Раздел 1. сущность административного права

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ТЕМА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА – 1 час

1. Понятие и предмет административного права.

2. Метод административно-правового регулирования.

3. Функции и принципы административного права.

4. Источники административного права.

5. Система административного права.

6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

Понятие и предмет административного права.

Управленческое (административное) право - самостоятельная отрасль, регулирует группу общественных отношений в сфере исполнительной власти, т.е. отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.

Курс учебного административного права включает управленческое право, самостоятельные подотрасли - административно-деликтное право и процессуально-исполнительное право (или административно-деликтный процесс).

Предмет управленческого (административного) права - общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности. Оно регулирует все управленческие отношения за исключением тех, которые регулируются другими отраслями права. (Так, управленческую деятельность администраций предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, управленческие отношения связанные с финансами, - финансовое право и т. д.)

Основные условия отнесения общественных отношений к управленческим, то есть составляющим предмет административного права, являются:

1) наличие в них соответствующего органа исполнительной власти или его представителя

2) связь с исполнительно-распорядительной деятельностью.

Метод административно-правового регулирования.

Методы правового регулирования - совокупность правовых средств; способов, приемов, применяемых или посредством которых регулируются управленческие отношения.

Методы административно-правового регулирования:

1) метод централизованного, императивного регулирования (административно-правовой метод). Осуществляется регулирование отношений, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридическими властными полномочиями, (т.е. положение субъектов характеризуется отношением субординации, прямого подчинения, неравенств их участников и однородностью юридически властных волеизъявлений одной из сторон);

2) метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, т. е. управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий (без прямых предписаний и запретов) в рамках, предусмотренных административно-правовой нормой. Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа. При этом субъекты обладают равным объемом властных полномочий.

Наряду с данными методами регулирования существуют конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей. К ним можно отнести: императивный, диспозитивный, поощрительный, рекомендательный, метод автономии и равенства сторон, убеждения и принуждения.

Способы правового регулирования административного права:

Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать (воздерживаться от совершения) соответствующих действий в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволение - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав на совершение определенных действий либо отказ от их совершения по своему усмотрению.

Рекомендация - пожелание юридического характера, как наилучшим образом поступать в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Виды государственной службы

Выделяют следующие виды государственной службы:

§ в органах ветвей власти:

а) в органах законодательной власти;

б) в органах исполнительной власти;

в) в органах судебной власти;

§ в зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:

а) в органах внутренних дел;

б) в прокуратуре;

в) в таможенных органах;

г) в налоговых органах и т.д.;

§ в зависимости от места органа в системе государственных органов:

а) в республиканских органах;

б) в местных органах;

§ в зависимости от вида органа, в которых она осуществляется:

а) гражданская (правительственная, парламентская, общеадминистративная);

б) правоохранительная (прокурорская, государственной безопасности);

в) милитаризованная (войсковая — вооруженные силы, военизированная — милиция);

г) специализированная (юстиционная, финансово-кредитная, контрольно-надзорная).

Кадровые реестры

В целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров, их расстановки создаются кадровые реестры государственных должностей (далее – кадровые реестры).

Кадровый реестр – система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.

В кадровые реестры включаются:

высшие государственные должности Республики Беларусь: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Перечни высших государственных должностей Республики Беларусь, иных государственных должностей, подлежащих включению в кадровые реестры, утверждаются соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Резерв кадров.

В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания).

В резерв кадров государственных служащих включаются:

граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.

В резерв кадров государственных служащих не включаются государственные служащие, достигшие:

пенсионного возраста;

предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе.

Порядок формирования и организации работы с резервом кадров государственных служащих определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Исключение из резерва

Из резерва исключаются граждане:

назначенные на должность, не считая назначения в качестве замещающих временно отсутствующих государственных служащих;

в случае прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

подавшие заявление об исключении из резерва по собственному желанию;

умершие, объявленные умершими или признанные безвестно отсутствующими в установленном законодательством порядке;

которым установлена инвалидность І или ІІ группы.

Общие положения об административных производствах и процедурах

Административные производства и процедуры регулируются Законом «об основах административных процедур» Республики Беларусь.

