Об обществах с ограниченной ответственностью

(в ред. Федеральных законов

от 11.07.1998 N 96-ФЗ, от 31.12.1998 N 193-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ,

от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ,

от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ,

от 02.08.2009 N 217-ФЗ, от 27.12.2009 N 352-ФЗ,

от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.12.2010 N 401-ФЗ,

от 28.12.2010 N 409-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

от 18.07.2011 N 228-ФЗ (ред. 30.11.2011),

от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 29.12.2012 N 282-ФЗ,

от 23.07.2013 N 210-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ,

от 05.05.2014 N 129-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Комментарий к статье 1

1. Комментируемая статья в п. 1 определяет общественные отношения, регулируемые комментируемым Законом, или, иными словами, определяет предмет регулирования данного Закона, а в п. п. 2 и 3 определяет сферу действия комментируемого Закона.

Как говорилось во введении, комментируемый Закон принят во исполнение прямого предписания, содержащегося в п. 3 ст. 87 части первой ГК РФ: правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются данным Кодексом и Законом об обществах с ограниченной ответственностью. На основании и в развитие приведенной нормы ГК РФ в п. 1 комментируемой статьи установлено, что комментируемый Закон определяет не только правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, но и порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

В пункте 1 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 судам при рассмотрении споров, связанных с применением комментируемого Закона, предписано исходить из того, что его действие распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, включая те, которые приобрели такую организационно-правовую форму в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" <30>, предусматривающей применение норм законодательства об обществах с ограниченной ответственностью к ранее созданным товариществам с ограниченной ответственностью и обязывающей последних привести свои учредительные документы в соответствие с нормами гл. 4 части первой ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью в порядке и сроки, определенные комментируемым Законом (об указанных порядке и сроках см. комментарий к ст. 59 Закона).

--------------------------------

<30> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3302.

В части регулирования отношений, возникающих при создании, реорганизации и ликвидации общества, предмет регулирования комментируемого Закона находится во взаимосвязи с предметом регулирования Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (наименование в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ; далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц). Названный Закон согласно ч. 1 его ст. 1 регулирует в том числе отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Необходимо также учитывать то, что изложено в п. п. 4.1.1 - 4.1.3 раздел III Концепции развития гражданского законодательства России в отношении законодательства о хозяйственных обществах:

совершенствование законодательства о хозяйственных обществах должно осуществляться, во-первых, путем сокращения множественности законов, устанавливающих особенности гражданско-правового статуса отдельных разновидностей хозяйственных обществ (что позволит минимизировать противоречия в правовом регулировании); во-вторых, путем максимальной детализации содержащихся в них правовых норм;

основным источником правового регулирования отношений, возникающих в рамках хозяйственных обществ, должен оставаться ГК РФ. В перспективе все нормы права, определяющие гражданско-правовой статус хозяйственных обществ, можно было бы включить в данный Кодекс. Опыт включения положений о хозяйственных обществах в единый кодифицированный акт существует во Франции, Швейцарии, Нидерландах. Сходное решение планировалось и в проекте Гражданского уложения Российской Империи. В любом случае именно ГК должен закреплять все основные критерии, характеризующие виды хозяйственных обществ, что позволит избежать принятия законов, устанавливающих особенности правового статуса новых, нередко сомнительных модификаций хозяйственных обществ (например, "акционерных обществ работников");

на нынешнем этапе совершенствования законодательства о хозяйственных обществах целесообразно принять единый закон о хозяйственных обществах. В пользу такого подхода говорит наличие множества общих норм, которые с незначительными изъятиями можно применить ко всем видам хозяйственных обществ.

2. Положение п. 2 комментируемой статьи предусматривает изъятие из сферы действия комментируемого Закона: особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, ипотечных агентов и специализированных обществ определяются иными федеральными законами, нежели комментируемый Закон (указание на общества в сфере частной охранной деятельности включено с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ, а указание на ипотечных агентов и специализированные общества - с 1 июля 2014 г. Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ). Как отмечалось авторами проекта комментируемого Закона, возможность установления другими (специальными) законами правил, определяющих особенности правового положения таких обществ, предусмотрена с учетом практики использования данной формы в различных сферах хозяйственной деятельности.

С указанным изъятием лишь частично согласуется следующее положение, включенное Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ <31> в ч. 2 п. 3 ст. 87 части первой ГК РФ: особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14. В указанном Постановлении судам предписано иметь в виду, что круг вопросов, указанных в приведенных нормах комментируемого Закона и Кодекса, по которым особенности правового регулирования названных в них обществ могут устанавливаться в иных федеральных законах, является исчерпывающим; по другим вопросам, в том числе связанным с гарантиями и способами защиты прав участников обществ (кроме кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью), применяются общие положения комментируемого Закона.

--------------------------------

<31> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3471.

