Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания

Действующее законодательство предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления и перевоспитания осужденных.

При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытого наказания более мягким. К лицам, заболевшим в период отбывания наказания тяжелой или хронической душевной болезнью, может быть также применен закон о досрочном освобождении. Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора.

Осуществляя надзор за законностью применения закона об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений.

Меры реагирования прокурора:

1. Еще до судебного заседания прокурору следует тщательно изучить материалы, содержащие ходатайство администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного.

2. Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурору надлежит ознакомиться с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях.

3. Известные затруднения у прокуроров вызывает определения критерия исправления и перевоспитания осужденного, при наличии которого может быть применено условно-досрочное освобождение. УДО применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением.

4. Участие прокурора в рассмотрении судом материалов об УДО осужденных является одним из условий, обеспечивающих вынесение судьей законных и обоснованных постановлений.

5. Давая заключение в судебном заседании, прокурор в каждом случае выясняет, соблюдено ли требование закона об истечении установленного срока, необходимого для представления осужденного к УДО; возможно ли применение такого освобождения, исходя из юридической оценки совершенного преступления; есть ли подтверждение примерного поведения и честного отношения к труду.

6. Прокурор обязан проверит законность и обоснованность каждого постановления судьи об УДО и если признает, что постановление не соответствует или противоречит закону, то приносит протест на предмет его отмены.

При решении вопросов связанных с досрочным освобождением осужденных по болезни, прокурору надлежит иметь ввиду, что такое освобождение может наступить лишь в случаях, когда осужденный заболел хронической душевной или иной тяжкой болезнью во время отбывания наказания.

Материал о досрочном освобождении по болезни представляется начальником органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии.

Статья 70. Условно-досрочное освобождение от
отбывания наказания

1. Лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.

2. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью первой статьи 45 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

3. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:

a. не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;

b. не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;

c. не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также трех четвертей срока наказания, назначенного лицу ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи.

4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.

5. Лицо, отбывающее назначенное судом пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.

6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом по месту жительства освобожденного, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

7. Если в течение оставшейся неотбытой части наказания лицо, к которому было применено условно-досрочное освобождение, совершило:

a. нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонилось от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания;

b. преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом при назначении наказания за новое преступление;

c. умышленное преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 60 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

8. Условно-досрочное освобождение не применяется к лицу, которому наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования.

Планы семинарских (практических) занятий

Тема Содержание семинарского занятия Неделя Литература
Прокурорский надзор как самостоятельный вид государственной деятельности 1. Основные понятия прокурорского надзора 2. Предмет прокурорского надзора 3. Правовое регулирование прокурорского надзора   1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Задачи и принципы организации и деятельности прокуратуры.   Цели и задачи прокурорского надзора 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры   1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Нравственные начала в деятельности прокуроров 1. Понятие нравственных начал 2. Нравственные начала в деятельности прокуроров   1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов   Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов и законностью правовых актов Акты прокурорского реагирования   1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
  Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие   Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие 1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
  Надзор за законностью возбуждения уголовных дел   1. Понятие возбуждения уголовного дела 2. Субъекты надзора за законностью возбуждения уголовных дел   1-6 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Надзор за законностью возбуждения уголовных дел 1. Понятие возбуждения уголовного дела 2. Субъекты надзора за законностью возбуждения уголовных дел   7-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Прокурорский надзор и процессуальная самостоятельность следователя Понятие прокурорского надзора 2. Процессуальный статус следователя 1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Деятельность прокуратуры по координации борьбы с преступностью
  1. Сущность и значение координации борьбы с преступностью
  2. Правовые и организационные основы координации
  3. Формы координации
  4. Роль прокуратуры в координации
 
1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 1. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел 2. Процессуальное положение прокурора в суде 3. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел 4. Участие прокурора в стадии надзорного производства   1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии исполнении приговоров   Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров, связанных с лишением свободы Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров, связанных исправительными работами Надзор за законностью досрочного освобождение осужденных от отбывания наказания   1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел 1. Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел 2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции 3. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства 4. Участие прокурора в стадии исполнительного производства 1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  
Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних 1. Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних 2. Надзор за исполнением законов об охране прав и законных интересов несовершеннолетних 3. Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве 4. Надзор за исполнением законов администрацией учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом несовершеннолетним 1-13 (1) стр. 6-8,15-21,26-30  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И СТУДИЙНЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекционных занятиях: студент обязан посещать все лекционные занятия, конспектирование лекционного материала также является обязательным. При рассмотрении новых тем, часто основывающихся на уже изученном материале, на лекциях могут быть поставлены вопросы на повторение, на знание событий, происходящих в современном мире, на знание исторических событий, на логическое и критическое мышление, активное участие в лекции предполагает попытки студента ответить на данные вопросы.

Работа на семинарских занятиях: присутствие студента на семинарских занятиях обязательно в неделю предусмотрено одно семинарское занятие. Каждый студент в течение семестра должен ответить на семинаре 2-3 раза.

Участие в семинаре предполагает подготовку к семинару, ответы на дополнительные вопросы, постановку вопросов отвечающим студентам, представление интересных фактов по данной теме или констатацию происходящих в государстве и мире событий, относящихся к предмету рассматриваемой темы.

Самостоятельная работа обучающегося – это особый вид учебной деятельности, направленный на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки.

СРО связана с реализацией практических задач, обеспечивающих развитие логического мышления, творческой активности. Исследовательского подхода в освоении учебного материала.

Как правило, СРО включает внеаудиторное время с участием преподавателя (СРСП) и внеаудиторное время без участия преподавателя (СРС).

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) в неделю предусмотрено 3 СРСП. СРСП будут посвящены текущим лекционным темам, а также обсуждению вопросов, детализирующих рассматриваемую тему. СРСП может носить форму диспута, круглого стола, защиты рефератов, работы в малых группах, составления схем и таблиц, проведения сравнительного анализа.

На СРСП студент может обратиться к преподавателю с возникшими по учебному курсу вопросами, с какими-либо затруднениями, возникшими в ходе подготовки к семинарским занятиям или при выполнении самостоятельных работ.

Время, отведенное по расписанию для СРСП, также будет использоваться для сдачи-принятия отчетностей по текущим лекционным темам.

Самостоятельная работа студента (СРС): по курсу предусмотрено 6 самостоятельных работ: 3 работы должны быть сданы студентом до первого рубежного контроля, 3 работы – до второго рубежного контроля. К каждому занятию (2 лекции и 1 семинар) предусмотрены самостоятельные работы (см. «График и содержание занятий»), студент выполняет по выбору 6 из предложенных заданий. Если названа только тема самостоятельной работы, а форма ее выполнения не указана (доклад, таблица, схема и т.д.), то студент сам определяет форму выполнения самостоятельной работы, приемлемую, на его взгляд, для данного вопроса, темы. Все самостоятельные работы должны быть выполнены в различных формах, студент не может выбрать только 6 рефератов, 6 докладов, 6 таблиц и т.д., это должен быть один реферат, один доклад, одна таблица, одна схема и т.д.

Практическое занятие № 1

Тема: Прокурорский надзор как самостоятельный вид государственной деятельности

Содержание практического занятия:

1. Основные понятия прокурорского надзора

2. Предмет прокурорского надзора

3. Правовое регулирование прокурорского надзора

Литература: 1, 2. 3, 14, 17, 20, 24.

Методические рекомендации:

На основании данной литературы необходимо составить конспект по всем вопросам практического занятия и доложить на занятии в виде устного индивидуального ответа

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации