Общая характеристика гражданского законодательства

Основные начала гражданского законодательства

Исходя из содержания п. 1 ст. 1 ГК РФ выделим семь основных начал гражданского законодательства:

- равенство участников гражданских правоотношений;

- неприкосновенность собственности;

- свобода договора;

- недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;

- беспрепятственное осуществление гражданских прав;

- обеспечение восстановления нарушенных прав;

- судебная защита гражданских прав.

Презюмировав законодательно семь основных начал как принципы гражданского законодательства, Гражданский кодекс в своих последующих положениях и правовых нормах отдельных статей в таком же законодательном порядке допускает изъятие либо прямое ограничение по распространению этих начал на отдельные гражданские правоотношения. Это умозаключение вытекает даже из краткого анализа всех семи основных начал. Рассмотрим их.

Принцип равенства участников гражданского оборота

(юридических лиц).

Он декларирован не только в п. 1 ст. 1 ГК, но и повторен в п. 1 ст. 2 ГК РФ, а также специально упоминается в других статьях Гражданского кодекса, где имеется повышенная опасность нарушения этого принципа: п. 1 ст. 731 ГК - бытовой подряд; п. 1 ст. 748 ГК - строительный подряд; п. 1 ст. 789 ГК - перевозка; п. 3 ст. 845 ГК - банковский счет; п. 1 ст. 888 ГК - хранение; ст. 946 ГК - страхование и в других случаях.

Правовая сущность равенства участников гражданско-правовых отношений заключается именно в признании за всеми гражданами равной правоспособности, что вытекает из ст. 17 ГК РФ.

Особенно ярко указанное неравенство юридических лиц просматривается в правоотношениях по схеме: "государство" (Российская Федерация) и "юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность" либо "государство - физические лица (граждане)". И за примерами, естественно, далеко ходить не надо.

Так, общеизвестно, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ участником гражданских правоотношений являются не только юридические лица и граждане, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Это же правило о них закреплено и в ст. 124 ГК РФ, согласно которой они являются субъектами гражданского права. Кроме того, в силу ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности, имуществом.

В.Ф. Яковлев правильно указывает, что в современном законодательстве РФ нет четкого разграничения предметов и сфер применения публичного и частного права. Это ведет к пагубным последствиям в экономике (изменение ст. 855 ГК), а также к тому, что нарушается принцип равенства сторон в гражданском праве Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. М., 1998. С. 63 - 64.. Это нарушение ярко реализовалось в свете последнего беспрецедентного "обвала" рубля по отношению к американскому доллару (доллар за три недели с 17 августа по 7 сентября 1998 г. "метнулся" с 6 р. 30 к. до 19 р. 30 к.). При этом государство не понесло и вряд ли понесет какую-либо ответственность за обесценение вкладов граждан и юридических лиц.

При всем этом, естественно, спорным является и вопрос о равенстве всех форм собственности и о равенстве участников гражданского оборота в своих взаимоотношениях (ст. 1 ГК РФ). Отсюда и полярная ответственность: "государства и банков" (пострадали банки); "государства и граждан" (пострадали последние); "государства и юридических лиц" (пострадали не менее, чем граждане); "банки и граждане (юридические лица)" (здесь пострадали интересы всех). И тот факт, что государство обязано платить по долгам, признал все тот же бывший руководитель ВАС РФ В.Ф. Яковлев в одном из своих интервью в СМИ: "Если государство создает долги, оно обязано их признавать и погашать".

Есть и другие аспекты в принципе равенства участников гражданских правоотношений.

Так, исходя из смысла ст. 49 ГК РФ, за всеми юридическими лицами признается та правоспособность, которая соответствует целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах конкретного юридического лица.

Часть 1 ст. 2 ГК в совокупности с ч. 3 ст. 2 ГК позволяет сделать однозначный вывод о том, что имущественная самостоятельность и гражданско-правовая ответственность у предпринимателей гораздо шире, нежели у других физических и юридических лиц.

Гражданский кодекс РФ уже в ч. 3 ст. 2 "закладывает" идею повышенной ответственности предпринимательской структуры, по сравнению со всеми другими участниками гражданского оборота. Эта идея отчетливо вырисовывается исходя из буквального толкования сущности цитируемой правовой нормы: "...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая за свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг".

