Вопрос 2. Полемические приемы

В полемике применяют следующие приемы:

Выяснение принципиальной позиции оппонента по спорному вопросу. Это облегчает поиск нужных для убеждения оппонента аргументов, а иногда делает дальнейшую полемику бессмысленной (например, зачем спорить с человеком о том, нужны ли Казахстану два государственных языка, если он не против, чтобы русские исчезли из Казахстана).

Использование психологических доводов:

- довод к человеку (обращение к личным качествам или поступкам того лица, чья идея или предложение обсуждается);

- довод к публике (апелляция к чувствам свидетелей спора с целью склонить их на сторону говорящего);

- ссылка на авторитет (на высказывание или действие человека, пользующегося влиянием).

- сопоставление утверждения оппонента с его поступками. Этот прием оказывает сильное давление.

- обращение доводов оппонента против него самого - прием, называемый "возвратный ударом".

- применение юмора, иронии, сарказма.

- перехват инициативы у оппонента, атака вопросами.

- прием бумеранга – означает метательное орудие, возвращается к тому месту, откуда было пущено.

Другими полемическими приемами можно считать юмор, иронию, сарказм (см. тему 7 данного пособия).

Следующий прием – «довод к человеку» т. е. иногда вместо обсуждения по существу того или иного положения начинают оценивать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Атака вопросами – это также полемический прием, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы. Цель данных приемов – сделать положение оппонента затруднительным, создать для себя выгодное положение.

Запрещенные приемы полемики:

Приклеивание ярлыков ("Да, вы догматик"! или "Вы консерватор") (спор - в перепалку).

"Расстрел" красивыми фразами ("так рассуждает человек, не любящий свою Родину:", защита: "Только без красивых фраз:").

Ложь (ссылка на несуществующий источник).

Зажимание рта, "палочный аргумент" ("Вы можете, оставаться при своем мнении, но тогда:").

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между понятиями «диспут», «спор», «полемика», «дебаты»,«пре­ния», «дискуссия»?

2. Что такое имплицитная полемичность и эксплицитная полемичность?

3. Важна ли в полемике целевая направленность? Почему? Аргументируйте свои выводы.

Задания по теме

В имеющейся литературе по риторике найдите другие виды полемических приемов, охарактеризуйте их.

Темы практических занятий

Практические занятия по риторике должны способствовать развитию умений и навыков словесного оформления выступления, а также убедительности и эффективности публичной судебной речи.

Обязательным условием изучения данного курса является ведение конспектов биографий и речей следующих судебных ораторов: Кони А.Ф., Карабчевский Н.П., Александров П.А., Плевако Ф.Н., Спасович В.Д., Царев В.И., Кан Н.П., Киселев Я.В., Кисенишский М.М.

Творческие задания предполагают самостоятельную работу по написанию и произнесению публичной речи (до 3-х минут) на практических занятиях.

Практическое занятие № 1. Предмет, метод, структура риторики. Роды и виды ораторского искусства.

Методические указания.

Изучая данную тему, необходимо уяснить, что риторика является одним из важных составляющих блоков подготовки специалистов в области права.

Предмет "Юридическая риторика"– это учебный курс, помогающий овладеть ораторским искусством. Выражение ораторское искусство имеет несколько значений – это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена.

Студентам необходимо уяснить эти понятия, познакомиться с риторическими школами античности, с основными этапами развития риторических традиций в России.

Вопросы для проведения устного опроса

1. Предмет, задачи и метод изучения риторики.

2. Какие роды и виды красноречия вы знаете? Какова основа их классификации?

3. Каковы особенности социально-политического красноречия? Проанализируйте речи Д. С. Лихачева и А. И. Солженицына, отметьте характерные особенности этих речей.

4. Что такое академическое красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте речи А. А. Ухтомского и В. В. Виноградова, помещенные в данном издании.

5. Что такое судебное красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте приведенные в пособии судебные речи В. И. Лившица и И. М. Кисенишского. Отметьте их характерные особенности.

6. Особенности социально-бытового красноречия.

7. Что такое духовное (церковно-богословское) красноречие? Каковы его особенности? Проанализируйте речи А. Меня. Назовите основные черты этих речей.

Литература:

Аннушкин, В.И. Зачем нужна риторика? / В.И. Аннушкин // Русская речь. – 1988. № 5. С. 23-24.

Апресян, Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. ─ 2-е изд. ─ М.: МГУ,1978. ─ 256 с.

Безменова, Н.А. Очерки по теории и истории риторики / Н.А. Безменова. – М.: Наука, 1991. – 215 с.

Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. – М: Наука, 2000. – 428с.

Кохтев, Н.Н. Риторика. Учебное пособие / Н.Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

Наши рекомендации