по существу являющийся началом работы над избранной проблемой. Студент вправе избрать иную тему своего исследования, если она актуальная для теории или практики. Тема – это наикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая её сущность.

Целесообразно избирать тему курсовой работы, исходя из того, к какой области практической деятельности готовит себя студент. В то же время тема должна быть реальной для выполнения, избранной с учетом возможностей собирания научных и практических материалов. В этом случае тема согласовывается с лектором либо преподавателем, проводящим занятия в группе, которые учитывают все эти факторы и помогают правильно сформулировать тему курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы часто определяет и выбор темы дипломной работы.

Удачно написанная курсовая работа может стать основой дипломной работы или одной из ее частей.

Подбор материалов. Составление плана работы и его исполнение. После избрания темы курсовой работы студент должен заняться подбором основной литературы, освещающей вопросы избранной темы. Подбор и изучение литературных источников – важный, сложный и трудоемкий этап в подготовке курсовой работы. Определенным ориентиром в круге литературных источников могут служить планы занятий в зависимости от дисциплины , по которой будет готовиться курсовая работа, а именно: по уголовному праву, уголовному процессу, правоохранительным органам, основам теории национальной безопасности, теории оперативно-розыскной деятельности, административной деятельности органов внутренних дел, в которых содержатся указания на основную и дополнительную литературу. Студент может воспользоваться библиографическими справочниками по указанным дисциплинам, каталогами, имеющимися в библиотеке и на кафедре УПНБ.

Необходимо отметить, что подбор литературы – обязанность студента. Научный руководитель лишь помогает студенту определить основные направления работы, рекомендует наиболее важные научные источники, разъясняет, как нужно составить библиографию.

Перечень литературы по теме не должен быть слишком объемным, так как нередко это может затруднить процесс работы. В перечень работ, подлежащих использованию, следует включать не только крупные монографические исследования, но и статьи по соответствующим вопросам. При подборе литературы студент просматривает соответствующие разделы в учебниках, конспекты прослушанных лекций, материалы практики, знакомится с основными литературными источниками. Целесообразно показать научному руководителю список литературы с целью включения в него пропущенных, но необходимых работ.

В период подбора литературы студент предварительно знакомится с ее содержанием, так как это необходимо для разработки плана работы. Обстоятельное изучение литературных источников осуществляется после разработки плана.

Начинать изучение литературы целесообразно с наиболее известных и признанных работ, в которых интересующий вопрос изложен наиболее полно и подробно, затем можно знакомиться с работами, рассматривающими эту проблему с различных позиций, содержащими оригинальные точки зрения авторов по спорным вопросам.

После избрания темы и предварительного ознакомления с основной литературой составляется план работы, в соответствии с которым ведется изложение материала. Выделение определенных аспектов, конкретных вопросов, установление очередности их изложения помогает сделать работу стройной, логичной. Твердый план удерживает автора от излишних повторений, неоправданного отклонения от темы.

К составлению плана курсовой работы следует подходить творчески, нельзя дать какую-то типичную схему плана вообще, так как по каждой теме он составляется индивидуально. К сожалению, многие курсовые работы лишаются своеобразия и индивидуальности именно из-за использования одинаковых планов.

В плане определяются конкретные вопросы, которые будут рассматриваться. В ходе сбора материала по теме первоначальный план может изменяться и дополняться. Однако основной круг вопросов, рассматриваемых в работе, следует очертить в самом начале работы. Иначе может произойти «разбрасывание» темы, что лишит работу стройности, конкретности и законченности.

Рекомендуется включать в структуру курсовой работы следующие разделы:

а) введение, в котором автор должен объяснить, почему им выбрана данная тема, обосновав свой выбор научной актуальностью, практической значимостью и другими мотивами (например, личным интересом);

б) основной текст, который может состоять из глав, разделенных на параграфы Содержание глав и параграфов должно отвечать их названиям, содержать сравнительный анализ, постановку научных проблем и обоснованные предложения по их решению. Рекомендуется, чтобы главы и параграфы соответствовали друг другу по объему;

в) заключение, в котором формулируются предложения и выводы, вытекающие из всей работы;

г) приложения включают: анализы и обзоры, подготовленные автором, схемы, таблицы, фотоснимки и т.д. Каждое приложение нумеруется;

д) список литературы и источников включает все информационные источники, использованные автором.

