Статья 178 УК РФ. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

1. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, -

наказываются лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере - двадцать пять миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей, а особо крупным ущербом - три миллиона рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

4. Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

29.Характеристика финансовых правонарушений

Финансовое правонарушение является самостоятельным основанием для применения мер государственного принуждения в виде финансово-правовой ответственности. Финансовое законодательство не содержит единого комплексного понятия финансового правонарушения, но закрепляет определения его разновидностей — налогового правонарушения и нарушения бюджетного законодательства.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представите лей, за которое НК РФ установлена ответственность. Статья 281 БК РФ относит к нарушениям бюджетного законодательства неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Определение финансового правонарушения является, таким образом, обобщающей (собирательной) категорией, отражаю щей совокупность юридических признаков внутриотраслевых правонарушений.

Финансовое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность.

31.Специфические особенности гражданско-правового регулирования.

Основными чертами гражданско-правового метода регулирования являются следующие.

Первая - равенство участников гражданских отношений. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, говорится в п. 1 ст. 1 ГК. Субъекты гражданского права - граждане, юридические лица и государственные образования - обладают, конечно, разными по содержанию и объему правами и обязанностями. Однако, вступая в имущественные отношения рынка и реализуя их, они равны и ни одна из сторон не вправе предписывать другой определенное правовое поведение.

Второй чертой метода гражданского права является диспозитивность многих его норм, особенно в сфере обязательств. Это позволяет участникам имущественного оборота отступать от общих правил законодательства и строить свое поведение в соответствии с собственными намерениями и возможностями, проявляя тем самым хозяйственную активность и предприимчивость.

Диспозитивность гражданского права проявляется также в предоставлении его субъектам возможности осуществлять их права и обязанности с помощью третьих лиц, что для других отраслей права не характерно. Субъекты гражданского права могут выступать в имущественном обороте через представителей (поверенных, комиссионеров, агентов), а также возлагать исполнение на третьих лиц (субпоставщиков, субподрядчиков, субарендаторов и т.п.). Это расширяет возможности участников рынка.

Следующей особенностью гражданско-правового регулирования является защита нарушенных прав посредством воздействия не на личность правонарушителя, а на его имущество. Основным и наиболее распространенным способом защиты в гражданском обороте является возложение обязанности компенсировать причиненные потери - возместить убытки, а также уплатить неустойку (пени, штраф), если она была предусмотрена законом или договором.

Наконец, особенностью метода гражданского права является предоставление потерпевшей стороне судебной защиты при нарушении ее прав (п. 1 ст. 11 ГК). Такая защита предоставляется также, когда в силу прямых указаний закона гражданские права охраняются в административном порядке, например через систему антимонопольных и таможенных органов. В этих случаях решение административного органа также может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК). Судебная защита гражданских прав делает ее свободной от ведомственных влияний и более надежной, поскольку осуществляется в предписанных законом процессуальных формах и с участием самих сторон или их представителей.

Изложенные особенности правового регулирования, присущие гражданскому праву, отражают требования рыночной экономики, которая успешно функционирует только при наличии у субъектов предпринимательской деятельности хозяйственной самостоятельности. В условиях планово-административной экономики, существовавшей в СССР, эти положительные стороны гражданско-правового регулирования не могли быть использованы в полной мере. В настоящее время препятствия к этому во многом устранены, и гражданское право становится важнейшим правовым инструментом, используемым для развития экономики, основанной на рыночных отношениях.

32.Основные институты финансового права.

Предметом финансового права как науки является система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами. Эта наука представляет собой систему специфических знаний о финансовом праве, имеющую достаточную степень единства, систематизации и обобщения. Выделяют три составные части этих знаний.

Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий. Финансовое право как наука характеризуется тем, что ее содержание - это система связанных и скоординированных основных понятий: “государственные финансы', “финансовая деятельность государства“, “финансовые акты“, “финансово-правовые нормы“, “бюджет“, “налоговая система“, “банковская система“. Все другие категории и понятия представляют собой конкретизацию и развертывание основных категорий.

