Установление фактов, имеющих юридическое значение

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, являются наиболее распространенными из дел особого производства. Возникновение, изменение или прекращение личных и имущественных прав граждан и организаций зависит от наличия или отсутствия юридических фактов.

Данные факты должны быть подтвержденным соответствующими документами (свидетельствами, справками, записями актов гражданского состояния и т.д.). Бывают случаи, когда факт не может быть удостоверен соответствующим документом по причине его утраты, уничтожения, невозможности восстановления или по другим причинам. В таких случаях предусмотрен судебный порядок установления юридических фактов.

В соответствии с ГПК (ст. 264) суд рассматривает дела об установлении:

1) родственных отношений (например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения свидетельства о праве на наследство в нотариальных органах, для признания права собственности в порядке наследования, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца);

2) факта нахождения на иждивении (имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию);

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти (например, при утрате соответствующих документов и мотивированном отказе органов загс выдать их дубликаты);

4) факта признания отцовства (для установления отцовства в судебном порядке в случае смерти предполагаемого отца ребенка и при отсутствии спора об отцовстве между заинтересованными лицами);

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6) факта владения и пользования недвижимым имуществом (например, для получения правоустанавливающих документов на это имущество или для подтверждения ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости, когда закон связывает с фактическим владением и пользованием недвижимостью возникновение права собственности или иного права);

7) факта несчастного случая (имеет юридическое значение тогда, когда он повлек за собой увечье, в связи с которым может быть установлена инвалидность и выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью);

8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти);

9) факта принятия наследства и места открытия наследства (когда заинтересованным лицом пропущен установленный гражданским законодательством срок принятия наследства или в иных случаях, когда нотариус не может оформить свидетельство о праве на наследство);

10) других имеющих юридическое значение фактов (например, факт получения заработной платы, необходимого для перерасчета назначенной пенсии по старости, факт владения впоследствии утраченной квартирой, требуемый для постановки на учет для получения жилья; факт участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получения в связи с этим увечья, факт применения политической репрессии, нахождения в местах с ограничением свободы, утраты имущества в результате политической репрессии).

Вопрос 61

Признание безвестно отсутствующим и объявление умершим

Отсутствие гражданина в месте своего постоянного жительства может создать неопределенность в гражданских и иных правоотношениях. Поэтому, если гражданин отсутствует в месте его постоянного жительства и в течение года нет сведений о том, где он пребывает, он может быть признан судом безвестно отсутствующим.

Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо данное лицо или нет, где оно находится. Такая констатация осуществляется решением суда. При этом необходимо установить, что:

гражданин отсутствует в месте своего постоянного жительства не менее 1 года;

никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;

принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.

Исчисление годового срока производится со дня получения последних сведений об отсутствующем, а если этот день установить невозможно, то с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — с 1 января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является. Прежде всего, над имуществом безвестно отсутствующего назначается опека. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Оставшийся супруг безвестно отсутствующего вправе требовать расторжения с ним брака в органах загса.

В случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего суд отменяет свое решение о признании безвестно отсутствующим, на основании этого решения опека отменяется, а брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов. Не восстанавливаются лишь те правоотношения, которые были прекращены на основе ранее вынесенного решения.

Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Для объявления лица умершим предварительного признания его безвестно отсутствующим не требуется.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать гибель отсутствующего от определенного несчастного случая (кораблекрушение, авария самолета и т. п.), гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев со дня несчастного случая. Применение такого сокращенного срока для объявления лица умершим требует веских доказательств. Особые правила установлены для объявления умершими военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти. В первом случае смерть гражданина предполагается и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органами загса, и датой смерти его считается день фактической смерти, установленный судом.

Объявление безвестно отсутствующего гражданина умершим не влечет за собой прекращения его право и дееспособности, поскольку фактически он может находиться в живых и в месте пребывания совершать всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают те же последствия, что и в случае смерти гражданина: открывается наследство, его брак прекращается без специального оформления, прекращаются все личные обязательства объявленного умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет ранее вынесенное решение. Независимо от того, сколько времени прошло со дня объявления умершим, явившийся гражданин вправе требовать от наследников и других лиц, к которым имущество перешло безвозмездно, возврата всего сохранившегося имущества. Лица, к которым имущество объявленного умершим перешло по возмездным сделкам (например, купли-продажи, мены), обязаны возвратить это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

В тех случаях, когда имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по праву наследования к государству и было реализовано, после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