Тем не менее, ГК РФ во всех своих последующих правовых нормах не расшифровывает понятие и значение формулировки: "...самостоятельная, осуществляемая за свой риск деятельность"... Законодатель в данном случае не только презюмирует повышенную имущественную ответственность всей предпринимательской деятельности, но и как бы констатирует факт - осуществляемая за свой риск деятельность.

Что же на деле означает слово "риск", можно только узнать при сопоставлении ч. 3 ст. 2 ГК РФ с другими статьями Гражданского кодекса.

Сопоставив ч. 3 ст. 2 ГК РФ с п. 1 ст. 401 и п. 3 ст. 401 ГК РФ, мы увидим следующее: лицо, осуществляемое предпринимательскую деятельность, несет ответственность без вины, за исключением случаев непреодолимой силы.

Законодатель особо подчеркивает, что ответственность должника-предпринимателя не исключается и тогда, когда сам контрагент (сторона по договору) должника нарушил свои обязанности.

Вина должника-предпринимателя наступает и в том случае, когда на рынке отсутствовали товары, необходимые для исполнения обязательства перед кредитором. Вина указанного должника будет и тогда, когда у него не было денежных средств для выполнения соответствующего договорного обязательства. Однако легального понятия "риск" ГК РФ не раскрывает.

В некоторых других статьях ГК также содержатся нормы с повышенным, специальным режимом ответственности для указанных выше субъектов: ст. 316 ГК - место исполнения обязательства; ст. 322 ГК - солидарные обязательства; ст. 426 ГК - публичный договор.

Подводя итог нашим рассуждениям о равенстве участников гражданского оборота, сделаем следующие выводы Алексеев С.С. Гражданское право. М., 2007. С. 96..

Ответственность предпринимателя не только не приравнивается к ответственности владельца источника повышенной общественной опасности, но несколько выше последней. Судите сами, владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности в трех случаях: вследствие непреодолимой силы, злого умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ) и в том случае, если источник повышенной опасности выбыл из обладания его владельца в результате противоправных действий других лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ). Предприниматель же может быть освобожден от ответственности только вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Ответственность субъекта при осуществлении предпринимательской деятельности несоизмеримо выше, чем у всех других участников гражданского оборота. Именно здесь просматривается примат государственных интересов, а также приоритет гражданина. Это положение может быть оправдано с точки зрения неустоявшихся рыночных отношений, когда с рынка товаров, работ и услуг бесследно исчезают лжефирмы: ЗАО, ООО, АОЗТ и другие различные предпринимательские структуры. Однако при устоявшихся рыночных отношениях принцип своеобразной "неограниченной" ответственности предпринимателя, думается, в первую очередь товаропроизводителя, должен быть пересмотрен и видоизменен.

Равенство участников гражданского оборота чисто условно или, можно сказать, декларативно.

Вышеизложенные факты реальности правоотношений между различными субъектами гражданского оборота свидетельствуют о наличии ряда "льгот", "преимуществ", "привилегий" именно у государственных юридических лиц. Отсутствие указанных "льгот" у одного вида юридических лиц и присутствие таких льгот у других - не есть равенство участников гражданского оборота в юридическом смысле и значении этого слова.

Принцип неприкосновенности собственности

Этот принцип (п. 1 ст. 1 ГК РФ) соответствует ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, из которой следует, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения".

Гражданский кодекс, декларируя в п. 1 ст. 1 ГК РФ принцип неприкосновенности собственности в наиболее сжатом виде, тем не менее, опять-таки допускает те случаи, когда принудительное изъятие имущества у собственника допускается в силу закона.

Принцип свободы договора.

Это общий принцип договорного права России и общих положений о договоре. Он означает возможность свободно избирать своего контрагента, то есть партнера, а также определять условия договора по своему усмотрению, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). Вышеуказанная норма права изложена в части 1 п. 4 ст. 421 ГК РФ, имеющей классическое название: "Свобода договора".

Демократичность принципа свободы договора, характеризующаяся также наличием в Гражданском кодексе большого количества диспозитивных правовых норм, позволяет сторонам договора отступать от них по взаимной договоренности. Это также возможность сторон использовать смешанный договор, в том числе и не предусмотренный законом, но не противоречащий ему (п. 2 ст. 421 ГК РФ), что позволяет сделать вывод не только о демократичности данного принципа, но и о его универсальности и практичности.