Во-вторых, эти знания воплощаются в форме исследований о финансово-правовых нормах и их институтах - бюджетном, налоговом, банковском праве. При этом финансово-правовые нормы изучают как явления одного порядка, составляющие самостоятельную отрасль в праве, имеющие свою область правового урегулирования в ее непрерывном развитии и совершенствовании. На базе такого изучения выявляются и разрабатываются теоретические проблемы, связанные с применением норм финансового права в практической деятельности финансовых и кредитных работников, налоговых инспекторов.

В-третьих, эти знания воплощаются в форме “опытного знания» (по определению И. Канта). Финансовое право как наука изучает свой предмет не догматически, а в тесной связи с жизнью, с правоприменительной деятельностью финансовых органов: обобщается, анализируется опыт развития финансового права в цивилизованных странах Европы и Америки и все приемлемое заимствуется для использования в нашей стране.

Можно говорить о трех функциях, выполняемых финансовым правом как наукой по отношению к действующему финансовому закону, - аналитической, критической и конструктивной.

Аналитическая функция состоит в классификации, комментировании финансово-правовых норм, в приведении всех этих норм в стройную систему.

Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недочетов в действующем законодательстве, в фиксации несоответствий той или иной правовой нормы требованиям жизни.

Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов, т. е. ее действие предшествует изданию нового закона и используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право -- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

33.Субъекты ВЭД.

Участниками внешнеэкономической деятельности могут быть:

  • российские юридические лица;
  • российские физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • иностранные юридические лица и организации в иной форме;
  • иностранные физические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций участников внешнеэкономической деятельности делят на:

  • экспортеров;
  • импортеров, обеспечивающих многоканальных импортные поставки;
  • специализированных посредников.

В составе группы экспортеров выступают:

  • производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке;
  • отраслевые внешнеэкономические объединения;
  • другие участники внешнеэкономической деятельности.

Группа импортеров включает:

  • государственные организации федерального уровня, обеспечивающие по решению правительства закупки критического импорта (медицинских препаратов и оборудования, отдельных видов пищевого сырья, продуктов питания) за счет государственных валютных средств и кредитов;
  • региональные органы самоуправления, имеющие возможность за счет местных валютных фондов обеспечить импортные закупки потребительских товаров с целью пополнения внутреннего рынка и развития социальной сферы региона;
  • коммерческие структуры в числе крупные торгово-посреднические фирмы и торговые дома, занимающиеся исключительно импортными закупками и вытесняющие полугосударственный дотационный импорт;
  • различные хозяйственные организации, расположенные в регионах приграничной и прибрежной торговли, которые способствуют увеличению импортных поставок товаров массового спроса за счет валютной выручки в результате экспортных операций с использованием возможностей местных ресурсов.

Специализированные посредники в сфере ВЭД выступают как комиссионеры, оформляя свои отношения с зарубежными партнерами, а также производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров договорами комиссии или поручений.

При заключении договора-комиссии с внешнеторговым посредником (комиссионером) предприятие (комитент) поручает совершить экспортно-импортные операции за вознаграждение и за счет комитента, но от имени контрагента. По договору-поручению посредник заключает внешнеторговый контракт от имени доверителя (экспортера или импортера).

В качестве внешнеторговых посредников на российском рынке работают 175 отраслевых внешнеэкономических объединений и внешнеэкономических организаций Минэкономразвития России, а также акционерные общества и ассоциации внешнеторгового профиля. Посреднические функции в области таможенной практики выполняют таможенные брокеры и специалисты по таможенному оформлению грузов, объединившиеся в ассоциацию российских таможенных брокеров. Таможенные брокеры, имеющие статус декларанта, при таможенном оформлении товаров и товаросопроводительных документов действуют от собственного имени и могут осуществлять таможенные платежи в иностранной валюте.

В настоящее время структура посреднических организаций, услугами которых могли бы воспользоваться предприятия–производители экспортной продукции в России, не сформировалась.

Участники ВЭД создаются в следующих организационно-правовых формах:

  1. хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере);
  2. акционерные общества (открытые и закрытые);
  3. общества с ограниченной ответственностью.

Самой распространенной организационно-правовой формой объединения в сфере ВЭД является акционерное общество

34.Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности.

Наши рекомендации