Субъекты и формы применения технико-криминалистических средств и методов
В процессе раскрытия и расследования преступлений субъектами применения криминалистической техники являются не любые участники процесса, а лишь уполномоченные на это лица: следователи (при производстве следственных действий), специалисты — сотрудники экспертно-криминалистических учреждений (при производстве следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, экспертиз и предварительных исследований), оперативные сотрудники (при проведении оперативно-следственных мероприятий).
Субъектами применения криминалистической техники в гражданском и арбитражном процессе, административном производстве являются прежде всего, эксперты и специалисты при производстве экспертных и предварительных исследований, а также лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Правовые формы использования технико-криминалистических средств, приемов и методов чаще всего различают в зависимости от процессуального положения пользующегося ими субъекта. Среди них следует отметить прежде всего применение криминалистической техники при производстве экспертиз. Закон говорит о необходимости назначения экспертизы, когда при производстве дознания, предварительного следствия либо в судебном разбирательстве для исследования доказательств требуются специальные познания в области науки, техники, искусства или ремесла. Исследование, проведенное с помощью криминалистической техники в рамках судебной экспертизы, оформляется заключением эксперта, которое в силу закона является самостоятельным источником доказательств.
Самостоятельной процессуальной формой применения средств, приемов и методов криминалистической техники является участие специалиста при производстве отдельных следственных действий. Для этого может быть вызван как работник экспертного учреждения, так и любой другой специалист в области криминалистической техники. Участие специалиста в следственных действиях следует отличать от экспертизы. Соответственно различается и процессуальное положение специалиста и эксперта.
Если эксперт проводит свое исследование доказательств самостоятельно, на основании постановления следователя о назначении экспертизы, дает от собственного имени заключение, являющееся самостоятельным источником доказательств, то специалист, привлекаемый к осмотру, производству других следственных действий, лишь оказывает помощь следователю в обнаружении, фиксации, изъятии доказательств и полностью подчиняется его распоряжениям как руководителя уголовного дела. При этом специалист использует свои профессиональные знания или навыки применения средств криминалистической техники, не создавая новых средств доказывания, как это имеет место при производстве экспертизы.
Самостоятельной правовой формой применения криминалистической техники является ее использование следователем, прокурором, судом. Если указанные субъекты процессуальной деятельности обладают достаточными знаниями или навыками применения технических средств, они могут самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста, выполнять эту работу на месте проведения следственного действия или в судебном заседании. Так, следователь, фиксирует ход и результаты осмотра места происшествия с помощью фото- или видеоаппаратуры, использует следокопировальные материалы и др. Суд в зале судебного заседания воспроизводит фонограммы допросов, полученные на предварительном следствии, самостоятельно записывает на магнитофон ход судебного разбирательства и может выполнять другие технические действия с применением средств криминалистической техники.
Хотя следователь, прокурор и суд используют технику главным образом для обнаружения, фиксации и изъятия объектов, могущих иметь доказательственное значение, она служит также и для их изучения. Различие между предварительным исследованием доказательств, проводимым следователем, и экспертным исследованием состоит в том, что результаты предварительного исследования не могут быть использованы в качестве средств доказывания. Информацию, полученную следователем в результате анализа, проведенного с помощью криминалистической техники, можно положить в основу следственных версий, планирования расследования, определения его основных направлений на том или ином этапе. Эта информация используется и в качестве ориентирующей для подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Нередко результаты предварительного исследования, проведенного следователем с использованием технико-криминалистических средств, дают основание и для решения вопроса о назначении судебной экспертизы. Это действие, часто связанное с использованием средств аналитической (исследовательской) техники и не регламентированное законом, не является процессуальным, и поэтому основное требование, предъявляемое к нему, - это необходимость сохранения исследуемых объектов в неизменном виде. Если в ходе экспертизы вещественные доказательства могут подвергаться изменению, то от предварительного их исследования, связанного с опасностью такого рода изменений, следует отказаться.