Органы уголовной юстиции как субъекты предупреждения преступности
Среди органов уголовной юстиции, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности, особое место занимает прокуратура. Большое значение в предупреждении преступности имеют следующие виды деятельности прокуратуры:
- осуществление прокурорского надзора;
- участие в судебном рассмотрении уголовных дел;
- рассмотрение и разрешение поступивших в прокуратуру заявлений, жалоб, обращений;
- координация деятельности субъектов предупреждения преступности;
- участие в правотворческой деятельности;
- участие в правовой пропаганде.
Прокуратура выполняет предупредительные функции, во-первых, в процессе решения своих основных задач. Осуществляя общий надзор за исполнителем законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, прокуратура обязана восстанавливать нарушенную законность, используя для этого предусмотренные в законе формы: опротестовывать незаконные решения; выдавать предложения по устранению нарушений закона; возбуждать в отношении нарушителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство; выносить предостережение о недопустимости нарушения закона.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурор в необходимых случаях побуждает конкретных должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер по их устранению.
Особо важное значение имеет прокурорский надзор в сфере ранней профилактики преступлений и правонарушений, поскольку именно эта профилактика дает наиболее высокий результат. В этой связи отметим, что прокурорский надзор должен быть направлен на активизацию профилактики в деятельности образовательных учреждений разных видов (школ, лицеев, гимназий, ПТУ и т.д.) и других органов системы образования. Такой надзор должен распространяться как на органы и должностных лиц образовательных учреждений, осуществляющих воспитательные и образовательные функции, так и на лиц, подлежащих воспитанию и обучению. Безусловно, в сфере ранней профилактики большое значение имеет осуществляемый прокурорский надзор за соблюдением законодательных актов о воспитании несовершеннолетних, о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних.
С учетом существования в России разных форм собственности прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением конституционных положений об охране детства, о запрещении детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием, за соблюдением законодательства о труде и охране прав несовершеннолетних, а также противодействовать незаконному отвлечению учащихся от учебы.
Осуществление надзора в сфере ранней профилактики направлено, прежде всего, на предупреждение преступности несовершеннолетних, что является очень актуальной проблемой сегодня для России.
Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением законов в местах лишения свободы, в других органах, исполняющих наказание и меры, их заменяющие (меры уголовно-правового воздействия), а также осуществляющих контроль и социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.
Во-вторых, предупредительная функция прокуратуры реализуется в деятельности следственных подразделений прокуратуры, поскольку следователи по конкретным уголовным делам должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления и выносить представления об их устранении в соответствующие организации и должностным лицам.
В-третьих, на органы прокуратуры возложена обязанность по координации деятельности правоохранительных органов в предупреждении преступности. Решая эту задачу, прокуратура должна опираться на научный анализ криминогенной обстановки в регионе и на основе прогноза преступности организовать разработку программы предупреждения преступности на местном уровне.
Важным направлением в предупреждении преступлений органами прокуратуры является их участие в правотворческой деятельности.
В соответствии с действующим законодательством прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней, предлагая об отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
И, наконец, работники прокуратуры способствуют предупреждению преступности путем осуществления правовой пропаганды среди населения, которая основывается на анализе результата в деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов.
Большая роль в предупреждении преступности принадлежит суду. Основными направлениями этой деятельности являются:
1) правовое и нравственное воздействие на участников судебного процесса, иных граждан, присутствующих при судебном разбирательстве;
2) выявление судом причин и условий совершения преступлений в процессе судебного следствия;
3) координация судом своей профилактической деятельности с деятельностью других субъектов профилактики;
4) участие в правовой пропаганде среди населения.
Очевидно, что первое направление деятельности суда можно рассматривать в качестве основного, поскольку само рассмотрение гражданских и уголовных дел играет большую предупредительную роль.
Основной формой предупреждения, в которой реализуется первое направление, является собственно судебный процесс. Суд может так организовать подготовку и проведение судебного заседания, чтобы одновременно с решением своей основной задачи – правильного применения закона при рассмотрении конкретного дела, максимально способствовать и решению задачи предупреждения преступлений.
При осуществлении судебного процесса необходима достаточная его убедительность, которая формирует отношение окружающих к судебному решению как к обоснованному и справедливому. Достигнуть этого суд может в результате полного и всестороннего рассмотрения уголовного дела. Не последнюю роль в этом играют выступления в суде общественного обвинителя и общественного защитника.
