И поведения личности в обществе
Абсентизм – проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.
Антиобщественные явления – явления социальной жизни, которые находятся в противоречии с общепринятыми нормами нравственности и гуманизма.
Государственный служащий – лицо, занимающее в государственном аппарате по назначению или по конкурсу постоянную или временную должность, действующее на основании и во исполнение законов от имени и по поручению государства и его органов.
Гражданин– политико-правовая характеристика личности, выражающая ее взаимоотношение с государством и правом страны, а также систему ее юридических прав и обязанностей, обеспечиваемых и охраняемых государством.
Деяние – форма проявления волевой активности субъекта (в виде действия или бездействия), определяемая ее социально (в том числе юридически) значимыми результатами, ответственность за которые несет сам субъект, даже в том случае, когда они выходят за рамки его намерений.
Динамика правонарушений – изменения во времени параметров состояния (уровня) и структуры правонарушений.
Должностное лицо – служащий государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями для исполнения организационно-управленческой деятельности по осуществлению функций органов аппарата и их подразделений.
Законный интерес личности – общественное отношение определенного рода (вида), опосредующее наиболее выгодное удовлетворение личностью своих потребностей в какой-либо области жизнедеятельности и определяющее с помощью юридических норм общие условия и средства такого удовлетворения, а также систему юридической защиты данной потребности.
Индивидуально-правовой статус – система персонифицированных конституционных и отраслевых субъективных и юридических обязанностей конкретного гражданина.
Конформность – психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости давлению группы, т. Е., когда в ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы человек формирует у себя мнение, совпадающее с мнением большинства.
Личность – человек (индивид), включенный в систему общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.) и выступающий носителем (субъектом) этих отношений.
Маргинальность – термин, обозначающий особые черты сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное общество, тяготеющие к созданию антиобщественных объединений с нивертированной (перевернутой, извращенной) системой ценностей.
Политическое сознание – форма общественного сознания, воплощающая оценочные взгляды, представления, убеждения, установки, настроения, чувства, привычки людей (классов, групп, общества) относительно природы государства, политической системы общества, политических партий, системы демократии.
Потребности – внутреннее состояние, выражающее зависимость личности от объективных условий ее существования и выступающее источником ее активности в различных сферах материальной и духовной жизни, в том числе в социально-политической и правовой.
Права личности – свобода воли личности в ее предметно-содержательном выражении, проявляющаяся: а) в возможности пользования по своему усмотрению конкретными социальными (материальными и духовными) благами в определенных состоянием общественных отношений пределах; б) в представлениях личности о своей свободе и ее пределах, выраженных в системах ценностно-нормативной ориентации и регуляции поведения людей в обществе.
Права человека – необъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, образующие смысловой центр естественного права и вообще всякого права в целом.
Правовая активность личности – специфическое качество взаимоотношения личности и окружающей ее социально-правовой среды, проявляющееся с объективной стороны инициативным, творческим, интенсивным и систематическим характером правомерной деятельности данной личности, а с субъективной – определяющими такой характер социально-психологическими и правовыми свойствами этой личности.
Правовая культура общества – обусловленные социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития законодательства, юридической практики, правовой социализации членов общества, а также в степени гарантированности государством прав и свобод граждан в единстве с ответственностью государства перед личностью и обществом, а личности – перед государством.
Правовая культура личности – обусловленное содержанием и уровнем правовой культуры общества степень и характер правовой социализации личности, определяющие правомерность ее правового поведения.
Правовая (юридическая) психология – 1) важнейший компонент правового сознания индивида, социальной общности, в целом общества, включающий в себя совокупность чувств, настроений, оценок, ценностных ориентаций и установок, выражающих отношение людей и их объединений к действующему или желаемому праву, явлениям правовой действительности; 2) научно-практическая дисциплина, изучающая психологические закономерности системы «личность-право» и разрабатывающая рекомендации по повышению эффективности этой системы.
Правовое поведение – социально значимое поведение индивидуальных или коллективно действующих субъектов, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное юридическими нормами и влекущее юридические последствия.
