Городское право города Мюнстера (1221 г.)
Город Мюнстер (возможно, название происходит от лат. monasterium – монастырь) находится на северо-западе Германии. При Карле Великом Мюнстер становится центром епископства. В IXв. мюнстерский епископ –могущественный церковный князь. В 1170 г. Мюнстер получает статус города. В XIII –XIV вв. это крупнейший торговый центр северо-востока Германии, впоследствии город становиться членом Ганзейского союза.
Хартия 12121 г. составлена «с общего согласия скабинов», в их присутствии и скреплена их подписями. Нет ни подписи сеньора-епископа, ни его печати.
1. Пусть горожане (cives) не принимают в свое сообщество (in concivium) кого-либо, если его сеньор возражает (qui habet dominium contradicentem).
2. Если же он будет принят, пусть уплатит 4 солида штрафа и 1 солид даст сеньору (incontinenti — не сумевшему удержать).
18. Если кто совершит убийство, пусть будет обезглавлен; кто ранит острым железом до искалечения, пусть лишится руки; если не искалечит, пусть уплатит 60 денариев штрафа.
20. Кто совершит пролитие крови без острого оружия, пусть уплатит 7 солидов или пусть будет выпорот и обрит.
22. Кто в присутствии судьи учинит брань без порочных слов (sine viciosis verbis), пусть уплатит 3 солида штрафа.
38. Если горожанин востребует через суд свои украденные вещи (res suas furtivas), пусть суд не имеет от этого дела никакой доли.
39. Если чужак (hospes) востребует через суд свои украденные вещи, пусть судья получит третью часть; чужак пусть произведет оценку (faciet estimacionem), а судья выберет свою долю.
52. Кто проживет (habitaverit) в течение года в пределах городской черты (in wicbilethe), не будучи никем востребован в качестве крепостного (in servitutem redigente), тот должен оставаться свободным (liberi).
55. Чем бы ни завладел суд и город (iudicium et civitas), половина пусть следует судье и половина — на нужды города.
58. Если муж неожиданно скончается, половину его наследства пусть получит жена и половину — дети.
Средневековое городское право XII-XIII веков. Пер. Т. М. Негуляевой и Л. И. Солодковой / Под ред. С.М.Стама – Саратов: Саратовский университет, 1989 – 180 с.
Фуэро Леона
Город Леон находится на севере Испании, он был основан в 29 году до н. э. как лагерь солдат римского VI Победоносного легиона (название получил от лат. legio – «легион») в VIII-XIII вв. столица королевства Астурии и Леона. Не раз был захвачен и разорен. Фуэро (от исп. fuero - право, привилегия – свод законов) принято в Леоне в соборе св. Марии в присутствии короля Альфонсо и его жены королевы Гелоиры в 1058 г.
18. Повелеваем…, чтобы в Леоне и всех других городах и во всех alfozes[92] были судьи по выбору короля которые бы решали дела всего народа.
20. Также постановляем, чтобы город Леон, который был опустошен сарацинами во времена отца моего короля Бермудо, был снова заселен на основании нижеследующих правил, и пусть никогда они не будут нарушены. Итак, повелеваем, чтобы ни хуниора[93], ни бондаря, ни ткача, пришедших в Леон, чтобы остаться там, не забирали оттуда.
21. Предписываем также, чтобы неузнанного серва тоже не забирали оттуда и никому не выдавали.
22. Серв же, который честными людьми будет опознан как серв, будь он мавр или христианин, беспрекословно должен быть возвращен господину.
24. Если кто-либо совершит убийство и успеет скрыться из города или из своего дома и не будет пойман в течение девяти дней, пусть спокойно возвращается домой и остерегается [только] своих врагов и ничего не платит за убийство ни сайону[94], ни кому-либо другому. А если в течение девяти дней его поймают, пусть платит весь штраф за убийство, если будет из чего заплатить. …
28. Все люди, живущие в указанных границах..., для тяжб о жителями Леона пусть приходят в Леон. В военное время они должны приходить в Леон для защиты стен города и их восстановления, как и горожане (cives) Леона. Они не должны платить portaticum[95] за товары, которые продают там.
29. Пусть у всех, кто живет внутри и снаружи стен города, будет один рынок (forum), в первый день Великого поста пусть они собираются у собора св. Марии de Regla, и устанавливают меры хлеба, вина, мяса и плату работникам, с тем, чтобы весь город имел справедливые установления на этот год. И если кто эти установления нарушит, пусть платит 5 солидов королевскими монетами мэрино[96].
40. Человек, живущий в Леоне в указанных границах, не выставляет поручителя, если речь идет об иске меньше 5 солидов в монетах города. Он может очиститься клятвой или испытанием кипятком в присутствии достойных священников, или будет проведено расследование честными людьми, если это удовлетворяет обе стороны. Но если он будет обвинен в краже или в предательском убийстве или в другом тяжелом преступлении, и будет уличен в этом, он должен защищать себя клятвой и в судебном поединке с оружием в руках.
41. Повелеваем, чтобы ни мэрино, ни сайон, ни хозяин земли или какой-либо сеньор (senior) не входили в дом жителя Леона, чтобы взять с него штраф, и не уносили двери его дома.
42. Женщина в Леоне в отсутствие ее мужа не может быть ни схвачена, ни отдана под суд, ни подвергнута наказанию…
46. Кто нарушит, обнажив оружие, т.е. мечи и копья, мир на городском рынке, который издавна бывает в среду, пусть платит сайону короля 40 солидов в городской монете.
48. Если кто из нашего рода или из других людей, зная это наше установление, осмелится его нарушить, пусть с переломанными руками, ногами и шеей, вырванными глазами, растерзанными внутренностями, пораженный проказой и преданный анафеме, пребывает в муках и вечном проклятии с сатаной и его ангелами.
Фуэро Леона. Пер. О.И. Варьяш и С.Д. Чернова // Социально-политическое развитие Пиренейского полуострова при феодализме / Под ред. Е.В.Гутновой. – М.: Институт всеобщей истории, 1985 – 276 с. – С.174 – 179.