Понятие и виды юридических лиц по римскому праву.

В римском праве не существовало понятия юридического ли­ца, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только люди. "Так как все право установлено для людей, то сначала мы будем говорить о положении лиц, а потом о прочих предметах" (Д. 1.5.2), Однако в ходе развития хозяйственного оборота стали появляться образования, которые объединяли нескольких лиц и их капиталы в некое целое. Такие образова­ния сейчас носят название юридических лиц, но в римском праве не разработали какого-либо понятия, признав только их существование. Для включения их в оборот на них были распро­странены свойства физических лиц, они уподоблялись человеку.

Однако это не значит, что такого понятия не было вовсе. В Дигестах есть описание, которое можно назвать понятием юридического лица: "Те, которым разрешено образовать союз под име­нем коллегии, товарищества пли под другим именем того же рола, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.!.1).

Исторически уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рола корпорации религиозного и профессионального характе­ра. В дальнейшем, по мере развития торгового оборота, была установлена нераздельность и обособленность имущества кор­порации, поэтому выход одних ее членов и вступление новых на судьбе корпорации не отражались, то есть фактически при­знавалось наличие особого субъекта права.

На определенном этапе развития появились и "муниципии" - муниципальные образования, за которыми были признаны, помимо всего прочего, также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.

Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государственное имущество (казна), от имени которого высту­пает магистрат.

Муниципии, а позже и корпорации получили возможность на­следования.

Можно выделить несколько признаков юридических лиц па рим­скому праву:

Ø корпорация рассматривалась в обороте как физическое лицо, та есть наделялась его свойствами;

Ø корпорации состояли из определенного количества членов, но они не прекращались, если их состав менялся, - главным было на­личие согласия между участниками юридического лица;

Ø имущество корпорации обосабливалось от имущества ее участников и было принадлежностью юридического лица как целого;

Ø корпорация выступала в гражданском обороте через своих пред­ставителей — физических лиц, которые имели на то соответст­вующие полномочия.

Римское право знало три вида юридических лиц:

- частные корпорации;

- муниципии;

- казна (государственное имущество).

Корпорации создавшись по религиозному или профессиональному принципу. Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, авгуров); союзы должностных лип (писцов, счетоводов); производственные союзы — цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. л. по однородности деятельности).

Вначале допускалась почти полная свобода создании корпора­ций, лишь бы их устав не противоречил законам.

С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозре­ние у властей, и поэтому практически все они (кроме древ­нейших) были распущены. После этого был издан закон, су­щественно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого императора.

Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физиче­ские лица. Имущество, закрепленное за корпорацией, принад­лежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.

Минимальное число членов корпорации четко Определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.

Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Муниципии — политические союзы внутри терри­тории Римского государства наравне с цивитас, колониями и ре­спубликами.

Так, помимо собственного имущества и органов управления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.

Корпорации получили такое право лишь со II в. н. э. Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а кор­порации - только при наличии специальной привилегии.

Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фискус). Так, на фискальное имущество не распростра­нялись сроки давности; исковые требования государственной казны имели преимущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями; существовали ограничения по ответст­венности самой казны перед третьими лицами и т. д.

Уже под конец существования Древнего Рима как государства появился новый, особый вид юридического лица - учреждения. Сперва данный статус получили церкви, а в дальнейшем - все благотворительные союзы.

Кроме того, статусом юридического лица наделялись военные легионы.

Опека

Опека — особый правовой режим, при котором одно лицо — опе­кун, наделялось правом принимать решения за другое лицо — опе­каемого в интересах опекаемого.

Обычно опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов в целях защиты их прав. Лицо могло нуждаться н защите в связи с возрастом, состоянием здоровья или по дру­гим причинам. При этом опека устанавливалась над лицом, которое в будущем, по ее прекращении могло стать "лицом своего права".

Над лицами мужского пола опекунство продолжалось до дос­тижения лицом 14 лет, а над лицом женского пола (по общему правилу) - до 12 лет.

В то же время вплоть до классического периода женщина счи­талась пол вечной опекой своего домовладыки или мужа.

Опекуном мог быть назначен любой гражданин, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет.

Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнений обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине.

От обязанности быть опекуном, в частности, освобождались:

• престарелые в возрасте старше 70 лет;

• лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей;

• сенаторы и магистраты;

• юрисконсульты;

• учителя;

• Малоимущие и др.

2. Римское право различало три кила опекунства:

• опека в силу завещания:

• опека н соответствии с законом:

• опека по назначению государственного чиновника (претора).

На основе завещания опека учреждалась домовладыкой.