Изложение материала в работе должно строго соответствовать плану. вестись последовательно. Изучаемые проблемы следует рассматривать по возможности полно и обстоятельно, предметно, избегая общих рассуждений. Язык работы должен быть научным, стиль - лаконичным. Особое внимание следует обратить на правильное использование специальной терминологии. Автор должен показать, что он знает, что обозначают употребляемые им термины. Чтобы избежать ошибок и неточностей следует в необходимых случаях обращаться за справкой к словарям: русского языка, иностранных слов, философскому, логическому, юридическому, и др.

Раздел 2. Требования к оформлению и объему курсовых работ

Содержание и структура курсовой работы

Общие требования, предъявляемые к содержанию и структуре курсовой работы:

· содержание должно быть структурировано, материал изложен в логической последовательности;

· используемая информация должна быть проанализирована и систематизирована;

· используемый понятийно-категориальный аппарат должен быть корректным, формулировки краткими, точными, исключающими субъективность и неоднозначность толкования.

К структурным элементам курсовой работы относятся: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения (при необходимости).

Титульный лист – первая страница курсовой работы, на которой указываются следующие реквизиты: полное наименование министерства, вуза, название подразделения (институт, факультет, кафедра), в котором выполнена работа, название темы, фамилия, имя, отчество автора, фамилия, инициалы и ученая степень (звание) научного руководителя, наименование места и год выполнения.

Сведения об авторе и руководителе удостоверяются личными подписями. Титульный лист не нумеруется.

Оглавление содержит:

– введение;

– названия глав и параграфов основной части;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения (в случае необходимости).

Последовательность и формулировка рубрик в оглавлении должны соответствовать рубрикам курсовой работы. Названия рубрик не должны дублировать название курсовой работы.

Введение – наиболее формализованная часть курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность и степень изученности выбранной темы; формируются проблема и круг вопросов(задачи), необходимых для ее решения; формулируется цель работы, указываются объект и предмет исследования; используемые методы анализа; излагаются наиболее значимые аспекты выбранной темы.

Основная часть курсовой работы включает главы, каждая из которых разбивается на 2-3 параграфа. Количество и объемы глав и параграфов в каждой главе должны быть примерно равными. Основная часть строится на основе анализа научной, учебной литературы, нормативно-правовых документов, статистического материала.

Включенные в курсовую работу материалы должны обязательно сопровождаться библиографическими ссылками, изложение материала должно быть орфографические и синтаксически грамотным, ясным и лаконичным.

Содержание курсовой работы целесообразно иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, рисунками, практическими примерами, задачами в соответствии со спецификой криминалистики.

В заключении курсовой работы последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.

Список использованной литературы курсовой работы оформляется в соответствии с установленными требованиями. Группировка информации в списке может быть произведена в порядке ссылок, в алфавитном порядке или по разделам работы. Список должен включать нормативно-правовые акты, монографии, учебные пособия и учебники, статья, а также фундаментальные исследования по теме курсовой работы. Ссылки в тексте обязательны.

Работы принимаются в машинописном виде, листы должны быть сброшюрованы (подшиты) и в твердом переплете. Бумажный носитель для проверки предоставляются руководителю. Электронная версия на наличие заимствований (плагиата) в виде текстовых файлов в формате doc, docx, rtf сдается на кафедру УПД.

Оформление курсовой работы

Объем курсовой работы не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста без приложений. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующий:

введение – 1-3 страницы, заключение – 2-3 страницы, список использованных источников – 1-2 страницы. Большую часть работы занимает основная часть.

Курсовая работа оформляется на стандартных листах бумаги А4 (210 х 297мм.) выполненного в редакторе Word шрифтом Times New Roman 14 пт. через 1,5 интервала. Постраничные сноски оформляются шрифтом Times New Roman 10 пт через один интервал. При этом соблюдаются следующие размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см., правое – 1 см., левое – 3 см.

В курсовой работе используется сплошная нумерация страниц. Вторая страница – оглавление. Каждый структурный элемент курсовой работы начинается с новой страницы. Разделы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. После каждого заголовка и подзаголовка проставляются соответствующие страницы без слова «стр.».