Вопрос 62

Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами

В полном объеме гражданская дееспособность наступает с достижением совершеннолетия, т.е. с 18 лет, и прекращается со смертью гражданина (ст. 21 ГК). Никто не может быть ограничен в дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Законом предусмотрено, что ограничить в дееспособности или признать гражданина недееспособным может только суд. Дела эти рассматриваются в порядке особого производства.
Суд может ограничить в дееспособности гражданина, который злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и тем ставит свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК). Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий и руководить ими, может быть признан судом недееспособным (ст. 29 ГК).
Особый случай ограничения дееспособности предусмотрен п. 4 ст. 26 ГК, в соответствии с которым при наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органов опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в порядке эмансипации.
Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным рассматриваются судом по месту жительства данного гражданина, а если он помещен в психиатрическое лечебное учреждение, то по месту нахождения лечебного учреждения.
Закон четко определяет круг субъектов права на обращение в суд с заявлением о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным. Такими субъектами являются члены семьи гражданина, прокурор, органы опеки и попечительства, психиатрическое лечебное учреждение (ст. 281 ГПК). Указанный перечень является исчерпывающим.
В заявлении о признании гражданина ограниченно дееспособным должно содержаться указание на обстоятельства, свидетельствующие о том, что он злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Поэтому родственники, живущие отдельно от ограничиваемого в дееспособности гражданина, не могут обращаться в суд, так как его поведение не ставит указанных лиц в тяжелое материальное положение.
В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о психическом расстройстве гражданина, по причине которого он не может понимать значения своих действий и руководить ими, и приведены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (например, свидетельские показания, выписки из истории болезни, справки о нахождении в психиатрическом лечебном учреждении и проч.).
Подготовка дел о признании гражданина ограниченно дееспособным подчиняется общим правилам подготовки гражданских дел. Однако особенностью подготовки указанных дел является то, что при достаточных данных о психическом расстройстве гражданина судья для определения его психического состояния назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Если же гражданин явно уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании при участии прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК). Врач-психиатр привлекается к участию в рассмотрении таких дел в качестве специалиста.
При подготовке дела должен быть также решен вопрос о возможности участия по состоянию здоровья в судебном заседании гражданина, в отношении которого возбуждено дело о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным.
Дела о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным рассматриваются с обязательным участием прокурора и органов опеки и попечительства. Граждане, интересы которых непосредственно затрагиваются в связи с возбуждением дела об ограничении дееспособности, участвуют в судопроизводстве в качестве заявителей независимо от того, по чьей инициативе возбуждено производство по делу (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 4 мая 1990г. № 4 “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами”)- Согласно п. 8 постановления Пленума возражения членов семьи против рассмотрения дела, начатого по заявлению кого-либо из лиц, названных в ст. 258 ГПК РСФСР, не являются основанием для прекращения производства по делу.
Если при рассмотрении дела о признании гражданина ограниченно дееспособным он заявляет, что изменит свое поведение, суд откладывает разбирательство дела. Убедившись после отложения разбирательства дела, что гражданин изменил свое поведение, суд, отказав в удовлетворении заявления об ограничении в дееспособности, может предупредить его о недопустимости повторения злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Решение об ограничении в дееспособности является основанием для назначения над ним органами опеки и попечительства попечителя. Решение о признании гражданина недееспособным является основанием для назначения над ним опекуна. После вступления решения в законную силу копия решения в трехдневный срок направляется органу опеки и попечительства по месту жительства гражданина, ограниченного в дееспособности или признанного недееспособным.
Если гражданин прекращает злоупотреблять спиртными напитками или наркотическими средствами после вступления в законную силу решения о признании его ограниченно дееспособным, по заявлению самого гражданина, его попечителя, психиатрического учреждения суд возбуждает новое производство по делу и выносит решение об отмене ограничения дееспособности гражданина. Решение суда служит основанием для прекращения установленного над гражданином попечительства.
Состояние здоровья гражданина, признанного судом недееспособным, может значительно улучшиться либо наступить полное его выздоровление. Признать выздоровевшего гражданина полностью дееспособным возможно только в судебном порядке на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы. Право на обращение в суд в таких случаях принадлежит опекуну, а также лицам, указанным в ст. 281 ГПК. Опека, установленная над гражданином, прекращается на основании вступившего в законную силу решения о признании его дееспособным (п. 1 ст. 40 ГК).
Члены семьи, подавшие заявление и действовавшие недобросовестно с целью необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, несут по решению суда все судебные издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 2 ст. 284 ГПК).

Вопрос 63

Эмансипация несовершеннолетнего — объявление его полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.

