Отказ в государственной регистрации

Согласно ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствие ее учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания организации не допускается. В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации основаниями для отказа являются:

Согласно действующему законодательству, и в частности, Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в регистрации допускается только в случаях установленных законом, но практика демонстрирует нам картину, несколько отличающуюся от теории.

Итак, по закону отказ в регистрации ЮЛ может быть выдан в следующих случаях:

1. Непредставление или неполное представление необходимых для регистрации документов, установленных законодательством.

2. Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

3. Юридическое лицо, подавшее документы для регистрации изменений, находится в стадии ликвидации.

4. Не соблюдена нотариальная форма представления документов или заявление (форма P11001, Р13001, Р14001 и другие) подписано неуполномоченным на то лицом. При всех видах регистрации юридических лиц с общим пакетом документов обязательно предоставляется заявление, подпись заявителя на котором должна быть заверена нотариально.

5. Попытка регистрации ИП, в то время как физическое лицо еще не ликвидировало ранее созданное ИП. Также законом запрещается регистрация ИП, если в отношении физического лица имеется вступившее в законную силу судебное решение о запрете заниматься предпринимательской деятельностью в течение определенного срока.

6. Попытка зарегистрировать выход из ООО всех участников или единственного участника Общества. Подобная процедура запрещена законом, и в этом случае участники или единственный участник должны регистрировать ликвидацию ООО.

Отказ в регистрации не допускается на основаниях, не перечисленных в законе, и, согласно все тому же закону, полученный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Но это опять же теория. Практика говорит нам, что, во-первых, получить отказ может каждый – стоит только налоговому органу того захотеть, а во-вторых, чтобы обжаловать отказ, придется потратить столько времени, сил и нервов, что лучше эту затею сразу записать в разряд невозможных. Что касается раздачи налоговиками отказов направо и налево, то это неудивительно, ведь под пункт «непредставление надлежащих сведений о юридическом лице или представление недостоверных сведений» может быть загнана практически любая ошибка, неточность или вызывающая у сотрудников налоговой сомнение информация.

Сюда же входят отказы из-за юридических адресов, которые на сегодняшний день являются основной причиной получения отказов и выдаются с формулировкой «недостоверная информация об адресе ЮЛ».

Самое неприятное в ситуациях с отказами то, что при получении отказа всю процедуру придется проходить заново, а значит, вам неминуемо грозят большие потери времени, сил и, конечно, денег, ведь все пошлины (а также услуги нотариуса) придется оплачивать заново. При повторной подаче документов на регистрацию главное – устранить ошибку, из-за которой был получен отказ, и, конечно, не совершить новых.

Помимо неосведомленности предпринимателей в вопросах правильного оформления документов на регистрацию в большом количестве отказов есть и еще одна причина: отсутствие единой схемы работы в налоговой инспекции. Так, двое разных инспекторов-консультантов могут сказать совершенно противоположные вещи, а документы на регистрацию, по закону подлости, всегда попадают к инспектору со взглядами, противоположными тому варианту, к которому Вы в итоге прислушались.

Кроме того, подобной «штамповке» отказов способствует и тот факт, что сейчас при выдаче отказа само дело заявителю не показывают (ранее при выдаче отказа, лицо, получающее документы могло сразу ознакомиться с самим делом на месте, не отходя от окна выдачи и сразу наглядно увидеть все свои ошибки). Сегодня регистрант просто получает отказ без всяких дальнейших объяснений, и, если заявитель начинает задавать вопросы, то в ответ получает не вполне корректную формулировку о том, что в его отказе всё «черным по белому» прописано.

Так из-за отсутствия единой политики в проведении процедуры регистрации юридических лиц инспектора направо и налево штампуют отказы, а предприниматели все больше разубеждаются в существовании для налоговиков понятия закона в общепринятом смысле.

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

СОДЕРЖАНИЕ СВЕДЕНИЙ ЕГРЮЛ И ЕГРИП,

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

В РФ ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, представленных при государственной регистрации, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.

Внесение изменений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Деятельность Справочной Службы Юридических Лиц осуществляется на основании Решения межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (Уведомление №51-09-17/0210 от 1 октября 2010 года) о предоставлении ООО "Справочная Служба Юридических Лиц" доступа к сведениям, содержащимся в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) и Едином Государственном Реестре Индивидуальных Предпринимателей (ЕГРИП), а также[1]:

Статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которой сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, являются открытыми и общедоступными (за исключением паспортных данных физических лиц и сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», на основании которой общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в соответствии с которой предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Постановления правительства РФ от 21 апреля 1995 года №399 "О совершенствовании информационной системы предоставлении бухгалтерской отчетности".

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН, читается как "иэнэн")— это специальный цифровой код, который выдается физическим и юридическим лицам в целях упорядочения и контроля уплаты налогов.

Наши рекомендации