Не допускаются к защите работы:

– выполненные только на основе учебника, без использования и анализа законодательства, специальной литературы, материалов практики или содержащие примеры, взятые из учебников, учебных пособий, монографий и журнальных статей;

– выполнение не самостоятельно, а путем списывания, без ссылок на автора и источник, или являющиеся конспектом учебника, учебного пособия или монографии;

– не раскрывающие содержание темы и имеющие грубые юридические ошибки;

– имеющие большое число грамматических и стилистических ошибок, а также небрежно и неправильно оформленные.

Такие работы возвращаются для устранения недостатков. К повторно выполненной работе студент обязан приложить отзыв руководителя о первоначально выполненной работе, чтобы он мог проверить, устранены ли отмеченные в нем недостатки.

Выполнение курсовых работ осуществляется обучающимся в соответствии заданием, которое должно отражать:

· тему курсовой работы;

· исходные данные для выполнения курсовой работы;

· график выполнения основных разделов курсовой работы;

· сроки предоставления курсовой работы руководителю для допуска к защите.

Разработка и обеспечение обучающихся заданиями на курсовое проектирование входят в обязанности руководителя курсовой работы. Задание на курсовое проектирование подписывается руководителем курсовой работы, утверждается заведующим кафедрой УПНБ, на нем проставляется подпись обучающегося с отметкой о дате получения задания.

При принятии решения о допуске курсовой работы к защите руководителем учитывается:

· соответствие выполненной курсовой работы выданному заданию;

· полнота и качество выполнения задания;

· степень самостоятельности, проявленной обучающимся в процессе выполнения курсовой работы;

· стиль и грамотность изложения материала, владение профессиональной терминологией;

· соответствие оформления курсовой работы требованиям СТП ВятГУ;

· результаты проверки курсовой работы на наличие заимствований (плагиат).

Обучающиеся очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения обязаны предоставить выполненные курсовые работы руководителям для принятия решение о допуске (не допуске) обучающегося к защите курсовой работы не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии.

Обучающиеся заочной формы обучения предоставляют выполненные курсовые работы руководителям не позднее 10 дней до окончания учебной сессии.

Защита курсовых работ

Защита курсовых работ осуществляется в соответствии с графиком защит, утверждаемым заведующим кафедрой УПНБ.

Для проведения процедуры защиты курсовых работ заведующим кафедрой назначается комиссия из не менее двух человек, включая руководителя. В исключительных случаях в составе комиссии вместо руководителя может входить заведующий кафедрой УПНБ или научно-педагогический работник, назначенный для этих целей заведующим кафедрой.

До начала процедуры защиты обучающийся обязан предоставить комиссии свою зачетную книжку. При прохождении промежуточной аттестации по индивидуальному графику обучающийся лично получает в деканате соответствующего факультета зачетную карточку и предъявляет ее членам комиссии вместе с зачетной книжкой.

Процедура защиты курсовой работы предусматривает устный доклад обучающегося по основным результатам выполненной курсовой работы. После окончания доклада членами комиссии задаются обучающемуся вопросы, направленные на выявление его знаний, умений, навыков. Обучающийся должен в меру имеющихся знаний, умений, навыков, сформированности компетенции дать развернутые ответы на поставленные вопросы. Продолжительность проведения процедуры определяется комиссией самостоятельно, исходя из сложности и количества вопросов, объема оцениваемого учебного материала, общей трудоемкости изучаемой дисциплины (модуля) и других факторов. При этом продолжительность проведения процедуры не должна, как правило, превышать одного академического часа. В ходе проведения процедуры на ней имеют право присутствовать иные заинтересованные лица (другие обучающиеся, преподаватели Университета, представители работодателей и др.).

Критериями оценки курсовой работы являются: научность, самостоятельность и творческий подход к исследованию; объем и качество выполненной работы, в том числе количество изученной литературы, материалов практики; стиль и грамотность написания текста; умение защитить результаты исследования.

По решению кафедры УПНБ за курсовую работу может быть зачтен доклад на заседании научного кружка или на научно-студенческой конференции, перевод научного источника на иностранном языке, а также материалы научно-исследовательской деятельности студента (например, справка об итогах анализа и обобщения следственной, судебной или иной практики по кафедральной теме).

Курсовые работы, отличающиеся актуальностью и новизной темы, теоретической и практической значимостью разработанных вопросов, самостоятельностью и глубиной исследования, могут быть представлены на конкурсы студенческих научных работ либо использованы в учебном процессе.

Наши рекомендации