Правовая социализация личности – процесс формирования и развития под влиянием социально-правовой среды таких качеств и свойств личности, которые обеспечивают оптимальность включенности ее в социально-правовые связи и отношения, усвоение правовых идеалов, ценностей и принципов, юридических норм, преобразование приобретаемого социально-правового опыта в собственные ценностно-правовые установки, ориентации, привычки, убеждений и т. Д.
Правовая установка личности – динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, содержанием которого являются обусловленные характером и состоянием рационально-идеологических и эмоционально-психологических компонентов правосознания личности ее предрасположенность и готовность к совершению определенного типа (вида) правового поведения.
Правовое воспитание – основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и порядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе.
Правовой интерес – осознанная личностью необходимость использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых правомерных действий.
Правовой мотив – оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности. Это субъективное отношение к норме, побуждающее следовать ее требованиям или игнорировать их.
Правовой нигилизм – разновидность деформированного общественного, группового, индивидуального видов правосознания и правовой культуры, характеризующаяся различного рода отрицательными либо безразличными по отношению к праву и законодательству правовыми стереотипами мышления и сознания, ценностно-правовыми установками и соответствующими им волевыми действиями (поступками) людей в различных сферах их жизнедеятельности, а также выражающая особенность образа жизни таких людей, характер и содержание соблюдаемых ими традиций и обычаев.
Правовой статус личности – взятая в единстве совокупность юридических прав, обязанностей личности, гарантий их осуществления, определяющих правовое положение личности в правовой системе общества.
Правовой стереотип – усвоенное личностью устойчивое представление о типичных чертах и ожидаемых свойствах правовых явлений, процессов, событий, субъектов (участников) правоотношений, обусловливающее содержание и характер правового поведения данной личности.
Правомерное поведение – волевое деяние (действие либо бездействие), соответствующее (не противоречащее) юридическим нормам и согласующееся с содержанием и объемом субъективных прав и юридических обязанностей, предусмотренных этими нормами.
Правонарушение – волевое деяние (действие или бездействие), противоречащее предписаниям юридических норм, совершенное виновно деликтоспособным субъектом, причиняющее вред общественным отношениям, и запрещаемое под угрозой применения мер юридической ответственности.
Правосознание – совокупность правовых знаний, представлений, взглядов, идей, а также чувств, убеждений, оценок, ценностных ориентации и установок, выражающих, субъективное отношение индивидов, социальных групп (в целом общества) к действующему или желаемому праву и законодательству, к правовым явлениям, юридическим фактам и процессам, правовому поведению людей и юридическим решениям, с точки зрения соответствия (или несоответствия) их критериям законности, справедливости, равенства, свободы, нравственности.
Предупреждение правонарушений – комплекс мер экономического, политического, воспитательного (юридического) характера, направленных на недопущение правовых аномалий в развитии и поведении людей.
Преступление – общественно опасное, предусмотренное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, нормативно установленные формы собственности, права и свободы граждан, или нарушающее правопорядок и причиняющее вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.
Преступность – наиболее опасное негативное социальное отклонение, представляющее собой относительно массовое, исторически обусловленное, изменчивое и способное к самопроизводству социально-правовое явление государственно-организованного общества, непосредственно выражаемое всей совокупностью преступлений, совершаемых в стране за определенный период времени.
Причины правонарушения – совокупность обстоятельств объективно-субъективного характера, детерминирующих противоправное поведение лица.
Профессиональное правовое сознание – представление о праве, формирующееся у служащих государственного аппарата на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний и аккумулирующее юридическую практику, опыт применения права, компетентное понимание всех сторон его содержания.
Свобода воли личности – связанная со всеми сторонами жизни сфера относительной обособленности, самоопределения и самовыражения личностью своей индивидуальности, проявляющаяся в беспрепятственной возможности распоряжаться своими интеллектуальными и физическими потенциями, имуществом, устраивать по своему усмотрению частную жизнь, формировать собственное отношение относительно моральных, политических, правовых, эстетических и иных ценностей и выбирать на этой основе самостоятельные решения.