Основными законодательными актами, о которых идет речь в п. 2 комментируемой статьи, являются: для обществ в сфере банковской деятельности - Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (полностью изложен в новой редакции Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ; далее - Закон о банках) и Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <32>; для обществ в сфере страховой деятельности - Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон о страховом деле); для обществ в сфере частной охранной деятельности - Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <33>; для обществ в сфере инвестиционной деятельности - Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <34>, а также Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <35> и ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <36>; для ипотечных агентов - Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <37>; для специализированных обществ - Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <38> (гл. 3.1 "Специализированное общество"). При этом следует учитывать норму п. 7 ст. 11 комментируемого Закона, предусматривающую, что особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом (см. комментарий к указанной статье).

--------------------------------

<32> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<33> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

<34> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

<35> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.

<36> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

<37> СЗ РФ. 2003. N 46. Ст. 4448.

<38> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14, особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в области сельскохозяйственного производства относятся лишь к тем из них, которые созданы на базе колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, либо вновь образованы для ведения деятельности в этой сфере, и не распространяются на общества, действующие в промышленности и осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции, выполнение работ и оказание услуг для сельскохозяйственных производителей. Порядок реорганизации колхозов, совхозов и других предприятий, непосредственно занятых сельскохозяйственным производством, определялся Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" <39>, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" <40> (все указанные документы утратили силу).

--------------------------------

<39> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

<40> Российская газета. 1992. N 211.

3. В связи с принятием Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <41> Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ в комментируемую статью включен п. 3, предусматривающий еще одно изъятие из сферы действия комментируемого Закона.

--------------------------------

<41> СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.

Данным пунктом установлено, что положениями Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" регулируются отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами.

В целях Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" понятие "хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" определено п. 2 ч. 1 его ст. 3 как хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и указанных в ст. 6 названного Закона.

Понятие "контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение" в п. 3 ч. 1 ст. 3 названного Закона (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 322-ФЗ <42>) определено следующим образом: возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества, на общем собрании акционеров (участников) такого хозяйственного общества, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете) и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении его функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения, а также возможность иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества или безусловная возможность иностранного инвестора или группы лиц избирать 25 и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества.

--------------------------------

<42> www.pravo.gov.ru. 2011. 17 ноября.

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье, как указано в ее названии, определены основные положения об обществах с ограниченной ответственностью. В части первой ГК РФ содержится одноименная ст. 87, однако из нее в комментируемой статье (ч. ч. 1 и 2 п. 1 соответственно) воспроизведены только следующие положения ч. ч. 1 и 2 п. 1: обществом с ограниченной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей (ч. 1); участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников (ч. 2).

Следует отметить, что как п. 1 ст. 87 ГК РФ, так и п. 1 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2008 г. N 312-ФЗ полностью изложены в новой редакции. Однако изменения сводятся лишь к уточнению используемой терминологии: в целях упрощения формулировок норм термины "вклад в уставный капитал", "внесение вкладов" и иные производные заменены термином "оплата доли в уставном капитале". Кроме того, из ч. 1 п. 1 ст. 87 ГК РФ исключено упоминание об учреждении общества, а в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи это упоминание заменено указанием на создание общества, поскольку общество может быть создано не только путем его учреждения, но и путем реорганизации другого юридического лица (см. комментарий к ст. 11 Закона).

То, что общество с ограниченной ответственностью является одной из организационно-правовых форм хозяйственных обществ, предусмотрено в п. 3 ст. 66 части первой ГК РФ. Другими такими формами согласно указанной норме являются акционерное общество и общество с дополнительной ответственностью.

Указанная ст. 66 Кодекса содержит основные положения о хозяйственных товариществах и обществах, в п. 1 определяя следующее: хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом; имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности; в случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Как видно, последнее из приведенных положений учтено в ч. 1 п. 1 комментируемой статьи.

Деление организаций на коммерческие и некоммерческие предусмотрено в п. 1 ст. 50 части первой ГК РФ: юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Согласно п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 393-ФЗ <43>) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

--------------------------------

<43> www.pravo.gov.ru. 2011. 6 декабря.

К обществу с ограниченной ответственностью близки такие организационно-правовые формы коммерческих организаций, как полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) (только в этих формах согласно п. 2 ст. 66 ГК РФ могут создаваться хозяйственные товарищества), общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество и производственный кооператив, поскольку именно в указанные формы согласно п. 1 ст. 56 комментируемого Закона может осуществляться преобразование общества с ограниченной ответственностью. В отношении указанных организационно-правовых форм юридических лиц необходимо отметить следующее:

полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ);

товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82 ГК РФ);

обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества; при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК РФ);

акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций; акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Законом об АО. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами (в частности, Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <44>) и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий. Следует отметить, что существует Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" <45>, который определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий). Однако в Концепции развития корпоративного законодательства отмечалось, что необходимо отказаться от конструкции "акционерного общества работников", или "народного предприятия", представляющего собой гибрид акционерного общества и производственного кооператива, поскольку она противоречит общим принципам российского корпоративного законодательства;

--------------------------------

<44> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

<45> СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3611.

производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов; законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц; производственный кооператив является коммерческой организацией (п. 1 ст. 107 ГК РФ). Правовое положение производственных кооперативов и права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о производственных кооперативах, в частности, Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" <46>, Федеральным законом от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" <47>.

--------------------------------

<46> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

<47> СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

Как отмечалось в п. 4.1.4 разд. III Концепции развития гражданского законодательства России, целесообразно оставить в гражданском законодательстве два основных вида хозяйственных обществ: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью; нет достаточных оснований для сохранения обществ с дополнительной ответственностью, не получивших практического распространения; сходный подход получил отражение в рекомендательном акте "Об обществах с ограниченной ответственностью", утвержденном Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств 2 ноября 1996 г., и в Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 г., одобренной Правительством РФ 18 мая 2006 г.

Говоря о солидарной ответственности, необходимо отметить следующее. Права кредитора при солидарной обязанности определены ст. 323 части первой ГК РФ: при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1); кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (п. 2).

Согласно ст. 324 данного Кодекса в случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует.

Статьей 325 ГК РФ регламентировано исполнение солидарной обязанности одним из должников: исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору (п. 1); если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников (п. 2); правила данной статьи применяются соответственно при прекращении солидарного обязательства зачетом встречного требования одного из должников (п. 3).

В отношении понятия убытков необходимо отметить следующее. В пункте 2 ст. 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Там же, в п. 2 ст. 15 Кодекса, предусмотрено, что в случае, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8:

при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены: смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. (п. 10);

размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено. В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров (п. 11).

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 20 февраля 2002 г. N 22-О <48>, в состав подлежащих возмещению убытков входят также расходы на представительство в суде и на оказание юридических услуг.

--------------------------------

<48> Экономика и жизнь. 2002. N 16.

2. В части 1 п. 2 комментируемой статьи указано, что общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Это положение основано на общей норме ч. 1 п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ, в которой дано определение понятия юридического лица: таковым признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Соответственно изложенному определению традиционно выделяют такие отличительные признаки юридического лица, как: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам; участие в гражданском обороте и в судебных инстанциях от своего имени.

Следует подчеркнуть, что общество имеет обособленное имущество в собственности. Как уже говорилось, в ч. 1 п. 1 ст. 66 ГК РФ в качестве одного из основных положений о хозяйственных товариществах и обществах определено, что имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Согласно более общей норме п. 3 ст. 213 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ <49>) коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

--------------------------------

<49> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4627.

В части 1 п. 2 комментируемой статьи также учтена общая норма ч. 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ, согласно которой (в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ <50>) юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету: в комментируемой статье указано, что принадлежащее обществу имущество учитывается на его самостоятельном балансе. Такой документ, как баланс, обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности общества.

--------------------------------

<50> СЗ РФ. 2010. N 19. Ст. 2291.

В части 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи содержатся нормы о правоспособности общества, основанные на следующих общих положениях п. 1 ст. 49 ГК РФ о правоспособности юридического лица: юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности; коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом; отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 судам при разрешении споров предписано учитывать, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Там же, в п. 18 указанного Постановления, даны следующие разъяснения:

при разрешении споров следует учитывать, что коммерческой организации, в учредительных документах которой не содержится указанный выше перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие соответствующим видом деятельности только на том основании, что соответствующий вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами;

унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ;

сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

В пункте 19 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 обращено внимание на то, что после введения в действие части первой ГК РФ виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом. Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <51>, но только тех отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен в ч. 1 ст. 12 названного Закона. Виды деятельности, на которые распространяется действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", перечислены в ч. 2 его ст. 1.

--------------------------------

<51> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

Наряду с прочим, в ч. 3 п. 2 комментируемой статьи по аналогии с ч. 2 п. 4 ст. 2 Закона об АО предусмотрено, что в случае, если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

3. В соответствии с ч. 1 п. 3 комментируемой статьи общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Данное положение, которое закреплено по аналогии с п. 5 ст. 2 Закона об АО, основывалось на общей норме п. 2 ст. 51 части первой ГК РФ, согласно которой юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Однако данная норма Кодекса претерпела изменение - после внесения изменений Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ <52> в п. 8 указанной статьи установлено, что юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр. Изменение же в п. 3 комментируемой статьи по не вполне понятной причине не внесено.

--------------------------------

<52> www.pravo.gov.ru. 2013. 30 июня.

То, что общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, закреплено в ст. 13 комментируемого Закона на основании общей нормы п. 1 ст. 51 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье). Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 9 июня 2000 г. N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" <53>, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

--------------------------------

<53> ВВАС РФ. 2000. N 7.

Согласно ч. 2 п. 3 комментируемой статьи общество создается без ограничения срока. При этом предусмотрено, что уставом общества может быть установлено иное, т.е. уставом общества может быть определ

Наши рекомендации