Сам ход судебного разбирательства (процесса) воздействует на правосознание подсудимого и других граждан. В этом отношении в научной литературе выделяются две стороны профилактической деятельности суда: частную и общую превенцию. Возможности суда по частному предупреждению объективно ограничены потому, что непосредственное воздействие на подсудимого чаще всего осуществляется в течение непродолжительного времени. Однако исследователи отмечают, что эффективность частного предупреждения зависит от уровня культуры судебного процесса, от точного соответствия наказания вине подсудимого, справедливости судебного решения[337].
Второе направление в деятельности суда по предупреждению преступлений состоит в выявлении причин и условий совершения преступлений и воздействия суда на них. На практике воздействие суда на причины и условия чаще всего осуществляется в форме вынесения частных определений. По своему значению частные определения считаются одним из наиболее эффективных способов предупреждения преступлений. Однако, говоря так, нужно иметь в виду только те частные определения, которые в своей основе имеют вскрытые судом причины и условия, способствовавшие совершению преступлений. К сожалению, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что частные определения носят неконкретный формальный характер.
Важным является вопрос об установлении контроля за исполнением вынесенных судом частных определений. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с нарушением сроков ответов на вынесенные частные определения и, во-вторых, с формальностью получаемых судом ответов.
Одним из важных направлений предупредительной деятельности суда следует считать его деятельность по координации работы с другими правоохранительными органами. В этом плане у суда должны быть устойчивые информационные связи с органами следствия, органами, исполняющими уголовные наказания, с общественными организациями, средствами массовой информации и другими субъектами, осуществляющими предупредительную деятельность.
Анализ практики позволяет нам говорить о том, что в настоящее время такие связи очень слабы и причиной тому является слабая организация в деятельности самого суда. Отчасти данное положение можно объяснить перегруженностью судов делами, требующими рассмотрения. Вместе с тем, данное объяснение нельзя рассматривать в качестве оправдания. Анализ практики показывает, что наиболее широко применяемыми формами координации предупредительной деятельности являются междведомственные и координационные совещания, методические советы и другие организационные мероприятия, направленные на обеспечение согласованности совместных усилий многих органов, учреждений, негосударственных объединений, осуществляющих различные функции в борьбе с преступностью. Помимо работников правоохранительных органов в работе совещаний, советов принимают участие представители органов государственного и муниципального управления, депутаты разных уровней и другие заинтересованные лица. Именно на таких совещаниях осуществляется работа по выработке согласованных мер борьбы с преступностью; обсуждаются проекты местных нормативных актов, направленных на усилия борьбы с преступностью; обсуждаются основные положения региональных программ борьбы с преступностью и т.п.
Представляется, что очень важной для повышения предупредительной деятельности суда является улучшение его информационных связей со средствами массовой информации, которые играют большую роль в механизме формирования правового сознания населения и способы эффективно содействовать решению задач предупреждения преступлений. В этой связи суды должны давать информацию не столько о конкретных уголовных делах, рассмотренных ими, сколько о преступности в целом, о тех социальных явлениях негативного характера, которые уже проявили себя или только зарождаются. Безусловно, в средствах массовой информации должна также показаться информация о раскрытии последствий преступлений, имеющих большой общественный резонанс. К сожалению, приходится констатировать, что информация о преступности, ее основных характеристиках подается в основном из одного ведомства – МВД РФ, которое стало монополистом такой информации, и часто подает ее односторонне, исходя из своих интересов.
Взаимодействуя со средствами массовой информации. Суды могут использовать их базу для осуществления деятельности по правовой пропаганде среди населения. Данная деятельность суда приобретает особо важное значение в современный период, поскольку в России происходит правовая реформа, суть которой необходимо разъяснять гражданам.
Федеральная служба безопасности наделена широкими полномочиями в осуществлении предупредительной деятельности. К ее основным задачам и соответственно функциям, определенным федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» отнесены нейтрализация враждебной деятельности иностранных служб и отдельных лиц, защита государственной тайн и секретов, информирование руководства страны об угрозе безопасности России. ФСБ России располагает аппаратом следствия и на основе норм уголовно-процессуального закона осуществляет выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Совместно с другими органами служба безопасности должна бороться с организованной преступностью, коррупцией и т.д.