В завещании отец семейства мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над темп, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнука­ми, если у них отец умер ранее деда.

Если отец не установил до своей смерти опеку, то она учреж­далась на основе закона.

Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник пи отцовской линии.

По праву Юстиниана опекуном мог быть также и родственник по материнской линии.

Если не было завещательной опеки и невозможно было устано­вить законную, опекуна назначал претор при участии трибунов.

Особенности учреждаемой опеки:

• согласия малолетних на установление подобной опеки не тре­бовалось;

• опекун должен был проживать в округе претора, назначающего опекунство;

• предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна;

• не допускалось назначение опеки под каким-либо условием.

Ходатайство об установлении опеки могло быть подано любы у заинтересованным лицом (например кредитором). Первона­чально опека устанавливалась в интересах будущих наследни­ков опекаемых лиц.

Ближайшие родственники были обязаны в случае необходимости ходатайствовать о назначении опекунства. В пpoтивном случае они лишались права на наследство опекаемого.

Опекун вступал в свои права после утверждения его муниципалитетом или магистратом. Права опекуна вначале были сродни власти домовладыки, впоследствии же его права предназначались исключительно для надлежащего исполнения его обязанностей.

До вступления в право опекун был обязан в присутствии го­родских чиновников сделать точную опись всего имущества опекаемого и представить ее магистрату.

Опекун был обязан:

Ø представлять н защищать интересы опекаемого;

Ø добросовестно управлять н преумножать имущество опекаемого;

Ø придавать юридическую силу сделкам опекаемого либо анну­лировать их исходя только из принципов выгодности и полез­ности этих сделок для опекаемого.

Опекун отвечал за всякую свою вину, в том числе и легкую небрежность. Для выполнения своих обязанностей опекун имел право:

• производить необходимые расходы за счет имущества опекаемого;

• распоряжаться полевыми плодами и урожаем;

• расходовать деньги опекаемого и в своих интересах, но с по­следующим их возвратом с максимальными процентами, уста­новленными на день возврата для третьих лиц.

Опекун не имел права отчуждать недвижимое имущество опе­каемого. Движимое имущество могло быть отчуждено, но толь­ко если это было действительно необходимо и на отчуждение было получено разрешение магистрата.

Если опекун отчуждал имущество опекаемого без согласия магист­рата, то опекаемый, достигнув совершеннолетия, получал право личного иска против опекуна и вещного - против приобретателя имущества. Срок исковой давности для предъявления таких исков устанавливался от 5 до 20 лет (на срок влияли условия сделок).

По окончании опекунства опекун был обязан предоставить под­робный отчет о своей деятельности, а опекаемый должен был компенсировать опекуну произведенные расходы, которые он понес в связи с управлением имуществом опекаемого.

Опекун не имел права требовать вознаграждения за исполне­ние им опекунских обязанностей.

Если опекун своими действиями причинил убытки опекаемо­му, то он обязан был их возместить. В случае если опекун не был в состоянии возместить убытки и при этом опекунство было учреждено магистратом без должного изучения личности опекуна, опекаемый имел право предъявить иск не только к опе­куну, но и к магистрату.

Основания прекращения опеки:

Ø в связи со смертью опекуна или опекаемого;

Ø по достижении опекаемым возраста дееспособности (мальчики - 14 лет, девочки - 12 лет);

Ø вследствие утраты опекаемым одного из трех гражданских состояний (состояния свободы, гражданства или семейного состояния);

Ø по причине утраты опекуном состояния свободы или гражданства;

Ø в связи с отказом опекуна от опеки, если данный отказ принят;

Ø вследствие отстранения опекуна магистратом от опеки.

Отстранение от опеки происходило в случае злоупотреблении опе­куна, неумелого управления делами и имуществом опекуна и др.

Попечительство

Попечительство устанавливалось в отношении только совершен­нолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоя­тельно управлять иди распоряжаться своим имуществом. Попе­чительство осуществлялось в соответствии с теми же правила­ми, которые предъявлялись к опекунству.

Попечительство устанавливалось в отношении:

• душевнобольных;

• лиц с физическими недостатками, лишающими их возможно­сти полноценно управлять своим имуществом (например сле­пые, немые и т. д.);

• расточителей;

• неполнолетних, то есть лиц в возрасте от 14 до 25 лет.

В последнем случае попечительство могло быть назначено только с согласия самого лица.

Без попечителя лицо могло совершать только сделки, направ­ленные на увеличение принадлежащего ему имущества. Ду­шевнобольные, кроме моментов наступления просветления, вообще не могли совершать никаких сделок.

Наши рекомендации