Однако принцип свободы договора все-таки имеет относительный характер, ибо договор должен соответствовать закону (ст. 422 ГК), а, кроме того, договор, например такой, как публичный, имеет общеобязательный характер для определенного круга субъектов гражданского оборота (ст. 426 ГК РФ).

Принцип недопустимости вмешательства в частные дела

Этот принцип востребован из ст. 23 Конституции РФ и выражен в Гражданском кодексе фактом признания самостоятельности предпринимательской деятельности, осуществляемой на риск его участников (п. 1 ст. 1 ГК). Он также закреплен в ГК положением о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, что именуется в ст. 150 ГК РФ "Нематериальные блага".

Согласно п. 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага и личные права граждан и юридических лиц защищаются в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения, включая право на возмещение морального вреда (ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ).

Последними тремя принципами (как основными началами гражданского законодательства) являются принципы:

- беспрепятственного осуществления гражданских прав, основанный на части 1 ст. 34 и части 1 ст. 44 Конституции РФ, которая корреспондирует со ст. 10 ГК РФ;

- обеспечения восстановления нарушенных прав согласно ст. 12 ГК РФ, по правилам ст. ст. 396, 1082 ГК (в натуре), в т.ч. с возмещением причиненных убытков (ст. ст. 15, 393 ГК), включая возмещение морального вреда (ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ) и восстановление нарушенных прав по взаимной договоренности (залог, неустойка, поручительство и задаток), регламентируются главой 23 ГК РФ;

- судебной защиты нарушенных гражданских прав (ст. 11 ГК РФ), осуществляемой опять-таки по правилам ст. 12 ГК РФ.

Эти принципы являются констатацией фактов основных начал гражданского законодательства, перечисляемых в ст. ст. 1 и 2 ГК РФ, а также в ст. ст. 9 и 10 ГК РФ

Система гражданского законодательства

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

В соответствии со ст. 3 Гражданский кодекс 1994 г. (далее - ГК РФ) в отличие от Гражданского кодекса 1964 г. устанавливает, что понятие "гражданское законодательство" отныне включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Часть 3 ст. 3 ГК РФ допускает, что гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Также Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента России вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч. 4 ст. 3 ГК РФ). В случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями Правительства РФ), министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, гражданско-правовые нормативные акты, которые ранее охватывались понятием гражданского законодательства, теперь можно поделить на несколько категорий в зависимости от того, какое основание положено в основу классификации. По своей юридической силе они распределяются на три группы:

1) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу, - гражданское законодательство (ГК и иные федеральные законы);

2) гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер, - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Данная классификация приводится во многих научных и учебных источниках Тархов В.А. Гражданское право. Курс. Общая часть. М., 2007. С. 77 - 78., однако анализ ст. 3 ГК РФ позволяет нам выдвинуть еще одно основание - порядок принятия гражданско-правового нормативного акта. На его основе мы можем разделить акты на две группы.

1. Гражданско-правовые акты, имеющие характер самостоятельного нормативного акта (гражданское законодательство и Указы Президента РФ).

2. Нормативные правовые акты, имеющие характер сопутствующего акта, то есть акта, принятого на основании и во исполнение актов первой группы (акты, содержащие нормы гражданского права, - постановления Правительства РФ) и нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Данная новелла гражданского законодательства, получившая наименование вертикальной иерархии источников права Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2007. С. 28 - 34., имела своей целью ограничить подзаконное нормотворчество в сфере гражданского оборота, которое, как показала практика в советский период развития нашего государства, влечет за собой неразбериху в нормативном массиве. Теперь Гражданский кодекс не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривает право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 2007. С. 28..

Таким образом, два основания классификации - юридическая сила и порядок принятия нормативного правового акта - закладывают органичную систему источников нормативного регулирования, которая служит целям упорядочения большого количества нормативных правовых актов, необходимых для регулирования той или иной предпринимательской деятельности Блинкова Е.В. Система гражданского законодательства: общие и частные вопросы / Юрист, 2005, № 5..

Наши рекомендации