Гражданская дееспособность наступает по достижении совершеннолетия, т.е. возраста 18 лет. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать ограниченное число сделок, на совершение иных сделок требуется письменное согласие родителей, усыновителей или попечителя. Исключения составляют случаи вступления несовершеннолетнего в брак и объявления его полностью дееспособным (эмансипация).

В соответствии со ст.27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (в том числе по контракту) или с согласия родителей (усыновителей, попечителей) занимается предпринимательской деятельностью. Для эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору или предпринимательской деятельности.

Цель эмансипации - освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – при согласии обоих (единственного) родителей, а при отсутствии согласия – по решению суда.

Орган опеки и попечительства (или суд) принимает решение об эмансипации несовершеннолетнего, учитывая, насколько продолжительной и устойчивой является предпринимательская или трудовая деятельность претендующего на эмансипацию несовершеннолетнего лица, уровень его доходов или заработка, наличие у такого лица имущества, состояние его здоровья и другие обстоятельства. Одинаковое со взрослыми правовое положение эмансипированных под­ростков проявляется и в равной с ними ответственности за свои действия, что требует очень тщательного подхода к признанию подростков эмансипи­рованными, поскольку не все они готовы взвалить на свои еще не окрепшие плечи вместе с самостоятельностью соответствующие ей обременения. В возникающих для эмансипированных обременениях (в частности, в само­стоятельной гражданско-правовой ответственности) заложено препятствие, которое могут преодолеть лишь подготовленные для этого подростки. Это обстоятельство должно побуждать лиц, принимающих решение об эманси­пации, тщательно относиться к выяснению всех обстоятельств.

Эмансипированный несовершеннолетний приобретает все права дееспособных лиц, в частности на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов в суде, и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (перечень такого имущества утвержден в Гражданско-Процессуальном Кодексе РФ). Родители (лица, их заменяющие) эмансипированного несовершеннолетнего не несут ответственности по его обязательствам, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен в качестве опекуна или попечителя (согласно ст. 35 ГК РФ), он не вправе усыновить ребенка (согласно ст. 127 СК РФ).
В соответствии с нормами (ст. 292, 679 ГК РФ, ст. 132 ЖК РСФСР) эмансипированный оставаясь несовершеннолетним, имеет право вселиться в жилое помещение своих родителей.

В трудовом правоотношении объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет изменения его статуса. Эмансипированные несовершеннолетние, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Но в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются установленными законом льготами. После эмансипации лица, работающего по трудовому договору, работодатель не вправе изменять условия труда, ссылаясь на факт эмансипации. В сфере социального обеспечения эмансипированное лицо продолжало оставаться нетрудоспособным и не утрачивало права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Так же эмансипированный гражданин сохраняет права несовершеннолетнего и в сфере вождения транспортным средством. Т.к. водить транспортное средство разрешено законом с 18 лет, то, несмотря на приобретение полной дееспособности, этот гражданин не имеет права садиться за руль автомобиля до 18 лет.

Так же из-за введения возрастного ценза на право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, не достигшие 18-летнего возраста граждане Российской Федерации не имеют право.

Вопрос 64

Дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. К бесхозяйным, в силу указания закона, относятся бесхозяйные движимости, как-то: брошенные вещи (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорные животные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК) и бесхозяйные недвижимости (ч. 3 ст. 225 ГК). Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи возможно при наличии условий, прямо установленных в законе (см. перечисленные выше статьи ГК РФ), либо в силу правил о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ). В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь[1]. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи. Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган, а именно: комитет по управлению муниципальным имуществом, обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда соответствующий комитет по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь. Принимая заявление, судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учет не имеется или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК отказывает в принятии заявления. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее основные отличительные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее - отказ собственника от права собственности), и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью. В заявлении о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано: о какой именно недвижимости идет речь, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной, а также приведены доказательства, свидетельствующие о том, что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен. В ходе подготовки дела о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.). В целях получения сведений о принадлежности бесхозяйной вещи судьей могут быть направлены запросы в различные в зависимости от обстоятельств организации, соответствующим должностным лицам[2]. Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Если суд пришел к выводу, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или что собственник ее неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, то суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопрос 65

Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния

Порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния определяется Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"

Статья 307. Подача заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния

1. Суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.

2. Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.

Статья 308. Содержание заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния

В заявлении о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния должно быть указано, в чем заключается неправильность записи в акте гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи.

Статья 309. Решение суда относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния

Решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органом записи актов гражданского состояния.

Вопрос 66

Наши рекомендации