Действие данного распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур, за исключением:

-отношений, регулируемых законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об оперативно-розыскной деятельности;

-отношений, регулируемых законодательством об избирательной системе и референдуме, о нормотворческой деятельности, о порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь;

-отношений, регулируемых гражданским законодательством, в части договорных и иных обязательств, бюджетным, банковским законодательством, законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

-организации и проведения проверок контролирующими (надзорными) органами (в том числе налоговых проверок);

-совершения нотариальных действий;

-отношений, связанных с назначением пенсий;

-отношений в сфере образования, трудовых и связанных с ними отношений, поступления, прохождения и прекращения государственной и воинской службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

-отношений, связанных с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, их лишением (восстановлением), нострификацией (приравниванием) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестацией лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах;

-отношений, связанных с предоставлением социальных пособий, иных мер социальной поддержки населения в соответствии с решениями областных, Минского городского Советов депутатов, областных, Минского городского исполнительных комитетов;

-отношений, связанных с государственными закупками, а также с предоставлением прав, имущества и (или) услуг, осуществляемых посредством проведения конкурсов или аукционов;

-отношений, связанных с оказанием по решению Президента Республики Беларусь или уполномоченных им органов, областных, Минского городского Советов депутатов государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предоставлением гражданам льгот по таможенным платежам и налогам.

К отношениям, связанным с рассмотрением заявлений заинтересованных лиц и административных жалоб, законодательство об обращениях граждан и юридических лиц не применяется.

Если иное не предусмотрено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, настоящий Закон не применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь либо временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь.

Разрешительное производство

Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок осуществления названных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административно-правового режима – разрешительного. Его важнейшая часть – разрешительное производство, т. е. регулируемая процессуальными нормами процедура осуществления разрешительной деятельности.

В разрешительном производстве выделяются такие стадии:

1) предварительная (возбуждение разрешительного дела);

2) принятия решения;

3) исполнения решения;

4) надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;

5) аттестация, аккредитация разрешенной деятельности;

6) переоформление, продление разрешений;

7) применение мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.

Последние три стадии являются факультативными.

Разрешительное производство - часть административно правонаделительного (оперативнораспорядительного) процесса. Разрешительная деятельность - разновидность организующей, созидательной деятельности администрации. А в ходе организационной деятельности не существует столь жесткой последовательности стадий, как в юрисдикционных процессах. Стадии организационной работы могут осуществляться параллельно, даже меняться местами. Например, раньше может наступить ответственность, чем переоформление лицензии, надзор и аккредитация осуществляются в одно и то же время, аттестацию можно считать формой надзора. Поэтому названная последовательность стадий условна.Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо подать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом разрешительно производства. У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением, а значит, возбудить лицензированное дело.Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявления соискателя.

По общему правилу все расходы государственного органа, связанные с подготовкой к лицензированию (командировочные расходы, оплата обследований и т. д.), несет заинтересованная сторона. Поэтому в пакет представляемых документов входит и обязательство оплатить такие затраты.

РАЗДЕЛ 6. ЗАКОННОСТЬ И ДИСЦИПЛИНА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

ТЕМА 18. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИЯ. КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ – 1 час

1. Сущность и значение законности и дисциплины в государственном управлении.

2. Способы обеспечения законности в государственном управлении.

3. Понятие контроля как способа обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

4. Принципы контроля.

5. Виды контроля.

6. Президентский контроль.

7. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.

8. Контроль органов государственного управления и его виды. Административный надзор.

9. Судебный контроль.

10. Общественный контроль.

1.Сущность и значение законности и дисциплины в государственном управлении.

Законность в государственном управлении - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов, конституционный принцип. Так, ст. 7 Конституции предусматривает, что государство, все его органы связаны правом, действуют в пределах Кон­ституции и принятых в соответствии с ней законов.

Особое значение принцип законности имеет в сфере управления. Это обусловливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, управление охватывает наибольшую сферу деятельности государственных органов. Здесь осуществляется их многогранная деятельность по руководству экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами.

Во-вторых, субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Она сопровождается разработкой и принятием управленческих решений в виде актов применения права (например, приказ о назначении на должность, решение по жалобе гражданина и т.д.).

В-третьих, управление осуществляют многочисленные субъекты (органы исполнительной власти, должностные лица и т.д.). От их четкой и слаженной работы, построенной на строгом соблюдении законов и подзаконных актов, неукоснительном выполнении возложенных на них обязанностей во многом зависит правильное, объективное и оперативное решение вопро­сов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций. Поэтому органы исполнительной власти обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать соблюдение законов и подзаконных актов в деятельности подведомственных организаций, принимать меры по укреплению государственной дисциплины.

В-четвертых, органы управления осуществляют правотворческую деятельность, охватывающую широкую и разнообразную сферу общественной жизни.

В-пятых, органы управления наделены широкими полномочиями в области применения мер административного принуждения. Осуществляя административную юрисдикцию, они самостоятельно разрешают конфликты, воздействуют на правонарушителей, применяя меры государственного принуждения.

Таким образом, законность охватывает различную управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления.