Большая роль в предупреждении преступности принадлежит Федеральной службе исполнения наказаний. Очевидно, что ее деятельность в основном направлена на предупреждение рецидива преступлений.
Организация исполнения наказаний, контроль за исполнением наказаний имеют огромное значение в деле предупреждения преступности. Причем, важность эффективной работы этой службы обусловливается еще и тем, что ее подразделения имеют дело с совершенно разными по своей общественной опасности преступниками: и с теми, кто по приговору суда находится в исправительных и воспитательных колониях, и с теми, кому суд назначил иные виды наказания, и с теми, к кому суд применил меры уголовно-правового воздействия, не являющиеся наказанием. В этой связи роль в предупреждении рецидивной преступности уголовно-исполнительных инспекций, исправительных и воспитательных колоний трудно переоценить.
Так, уголовно-исполнительные инспекции исполняют некоторые виды наказаний (например, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы); осуществляют контроль за поведением условно осужденных, а также лиц, к которым применена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющих малолетних детей.
В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997г. №729, инспекции осуществляют взаимодействие с:
а) подразделениями органов внутренних дел;
б) администрациями предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные;
в) органами местного самоуправления;
г) органами прокуратуры;
д) судебными органами;
е) общественными объединениями.
Задача предупреждения преступлений и правонарушений предусмотрена в абз. «в» п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях.
Исправительные и воспитательные колонии решают те же задачи, которые стоят перед уголовно-исполнительной системой в целом.
К ним относятся:
- исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы;
- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений;
- привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального обучения;
- обеспечение охраны здоровья осужденных;
- содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность[338].
Выполнение этих задач направлено на достижение целей уголовно-исполнительного законодательства РФ: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Основными средствами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно-полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
Надлежащая организация процесса отбывания наказания в местах лишения свободы, подготовка осужденных к освобождению имеют огромное значение в предупреждении рецидивной преступности и реализации мер постпенитенциарного воздействия, применяемых к осужденным после освобождения.
Органы внутренних дел являются одним из основных субъектов предупреждения преступности в системе правоохранительных органов. Многие формы, методы предупредительной деятельности различных подразделений органов внутренних дел в значительной мере совпадают.
Вместе с тем каждое подразделение занимается своим направлением в предупреждении преступности, типичные для них объекты предупреждения.
Важная роль в предупреждении преступности принадлежит подразделениям криминальной милиции и, прежде всего, аппаратам уголовного розыска.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности» предупреждение преступлений является одной из основных задач уголовного розыска. Однако эта задача решается в процессе реализации уголовным розыском иных основных задач, являющихся доминирующими этой службы: выявления, пресечения, и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.
Наибольшее профилактическое значение в деятельности уголовного розыска имеют следующие направления:
1) оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности, пресечения предварительной преступной деятельности, склонения к добровольному отказу лиц, осуществляющих эту деятельность.
2) Выявление причин и условий конкретных преступлений, их устранение. Источниками выявления этих причин и условий могут служить:
- результаты анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
- материалы уголовных дел;
- сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;
- данные административной практики;
- информация из печати, по радио и телевидению;
- сообщения от должностных лиц, общественности, отдельных граждан и т.д.
3) работа с лицами, состоящими на оперативном учете. В информационной системе уголовного розыска содержатся сведения о лицах, которые состоят под административным надзором, которые проходят по делам оперативного учета; осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; осужденным условно; потребляют наркотики и т.д.
Формы работы с этими лицами могут быть различны:
- воспитательные беседы;
- воспитательное воздействие через администрацию, где они работают, общественные организации, где они состоят;
- привлечение для воспитательного воздействия родственников, знакомых, которые пользуются авторитетом у этих лиц;
- помощь в бытовом и трудовом устройстве;
- привлечение к профилактической работе сотрудников других служб ОВД;
- использование для воспитательного воздействия агентов и доверенных лиц;
- принятие мер к оздоровлению бытового и неформального окружения этих лиц.
4) работа с группами, состоящими на оперативном учете. На этот учет ставятся преступные группы и группы, сформированные на антиобщественной основе. Профилактическая работа должна проводиться как с группой в целом, с целью ее переориентации на правомерную деятельность или разобщения, так и с отдельными ее участниками.