Состав правонарушения – совокупность его главных, определяющих признаков, выделенных законодателем как типичные, необходимые и в то же время достаточные для возложения юридической ответственности (объект, субъект, объективная и субъективная сторона право нарушения).
Состояние (уровень) правонарушений – их количественная характеристика в абсолютных или относительных цифрах.
Социально-психологический механизм обеспечения правомерного поведения личности – обусловленный мотивационной системой человека процесс осознания правовых идей, ценностей и предписаний, соотношения их в правосознании личности с ее взглядами и представлениями о должном поведении и выработки на их основе эмоционального отношения к правовым требованиям общества, готовности поступать в соответствии с ними.
Социальные деформации – нарушения нормальных процессов жизнедеятельности общества, негативные изменения, характеризующие различные его стороны или жизнь общества в целом.
Социальные отклонения – нарушения социальных норм, характеризующиеся определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях.
Социальный механизм обеспечения правомерного поведения личности – система общесоциальных собственно юридических, нравственно-культурных, социально-психологических и саморегуляционных фактов, методов и средств, воздействующих на формирование, защиту и стимулирование согласующегося с нормами права поведения.
Структура правонарушений – качественно-количественная характеристика правонарушений, определяемая соотношением их видов.
Условия, способствующие совершению правонарушений– обстоятельства, которые непосредственно не порождают правонарушений и в то же время находятся в причинной связи с ними, сопутствуют их совершению, иными словами, стимулируют противоправное поведение лица.
Цель – один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвосхищение результата деятельности, а также средств и путей его реализации.
Ценностно-правовые ориентации – совокупность качеств личности (право, чувство правового долга, ответственность, законность, уважение к праву, солидарность с его требованиями и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию.
Юридическая ответственность (негативная) – предусмотренная в санкциях юридических норм и обеспечиваемая государственно-властным воздействием обязанность лица, совершившего виновно-противоправное деяние, претерпевать определенные лишения (ограничения) имущественного, личного, организационного характера.
Юридическая ответственность (позитивная) – социально- психологическая ответственность людей позитивного значения, предполагающая, с одной стороны, добросовестное отношение личности к своим юридическим обязанностям, с другой – обеспеченность (или содействие обеспечению) такого отношения и соответствующего поведения у других лиц.
Юридический механизм защиты прав и свобод – взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адвокатура в России: Учебник для вузов: учебник – М., 2011.
2. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. – М., 1971.
1. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. – М., 1976.
2. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юридических вузах // Правоведение. –1976. –№ 4.
3. Барщевский М.Ю. Адвокат. Адвокатская фирма. Адвокатура. – М., 1995.
4. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя: учебное пособие – М., 2015.
5. Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть (статьи): монография.— СПб., 2014.
6. Белкин Р.С. Профессия – следователь (введение в юридическую специальность). – М., 1996.
7. Богачева Л., Горшенев В. Юридическая деонтология, ее природа и принципы // Право и жизнь. – 1994. – № 4.
8. Васильев А.В. Теория права и государства. – М., 2011.
9. Введение в специальность. – М., 1992.
10. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие / Под ред. А. П. Коренева. – М., 2000.
11. Вишняков В. Г. Право и научная организация управленческого труда. – М., 1968.
12. Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. – М., 1987.
13. Гуляев А.П. Следователь в уголовном процессе. – М., 1981.
14. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1996.
15. Дмитриев, А.М. Адвокатура России в схемах: учебное пособие. — М., 2015.
16. Догель П.С., Овчинников Н.И., Резниченко И.М. Модель юриста // Правоведение. – 1976. – № 4.
17. Ефимычев С.П. О профессии следователя. – Волгоград, 1975.
18. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2009.
19. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение в специальность: Учебное пособие. – М., 1997.
20. Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. – М., 1989.
21. Журавлев М.М. Философия права: учебно-методическое пособие. — Томск, 2012.
22. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. – М., 1995.
23. Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1991.
24. Карташов В.Н. Юридическая деятельность в социалистическом обществе. – Ярославль, 1987.
25. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценности. – Саратов, 1989.
26. Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. – М., 2000.
27. Козлихин И.Ю. Идеи правового государства: история и современность. – СПб., 1993.
28. Колоскова И.Ю., Соколов Н.Я. Юристы как социально-профессиональная группа (Советский период) // Государство и право. – 2003. – № 10.
29. Корнев А.В. Государственно-правовая мысль и юридическое образование в дореволюционной России: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. — 296 с.
30. Косаренко Н.Н. Правоведение: учебное пособие. – М., 2010.
31. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие. – М., 2012
32. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
33. Лившиц Р.З. Современная теория права. – М., 1992.
34. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. – М., 1972.
35. Лукашева Е.А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Советское государство и право. – 1972. – № 11.
36. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. – М., 1986.
37. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Т.1. Государство: учебник.– М., 2015.
38. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Т.2. Право: учебник.– М., 2015.
39. Мирзоев Г.Б. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации. – М., 1995.
40. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т. 1. – Томск, 1914.
41. Новгородцев П.И. Введение в философию права: монография. – СПб., 2014.
42. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1994.
43. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в РФ: административно-правовые аспекты: монография.– М., 2015.
44. Порубов Н.И. Юридическая этика: учебное пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск, 2012.
45. Правовая система социализма. Функционирование и развитие. Т. 2. – М., 1987.
46. Петрухин И.Л. Проблемы юридического образования в России // Государство и право. – 1996. – № 9.
47. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1996.
48. Проблемы развития правового статуса российской прокуратуры в условиях переходного периода. – М., 1998.
49. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1999.
50. Радько Т.Н. Введение в юридическую профессию: учебник.– М., 2014.
51. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Новые положения и защите и диссертационных советах с авторскими комментариями. – 11-е изд., перераб. и длп. – М., 2012
52. Резин С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: учебное пособие. – М., 2012
53. Сандевуар П. Введение в право. – М., 1994.
54. Система высшего юридического образования в
России: Состояние и перспективы развития /Н. М. Кропачев, В. Ф. Попондопуло, М.В. Филиппова, Н.А. Шевелева. // Правоведение. –2004. –№ 5. – С. 4 – 20
55. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. – М., 1988.
56. Соколов Н.Я. Юридическая профессия: понятие, сущность и содержание // Государство и право. – 2004. – № 9.
57. Соколов Н.Я. Профессиональные навыки юриста. Опыт практического обучения. – М., 2001.
58. Соколов Н.Я. Характеристики профессионально-юридической группы в процессе преподавания курса «Теория государства и права» // Труды Московской государственной юридической академии: Сборник статей. – 2001. – № 7.
59. Стецовский Ю.И. Судебная власть: Учебное пособие. – М., 2000.
60. Судебные речи известных русских юристов: Сборник / Сост. Е.М. Ворожейкин; Отв. ред. М. М. Выдря. – М., 1958.
61. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. Методология и теория. – СПб., 1991.
62. Топорнин Б.Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. – М., 1996.
63. Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. – 1993. – № 8.
64. Фридмен Л. Введение в американское право. – М., 1992.
65. Юридическая конфликтология / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. – М., 1995.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ,
от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ,
от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,
от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ,
от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ,
от 04.06.2014 № 148-ФЗ, от 28.06.2014 № 182-ФЗ,
от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ,
от 21.07.2014 № 262-ФЗ, от 31.12.2014 № 489-ФЗ,
от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ,
от 29.06.2015 № 160-ФЗ, от 29.06.2015 № 198-ФЗ,
от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 238-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 № 145-ФЗ,
от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ)
Извлечения
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
6) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
7) образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;
8) федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
12) профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
13) профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);
14) дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;
15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;
16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
17) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
19) организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
21) педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
24) практика - вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;
25) направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;
26) средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;
27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
29) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
30) отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;
31) участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;
32) участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;
33) конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
34) присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и