Эффективность управления зависит не только от уровня законности, но и от дисциплины участников управленческого процесса.

Государственная дисциплина- установленный государством и его полномочными органами порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Она предполагает неуклонное исполнение законов, иных нормативных актов вышестоящих органов всеми работниками государственного аппарата, а также лицами, непосредственно занятыми в сфере материального производства и социально-культурного обслуживания населения.

Дисциплина выполняет важную роль в формировании высокой организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности.

Дисциплина формируется, совершенствуется под воздействием требований правовых норм, закрепленных в законах и подзаконных актах. Это означает, что, с одной стороны, законность и дисциплина являются самостоятельными категориями, с другой - находятся в неразрывной связи, взаимодействии друг с другом.

Принципы контроля.

Основные принципы контроля:

1. законность,

2. объективность,

3. независимость,

4. гласность,

5. экономичность,

6. сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Виды контроля.

Учитывая, что контроль является сложным социальным и правовым явлением, его можно классифицировать по самым разным основаниям:

1.В зависимости от объема обследуемой деятельностивыделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятель­ности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подкон­трольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

2.По стадиям проведенияконтроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике правонарушений. Цель текущего контроля - выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами контроля. Целью последующего контроля является проверка реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

3.По отношениям (связям) субъектов контроля с государствомконтроль делится на государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется государственными орга­нами и их должностными лицами. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями. В отдельных случаях сюда же можно отнести и контроль, осуществляемый гражданами.

4.По характеру деятельностиконтроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом, не входящим в систему проверяемого органа, и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой-либо организации, структурного звена, начальником по отношению непосредственно подчиненных - в пределах предприятий, учреждений.

5.В зависимости от субъектов, его осуществляющих, и характера их полномочийможно выделить:

• контроль Президента Республики Беларусь;

• контроль органов законодательной (представительной) власти;

• контроль органов исполнительной власти;

• контроль органов судебной власти.

Президентский контроль.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь довольно широкие и определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами.

Основные направления контрольной деятельности Пре-зидента Республики Беларусь:

• контроль в процессе формирования органов управления;

• контроль за содержанием деятельности аппарата госу-дарственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

• контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

• контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

• контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Наиболее четко урегулирован контроль, проводимый непосредственно Президентом за Правительством. Контроль Президента через создаваемые им органы, так называемый опосредованный контроль, осуществляется с помощью Администрации Президента, Управления делами Президента, Совета Безопасности Республики Беларусь и специально предназначенного для контроля Комитета государственного контроля. Данные органы осуществляют свои задачи и полномочия, обеспечивая Президента необходимой информацией.

Судебный контроль.

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности. Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в:

- правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц,

- выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предпри-ятий, учреждений и организаций, условий и причин, их порождающих,

- принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов,

- привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются

· Конституционный Суд,

· суды общей юрисдикции

· экономические суды.

Деятельность Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя Республики Беларусь, защите основных прав и свобод человека и

гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны.

В соответствии со ст. 116 Конституции, Конституционный Суд дает заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента, постановлений Совета Министров, актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Формы контроля судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Понятно, основной задачей общих судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция ими осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершенное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной власти, которые способствовали тем или иным нарушениям и преступлению должностного лица, может быть частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. По гражданским делам суды выносят решения, определения или постановления. При необходимости в них указывается, что суд, признавая акты управления незаконными, отменяет или изменяет их. Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение.

По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет за-конность действий органа исполнительной власти по при-влечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздействия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения (например, прекращает административный процесс).

В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия экономические суды.

Экономический суд осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономических споров). Задачами экономического суда являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

· содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укрепление законности в экономических отношениях.

Специфика обеспечения экономическим судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полностью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного характера, и принимает решение на основании действующего законодательства. Экономические суды ведут также работу по предупреждению правонарушений и в этих целях направляют руководителям органов исполнительной власти и должностным лицам частные определения. Когда это необходимо, направляются сообщения в органы прокуратуры.

Общественный контроль.

Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

1) осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);

2) объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;

3) широко применяются меры общественного воздействия;

4) имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;

5) осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля:

· граждане (физические лица),

· общественные объединения,

· политические партии,

· профессиональные союзы,

· трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности - жалоба (административная и судебная).

Существуют общее право граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия осуществления гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения - в суд) или в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

ТЕМА 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА – 1 час

1. Понятие и предмет административного права.

2. Метод административно-правового регулирования.

3. Функции и принципы административного права.

4. Источники административного права.

5. Система административного права.

6. Место административного права в правовой системе Республики Беларусь.

Наши рекомендации