5) Работа с гражданами (агентами, доверенными лицами), оказывающими содействие уголовному розыску в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Эти лица могут быть использованы для предупреждения конкретных преступлений, оперативного обслуживания мест сбыта добытого преступным путем имущества, мест сбора лиц с преступным и антиобщественным поведением и т.д.
6) Участие работников УР в правовой пропаганде среди граждан. Это могут быть публичные выступления непосредственно перед гражданами (по месту жительства, в трудовых коллективах, клубах и т.д.), выступления в средствах массовой информации, индивидуально-групповые беседы. Эта пропаганда должна быть регулярной, основываться на конкретных примерах, призывать оказывать граждан помощь в борьбе с преступностью.
В предупреждении экономических преступлений важную роль играет подразделение борьбы с экономическими преступлениями (БЭП).
Используя специфические средства и методы, в том числе оперативно-экономический анализ, сотрудники данных подразделений изучают развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, аграрного комплекса и др.) и затем вырабатывают меры упреждающего характера. По фактам вскрытых хищений, хозяйственных и должностных преступлений сотрудники БЭП информируют органы государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений.
Сотрудники БЭП осуществляют взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, налоговой службой, службой по антимонопольной политике.
Аппарат БЭП активно взаимодействует со средствами массовой информации, с помощью которых влияет на формирование правового сознания населения.
Органы дознания и предварительного следствия осуществляют деятельность по предупреждению преступности, руководствуясь установленным в законе положением об обязательном рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 144 УПК РФ), строгом соблюдении установленных в законе сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Важность выполнения установленных в законе положений определяется тем, что отсутствие реагирования либо запоздалое реагирование на совершенное преступление со стороны правоохранительных органов может привести к новым преступлениям со стороны лиц, ранее их совершивших, формированию у них комплекса безнаказанности.
Выяснение следователем, лицом, производящим дознание, обстоятельств дела имеет большое предупредительное значение, это важно как для правильной квалификации содеянного, так и при определении судом наказания.
Немалое значение в предупреждении преступлений имеет правильный, т.е. обоснованный и целесообразный в каждом конкретном случае выбор меры пресечения к лицу, совершившему преступление.
Важнейшим направлением в предупреждении преступлений следственных аппаратов и подразделений дознания является выявление ими причин и условий, способствовавших совершению преступлений, внесение в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представления о принятии мер по их устранению. Наряду с этим они ведут предупредительную работу в непроцессуальных формах: проводят беседы, лекции, выступают в средствах массовой информации на правовые темы, тем самым способствуя формированию общественного правового сознания.
Большая роль в предупреждении преступности принадлежит подразделениям милиции общественной безопасности: службе участковых инспекторов, подразделениям патрульно-постовой службы, лицензионно-разрешительной службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделениям вневедомственной охраны, подразделениям по делам несовершеннолетних.
Для службы участковых инспекторов милиции, которая входит в систему профилактики правонарушений, предупреждение преступлений является одним из основных видов деятельности. Профилактическая деятельность участковых инспекторов состоит в следующем:
1) выявление, в отдельных случаях постановка на учет лиц, совершивших преступления, правонарушения, антиобщественные поступки (лиц, употребляющих наркотики, злоупотребляющих спиртным, устраивающих семейные дебоши, подростков, убегающих из дома и т.д.).
2) обеспечение наблюдения за проведением этих лиц, в целях принятия своевременных превентивных мер (например, доставление на медицинское обследование лиц, употребляющих наркотики, оказание содействия в госпитализации на стационарное лечение тех из этих лиц, которые страдают психическими отклонениями и т.д.), проведение с этими лицами индивидуально-воспитательной работы, по указанию начальника ОВД доставление в горрайорган лиц для регистрации и официального предостережения о необходимости прекращения антиобщественного поведения, обеспечение привлечения этих лиц к уголовной и административной ответственности.
3) выявление и учет лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, проведение с ними индивидуально-воспитательной работы, оказание им помощи в бытовом и трудовом устройстве.
4) Осуществление административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.
5) Участие в целевых рейдах, целевых проверках мест отдыха, других объектов, в общепрофилактических мероприятиях на административном участке.
6) Участие в правовой пропаганде среди населения.
В нормативных документах МВД РФ подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.
Патрульно-постовая служба милиции предупреждает преступления на постах и маршрутах патрулирования. Осуществляя патрульно-постовую службу, сотрудники милиции проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым криминогенным поведением, выявляют условия способствующие совершению преступлений на улицах других общественных местах и информируют об этом дежурного ОВД.
Сотрудники ГИБДД контролируют техническую исправность автомототранспорта и состояние дорог, устанавливают и поддерживают безопасный режим дорожного движения, обеспечивают допуск к управлению автотранспортными средствами лиц, имеющих соответствующую подготовку и водительские удостоверения, принимают меры административного взыскания к нарушителям правил дорожного движения.
Подразделения ГИБДД проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, предупредительную работу по угонам и кражам автомототранспорта; взаимодействуют с другими подразделениями органов внутренних дел по борьбе с угонами и кражами автомототранспорта; выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению.
Подразделения ГИБДД ведут большую разъяснительную работу среди населения, особенно среди несовершеннолетних, направленную на уяснение и соблюдение правил дорожного движения, на позитивное поведение на дорогах.
Подразделения лицензионно-разрешительной службы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с законодательством выдают организациям, предприятиям и учреждениям разрешение на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов. Они выдают гражданам в установленном порядке разрешения на приобретение, хранение гражданского оружия, осуществляя его перерегистрацию. Осуществляя контроль за частной детективной и охранной деятельностью сотрудники подразделения выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензии и регистрации в соответствующих органах, принимают меры по пресечению их незаконной деятельности. Они обеспечивают надлежащий контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности огнестрельного оружия и специальных средств, порядок их приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством.
Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел реализуют свою предупредительную деятельность с учетом требований Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних и положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних», в котором определены подходы в решении проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних с учетом международно-правовых документов.
В соответствии с законом о профилактике (ст.21) ПДН проводит индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними:
- употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;
- совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного воздействия;
- совершившими правонарушения, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;
- не подлежащим уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
- получившим отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушение режима, совершая противоправные деяния и(или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и(или) нуждаются в социальной помощи и(или) реабилитации;
- осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
На наш взгляд, законодательное определение столь широкого круга несовершеннолетних, с которыми ПДН должны осуществлять предупредительную работу, представляется нецелесообразным. Столь широкое определение объекта предупреждения во многом предопределяет низкую результативность осуществляемой деятельности. В современной педагогической науке не вызывает споров положение, в соответствии с которым, работать сколь-нибудь результативно с большим количеством разных по возрасту и направленности поведения (но в большинстве случаев трудных, педагогически запущенных) подростков крайне сложно и ожидать сколь-нибудь положительный результат от такой деятельности довольно трудно, особенно с учетом многофункционального характера деятельности субъектов воспитания[339].
Все сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о профилактике. В частности, подразделения по делам несовершеннолетних:
- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не имеющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних и(или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и(или) антиобщественных действий при совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, не совершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и(или) содержанию несовершеннолетних;
- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации;
- вносит в уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, контроль за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;
- принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.
Анализ определенных в законе функций ПДН показывает, что большая их часть направлена на реализацию различных форм контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете. Однако использование преимущественно контрольных форм предупреждения преступлений может в определенных случаях выступать в качестве «катализатора» как антиобщественного, так и преступного поведения несовершеннолетних. Поскольку только контроль, без идущего параллельно (рядом) воспитания, основанного на использовании форм совместной деятельности, может усилить процесс отторжения несовершеннолетнего от лиц, проводящих с ним индивидуальную профилактическую работу и способствовать поиску несовершеннолетним новых отношений с людьми, с которыми он будет чувствовать себя более комфортно свободно. Практика показывает, что нередко такой поиск заканчивается попаданием несовершеннолетнего в среду себе подобных и совершением преступления.
Слишком широкое определение предмета предупредительной деятельности ПДН, расширение функциональных обязанностей работников этой службы ведомственными нормативными актами, их систематическое отвлечение руководством органов внутренних дел от выполнения их непосредственных функций обусловливает формирование у работников ПДН позиции избегания в осуществлении собственно предупредительной деятельности. Т.е. на практике, происходит то, что должно происходить, поскольку возможность любого органа анализировать информацию, учитывать это при принятии решений небезграничны. Перегрузка неизбежно ведет к выделению сравнительно узкого круга особо значимых, приоритетных параметров и совокупности прочих, формальное управление которыми приобретает главным образом ритуальный характер.